Повреждения, получаемые при падении.
Падение с высоты происходит в результате несчастных случаев, при самоубийствах и убийствах. Характер и тяжесть повреждений зависят от высоты падения, от особенностей грунта (асфальт, кирпич, земля и т. д.), от области соударения тела (конечности, ягодицы, голова и т. д.) и его массы (веса).
В судебной медицине различают два вида падения: с высоты собственного роста и с большей высоты.
При падении человека с высоты собственного роста преимущественно страдает голова. По месту приложения силы обычно возникают ссадины, кровоподтеки, ушибленные раны, переломы лицевого или мозгового черепа. Линии переломов соответствуют направлению падения. При падении на лоб или затылок на основании и полюсах лобных и височных долей образуются очаговые ушибы коры головного мозга. При падении на височную область очаговые ушибы коры чаще локализуются на боковой поверхности противоположной височной доли и реже — в коре височной доли по месту приложения силы. Падение на заднебоковую поверхность головы чаще всего приводит к образованию очаговых ушибов коры на основании и полюсах лобной и височной долей противоположного большого полушария мозга. При падении с предварительным толчком в грудь, живот или ударами в голову наружные повреждения, как правило, образуются в зоне, близкой к верхним отделам головы (теменная область).
Характер повреждений от падений с высоты зависит от того, на какую часть тела было падение: на ноги, на голову, на туловище.
При падениях с высоты различают прямое (беспрепятственное) падение и непрямое (ступенчатое).
При прямом (беспрепятственном) падении основные повреждения на теле человека возникают от однократного ударного воздействия. Характер этих повреждений определяется размерами и рельефом поверхности падения. По размерам эта поверхность в подавляющем большинстве случаев является неограниченной. Гораздо реже встречаются падения на отдельно стоящие крупногабаритные предметы, область воздействия которых ограничивается поверхностями, прилегающими к краям или углам этого предмета.
При непрямом (ступенчатом) падении тело встречает при своем движении какие-либо выступающие предметы с ограниченной травмирующей поверхностью (балконы, козырьки, навесы, карнизы и др.). Форма, размер и рельеф травмирующих элементов этих предметов достаточно разнообразны. Ступенчатым характером обычно отличаются падения в ограниченном пространстве (например, шахты, лестничные пролеты), а также падения по неровным наклонным поверхностям: ступеням эскалаторов, крутым горным склонам и т. д.
Чем выше высота падения, тем более выражены признаки общего сотрясения тела. Место приложения силы при ударе о грунт связано с траекторией падения и зависит от высоты падения, исходной позы пострадавшего, а также от того, придавалось ли телу предварительное горизонтальное или под углом ускорение (самостоятельное отталкивание от опоры, посторонний толчок выше или ниже центра тяжести тела и т. п.). В зависимости от состояния человека (например, алкогольное опьянение, бессознательное состояние) падение может иметь нескоординированный характер. Совокупности повреждений при координированном и беспорядочном падениях различаются. Повреждения, образующиеся при ступенчатом и несвободном падениях, имеют некоторые отличительные черты. При сохранении всех остальных признаков повреждения от падения с высоты (множественность, отдаленные переломы, преобладание объема внутренних повреждений и признаков общего сотрясения тела) характеризуются разносторонней локализацией и могут располагаться не только на смежных, но и на противоположных поверхностях тела.
ТЕМА 5
Транспортные травмы
В судебно-медицинской практике довольно часто приходится исследовать травматические последствия смертельного и несмертельного воздействия на человека различных видов транспортных средств. Такого рода повреждения относятся к тупой травме, однако имеют значительные характерные особенности, поэтому рассматриваются отдельно от остальных видов тупой травмы.
Выделяются несколько видов транспортной травмы: автомобильная, мотоциклетная, железнодорожная, авиационная, от водного транспорта и др.
Под автомобильной травмой необходимо понимать повреждения или комплекс повреждений, причиняемых человеку наружными или внутренними частями движущегося автомобиля, а также повреждения, возникающие при соударении тела с дорожным покрытием при выпадении из автомобиля. Все иные повреждения, образующиеся при техническом обслуживании автомобиля, стоящего на месте, к автомобильной травме не относятся. Не следует считать автомобильной травмой и случаи смерти водителей и пассажиров в автомобиле от утопления, отравления угарным газом, ожогов и др.
