Тема 1. Психология как наука, грани взаимодействия психологии и медицины. Современные психологические школы. Методы исследования в психологии.
Цель и задачи:получить представление о месте психологии в системе гуманитарных и естественно-научных дисциплин. Показать связь психологии с медициной в контексте субъектных взаимодействий в системе «врач-больной», а также психологического сопровождения лечебно-диагностического процесса. Ознакомить с основными психологическими направлениями, показать связь с психотерапией. Рассмотреть методы исследования в психологии.
Основные понятия:психология, психика, психоанализ, бихевиоризм, сознание, деятельность, рефлексия, наблюдение, проекция.
Вопросы к занятию:
- Основные этапы становления психологии как науки. Задачи и проблемы современной психологии. Психологические направления и школы в зарубежной психологии (психоанализ, гештальт-психология, бихевиоризм, гуманистическая психология).
- Вклад отечественных ученых в изучение психики человека