Автомобильная травма подразделяется на следующие виды:
— травма от столкновения движущегося автомобиля с человеком (наезд);
— травма от переезда тела (пешехода) колесом автомобиля;
— травма от выпадения человека (водителя, пассажира) из движущегося автомобиля;
— травма водителя и пассажира внутри автомобиля от воздействия внутренних его частей;
— травма от сдавления тела между автомобилем и другими предметами или грунтом;
— комбинированные виды травмы;
— атипичные случаи.
Многообразие автомобильной травмы определяется многообразием факторов, которые влияют на механизм возникновения этой травмы. Основные из них:
— скорость движения автомобиля;
— форма травмирующей поверхности;
— размеры транспортного средства;
— положение тела жертвы в момент травмы;
— наличие элементов, смягчающих удар или иное воздействие повреждающего фактора (например, толстая, плотная и мягкая одежда на теле);
— рост, вес и другие особенности жертвы.
Влияние перечисленных факторов на характер повреждений, возникающих в результате травматизации, проявляется во взаимодействии их друг с другом.
Травма от столкновения движущегося автомобиля с человеком (наезд).
Основными фазами наезда являются: столкновение частей автомобиля с телом; падение тела на автомобиль; отбрасывание тела и падение его на грунт; скольжение тела по грунту.
В большинстве случаев наезд происходит выступающими частями передней поверхности автомобиля: бампером, облицовкой радиатора, передним краем капота, фарой, крылом. В момент удара соприкасающиеся части автомобиля и человека взаимно повреждаются. На автомобиле возникают вмятины капота, облицовки радиатора, разбиваются стекла фар и подфарников и т. д., а на теле человека образуются контактные повреждения, расположенные обычно на высоте ударяющей части автомобиля. Первоначальный удар легкового автомобиля, как правило, наносится на уровне голеней ниже центра тяжести человека, в результате чего пострадавший падает на машину (I фаза) и получает повреждения грудной клетки и головы от вторичного удара при падении на капот (II фаза). Грузовой автомобиль, автобус или троллейбус наносит удар на уровне или даже выше центра тяжести тела человека, поэтому выпадает вторая фаза, т.е. нет падения на капот.
Повреждения вследствие отбрасывания тела, падения и скольжения его по дорожному покрытию (III фаза) в виде ссадин, кровоподтеков и ушибленных ран будут располагаться на противоположных поверхностях тела, как и следы скольжения, обширные осаднения, на фоне которых хорошо заметны более глубокие параллельные царапины, нередко загрязненные частицами дорожного покрытия.
Переезд.Переезд колесом или колесами автомобиля через тело человека как самостоятельный вид автотравмы встречается довольно редко. Чаше переезд комбинируется с другими видами автомобильной травмы (наезд, выпадение).
Фазами переезда являются: соприкосновение колес с телом; толкание, иногда переворачивание тела колесом; въезд колеса на тело; перекатывание колеса через тело; волочение тела.
Основным механизмом возникновения повреждений при переезде колесом автомобиля тела человека является сдавливание тела жертвы между движущимся колесом и дорогой. Как правило, переезд сопровождается образованием тяжелых множественных, двусторонних повреждений в области, через которую переехало колесо машины. К характерным и специфичным для переезда повреждениям относятся отпечатки рисунка протектора колеса, которые можно обнаружить как на теле, так и на одежде.
Обнаружение отпечатка рисунка протектора имеет большое судебно-медицинское значение, так как позволяет решить ряд важных экспертных вопросов: определить наличие и вид автомобильной травмы, положение тела жертвы в момент переезда, тип и марку, а иногда и конкретный экземпляр автомашины.
Выпадение из движущегося автомобиля. Такой вид травматизма наблюдается чаще в сельской местности, где нередко перевозка людей производится в обычных грузовых машинах. В большинстве случаев выпадение происходит из кузова и реже из кабины автомобиля. В зависимости от положения пассажира в кузове и характера движения машины (крутой поворот, резкое торможение или внезапное ускорение движения) падение может происходить в разных направлениях: в сторону, вперед по ходу движения машины или назад через задний борт.
Основным механизмом образования повреждений при этом является удар о покрытие дороги и сотрясение тела. Повреждения от выпадения из кузова аналогичны повреждениям при падении с большой высоты.
Повреждения в кабине автомобиля. Травма внутри автомобиля обычно встречается при столкновении движущихся с большой скоростью машин друг с другом или с каким-либо неподвижным предметом или при переворачивании автомобиля. Однако тяжелые повреждения в кабине могут возникать также при резком ускорении движения или резком торможении.
Экспериментальное изучение травмы водителей и пассажиров на манекенах показало, что в момент любого столкновения они выталкиваются вперед и вверх и ударяются нижними конечностями в щиток приборов управления, головой — в потолок кабины или в ветровое стекло.
Грудь и живот водителя, кроме того, ударяются о рулевое колесо. Следовательно, основным механизмом образования повреждений при этом виде травмы является удар о внутренние части автомобиля и сотрясение тела.
От удара о приборный щиток, раму ветрового стекла и другие детали кабины на лице образуются обширные ушибленные рваные раны, сопровождающиеся осколочными и продольными переломами костей лицевого и мозгового черепа с повреждением головного мозга. Удар о ветровое стекло или стекло дверцы ведет к образованию на голове, лице, шее и кистях рук множественных резаных ран, в глубине которых обнаруживаются осколки стекол.
Очень характерными являются повреждения от удара о щиток управления, когда на передней поверхности коленных суставов появляются ссадины, ушибленные раны, переломы надколенников, а на отдалении непрямые повреждения: переломы бедренной кости, задние вывихи бедра, переломы таза в области вертлужной впадины и т. д.
Травма от сдавливания тела между автомобилем и другими предметами — это редкий вид автотравмы, в результате которой тело вертикально стоящего человека придавливается автомашиной к какому-либо неподвижному предмету (стена, кузов стоящей автомашины). При этом образуются множественные двухсторонние переломы ребер, разрывы и размозжения внутренних органов.
Мотоциклетная травма наблюдается реже автомобильной и отмечается рядом особенностей.
Прежде всего — при мототранспортных происшествиях кроме пешеходов очень часто страдают водители, пассажиры мотоцикла, что связано с конструктивными особенностями этого вида транспорта. В зависимости от обстоятельств и механизма причинения повреждения различают следующие виды мотоциклетной травмы:
— столкновение мотоцикла со встречным транспортом;
— падение с двигающегося мотоцикла;
— наезд мотоцикла на пешехода;
— наезд мотоцикла на неподвижные предметы;
— переезд колесами через пострадавшего;
— атипичные ситуации.
Столкновение мототранспорта с другими транспортными средствами состоит из следующих фаз: удар тела о части встречного и попутного транспорта, отбрасывание тела на мотоцикл или падение на землю, прижатие тела к дорожному покрытию частями столкнувшегося транспорта.
При этом повреждения могут располагаться на любой части тела и характеризуются обширностью и тяжестью, начиная от поверхностных повреждений кожных покровов, вплоть до грубых разрушений костей черепа, головного мозга, ребер, множественных переломов трубчатых костей, разрывов внутренних органов.
При падении с движущегося мотоцикла можно выделить три фазы: удар тела о части мотоцикла, удар тела о дорожное покрытие, скольжение тела по дорожному покрытию. Повреждения в результате удара тела о части мотоцикла чаще локализуются на передне-внутренних поверхностях нижних конечностей в виде полосовидных ссадин. Могут возникать переломы костей пальцев рук и кисти при попадании их в рычаги управления. При ударе тела о дорожное покрытие, как правило, наблюдаются переломы костей свода черепа и повреждения головного мозга.
Повреждения от удара колесом мотоцикла и коляски с грязевыми щитками располагаются в области голени. Повреждения от удара рулевым управлением локализуются в области поясницы и живота (у взрослых).
При наезде мотоцикла на неподвижные предметы механизм повреждений слагается из двух фаз: удар тела о преграду, отбрасывание тела и падение на землю. При переезде колесами через тело наблюдается прижатие тела колесом к дорожному покрытию, скольжение колеса по телу.
Железнодорожной травмойназывают механические повреждения, причиняемые телу человека частями движущегося рельсового транспорта. В зависимости от условий и обстоятельств происшествия различают пять основных видов железнодорожной травмы:
— удар движущимся поездом;
— переезд колесами;
— падение с движущегося поезда;
— сдавление вагонами;
— травма внутри вагонов при железнодорожных катастрофах;
Как правило, удар наносится передней поверхностью электровоза, тепловоза или головного вагона электропоезда сразу по всем частям тела (от голеней до головы), что приводит тяжелым повреждениям. При ударе поездом, движущимся с большой скоростью, тело обычно отбрасывается далеко в сторону, вплоть до обочины пути и кювета, и на рельсы не попадает.
Наиболее характерные для воздействия рельсового транспорта повреждения образуются при переезде колесами. Основной механизм травмы при этом — сильное сдавление и размозжение тканей в сочетании с ножницеобразным разделяющим действием колесного гребня (реборды), в результате чего происходит отделение частей тела или разделение тела на части.
Если в месте перекатывания колеса кожа не разрушается, то образуется ее повреждение, именуемое полосой давления и осаднения. Эти полосы образуются как от воздействия катящейся поверхности колеса, так и от головки рельса. Они помогают установить положение тела на нитке рельс.
Переезд железнодорожным транспортом нередко сопровождается волочением тела пострадавшего по полотну,иногда длительным, на протяжении сотен метров и даже нескольких километров. Во время волочения от ударов о шпалы и трения о балластный слой пути возникают обширные ссадины, царапины и раны, в глубине которых, на коже и одежде скапливается много смазочных веществ и частичек балласта (песок, гравий, ракушечник и т. п.). Иногда при этом возникает обширная отслойка мягких тканей или «спиливание» их до костей, отрывы конечностей, частичное или даже полное срывание одежды с тела. В таких случаях части расчлененного трупа и детали его одежды могут быть обнаружены на большом протяжении железнодорожного полотна.
Авиационной травмойназывают повреждения, возникающие у членов экипажа, пассажиров и других лиц в процессе эксплуатации и обслуживания летательных аппаратов. К летательным аппаратам относятся: винтомоторные и реактивные самолеты, вертолеты, дирижабли, аэростаты, планеры, пилотируемые воздушные шары и др. Наиболее изучены повреждения при летных происшествиях с самолетами. В зависимости от условий и обстоятельств происшествия, авиационную травму делят на следующие виды:
— травма внутри самолета во время полета;
— травма при покидании летящего самолета;
— травма внутри самолета при падении его на землю;
— травма внутри самолета, находящегося на земле;
— травма лиц, находящихся на земле вне самолета.
Травма внутри самолета во время полетаможет возникнуть при столкновении с птицами, другим самолетом, иными летающими предметами, при взрыве, пожаре на борту, при аварийной разгерметизации кабины и салона. Обычно подобные происшествия заканчиваются падением самолета на землю.
Травма при покидании летящего самолетаможет быть получена при парашютном прыжке — в момент отделения от самолета, при раскрытии парашюта и в момент приземления. Возникающие при этом повреждения называют еще парашютнойтравмой.
Характер и тяжесть травмы внутри самолета при падении его на землю зависят, в основном, от высоты, скорости и угла падения, а также от того, сопровождался ли удар самолета о землю взрывом и пожаром.
В момент столкновения самолета с землей повреждения у членов экипажа и пассажиров образуются от ударов о части кабины, салона и последующего сдавления отдельных областей или всего тела разрушившимися и сместившимися частями конструкции самолета. При этом возникают обширные грубые механические повреждения, вплоть до разрушения всего тела, с отрывом отдельных его частей (конечностей, головы), вскрытием полостей, разрушением и выбросом наружу внутренних органов.
При осмотре трупов и останков на месте происшествия следует искать первичные повреждения,возникающие у пилота и других членов экипажа от ударов о детали оборудования и предметы интерьера кабины (рукоятки штурвала, колонку, узел крепления колонки к штурвалу, боковую стенку кабины, подлокотники кресла, педали управления и т. п.) еще до разрушения самолета. Наличие этих повреждений помогает устанавливать состояние членов экипажа, их местоположение в кабине, позу и характер выполнявшихся ими рабочих операций в момент столкновения самолета с землей.
При ударе самолета о землю под небольшим углом (например, при попытке совершить посадку) возникают повреждения, в основном, связанные с действием не ударных, а инерционных сил — обширные рваные раны, а иногда отрывы головы и конечностей от туловища, фиксированного ремнями, или почти полное разделение туловища на уровне ремней.
Травма внутри самолета, находящегося на земле, может возникнуть при столкновении самолетов, перемещающихся по аэродрому, или самолета и автомобиля, при взрыве и пожаре на борту. Травмы лицам, находящимся на земле вне самолета, могут причиняться лопастями вращающегося винта, передней кромкой крыла и колесами шасси движущегося по земле (аэродрому) самолета, струей раскаленных газов или при засасывании тела в воздухозаборник работающего реактивного двигателя.
Воднотранспортная травма.
Специфичные варианты воднотранспортной травмы возникают от действия частей движущегося водного транспорта на тело жертвы, находящейся в воде. Большая часть повреждений от действия частей движущегося водного транспорта на теле жертв напоминают по своему внешнему виду массивные рубленые раны, причиненные не очень острыми рубящими предметами. В зависимости от того, какой из частей транспортного средства они причинены (подводными крыльями, лопастями винта), такие раны могут быть более или менее обширными, одиночными или множественными.
Непосредственной причиной смерти после травматизации водным транспортом может быть не смерть от кровопотери или иной причины, связанной с механическим повреждением, а утопление в воде, что достаточно легко устанавливается при судебно-медицинском исследовании трупа.
ТЕМА 6
Огнестрельные повреждения
Судебно-медицинской наукой к огнестрельным относятся повреждения, возникающие от действия снарядов, приводимых в движение за счет сгорания веществ типа пороха, а также повреждения, образующиеся за счет факторов, сопутствующих процессу сгорания и движению снаряда. Кроме того, в судебной медицине к огнестрельным принято относить ранения от взрывов как взрывчаты, так и иных веществ (газов, химических смесей и т. п.).
При классических огнестрельных повреждениях основным повреждающим фактором является снаряд, имеющий небольшую массу и значительную кинетическую энергию. По характеру снарядов огнестрельные повреждения делят на пулевые, дробовые и осколочные.
Механизм образования огнестрельных повреждений таков, что, обладая огромной скоростью, пуля при попадании в тело наносит сильный удар, сжимает и разрывает пострадавшие участки, частично выбрасывает прилежащие мягкие ткани в сторону и по ходу своего полета. В то же время ударная волна распространяется в стороны и вызывает повреждения тканей и органов расположенных вблизи раневого канала.
Основными элементами огнестрельных повреждений являются входное отверстие, раневой канал, выходное отверстие.
Входное отверстие — место проникновения пули в тело (кожу). Характеризуя его, следует указать на то, что при вхождении пули в тело человека констатируют:
— дефект кожи и тканей. При перпендикулярном вхождении и большой кинетической энергии пуля пробивает участок кожи; при этом края раны ровные, загнуты внутрь; в тоже время частички кожи унесены в глубь раневого канала; отверстие на коже округлой формы.
При небольшой кинетической энергии пуля не пробивает, а разрывает кожу, поэтому фиксируют растяжение и разрыв кожи.
— поясок осаднения — образуется по краям раны от ушибающего и вращательного движения пули. При перпендикулярном вхождении пули он имеет вид буровато-желтой кольцевидной ссадины шириной 1—3 мм, которая приобретает характерный после наступления смерти буровато-красный цвет и пергаментную плотность.
При проникновении под острым углом поясок осаднения выражен вокруг входного отверстия неравномерно — шире со стороны входа пули в кожу.
— поясок обтирания — остается на той преграде, с которой встречается пуля (одежда, кожа и др.). Он образуется от того, что пуля, проходя через преграду, обтирается своей поверхностью, на которой имеются различные загрязнения (частицы пороха, копоть, смазка), осевшие на ее поверхности при прохождении в стволе оружия и на дульном срезе через облачко газов и копоти.
Форма входного огнестрельного ранения — овальная или округлая.
Раневым каналом называется совокупность участков тканей, травмированных пулей по ходу ее продвижения в теле жертвы, от входной огнестрельной раны до выходной.
Различают несколько разновидностей раневого канала. Сквозной раневой канал — когда пуля прошла насквозь все тело человека. Слепой раневой канал — когда пуля, влетев в тело жертвы, застряла в нем. В конце слепого раневого канала, как правило, обнаруживается снаряд. По форме и характеру раневые каналы могут быть прямыми, ломаными, прерванными. Некоторые авторы выделяют и другие разновидности раневых каналов.
Выходное отверстие — место выхода пули из тела. Выходные огнестрельные раны обычно имею щелевидный характер. Края их неровные, могут быть немного как бы вывернуты наружу. Отложения копоти, осаднения, обтирания и других следов-наложений не наблюдается. При значительной кинетической энергии пули выходное огнестрельное ранение может быть обширным и выглядеть рваной раной значительных размеров. Значительные разрушения тканей тела на выходе пули наблюдаются и при описанном выше гидродинамическом действии травмирующего снаряда.
Выстрелом в упор(контактным выстрелом) называется такой выстрел, когда дульный конец оружия соприкасается с одеждой или кожей. При этом в формировании повреждения принимают участие огнестрельный снаряд, факторы близкого выстрела, дульный конец оружия, а иногда и вторичные снаряды. Вследствие выраженного разрушающего действия пороховых газов, входное отверстие на одежде и коже при выстреле в упор бывает звездчатым, реже угловатым или округлым, причем дефект оказывается значительно большим, чем калибр оружия. Кожа по краям входной раны бывает отслоена от подлежащих тканей и закопчена. Абсолютным признаком выстрела в упор является отпечаток дульного конца оружия(штанцмарка), который может образоваться на одежде или коже вокруг или около входного отверстия в виде ссадины, кровоподтека, раны.
При выстрелах с близкого расстояния повреждающее действие оказывают огнестрельный снаряд и факторы близкого выстрела, а иногда и вторичные снаряды. Повреждения, причиняемые факторами близкого выстрела, сочетаются со специфическими загрязнениями и отложениями, которые называются следами близкого выстрела. К ним относятся:
1) механическое действие пороховых газов (разрывы одежды, кожи и мягких тканей в раневом канале, осаднение кожи, радиальное приглаживание ворса тканей одежды);
2) термическое действие пороховых газов, копоти и пороховых зерен, особенно выраженное от дымного пороха (опаление ворса тканей одежды, обгорание одежды, волос);
3) химическое действие пороховых газов;
4) отложение и внедрение копоти в ткани одежды, в кожу, в стенки раневого канала;
5) отложение и внедрение частиц пороховых зерен и металлических частиц в ткани одежды, кожу.
Взрывная травма.
Взрыв — быстрое выделение энергии в результате физических, химических, ядерных процессов с расширением исходного взрывчатого вещества или продуктов его превращения с возникновением высокого давления. Взрыв часто сопровождается разрушением окружающей среды и тела человека.
Среди различных видов энергии взрыва могут быть различные факторы, чаще имеют место химические взрывы. Вещества, обладающие способностью к взрыву, называют взрывчатыми (ВВ). Взрыв сопровождает выделение высокого давления и большого количества тепла.
Для производства взрыва используются различные взрывные устройства (ВУ). ВУ содержат основной заряд ВВ, вспомогательный заряд и детонатор. Для увеличения мощности взрыва и его поражающего действия ВУ снабжают оболочкой.
Повреждающими факторами взрыва являются продукты взрыва, детонации — волна взрывных газов; частицы ВВ; копоть взрыва; ударная и звуковая волна; осколки и частицы ВУ; специальные поражающие средства (механические, химические, термические); вторичные снаряды.
Наиболее выраженным поражающим действием обладает волна взрывных газов. Она быстро распространяется от центра взрыва, причиняя обширные разрушения.
Взрывные газы оказывают на тело человека механическое действие (ушибающее, контузионное, разрушающее), термическое действие (возгорание одежды, ожоги тела), химическое (местное и общее действие на организм образующихся ядовитых веществ — карбоксигемоглобина, метгемоглобина и др.). Все эти факторы действуют на организм комбинированно.
На близком расстоянии от места взрыва на тело действует механический фактор взрыва, оказывая основное повреждающее действие. В результате образуются обширные повреждения наружных покровов тела и внутренних органов, отрывы конечностей.
Термическое действие взрывных газов также проявляется на близком расстоянии от взрыва. На поверхностных телах, обращенных к центру взрыва, откладывается копоть взрыва.
Поражающее действие оказывают частицы ВВ, особенно в тех случаях, когда ВУ не имеет оболочки. Вдыхание взрывных газов (преимущественно в случаях взрыва в замкнутом пространстве) приводит к отравлению.
ТЕМА 7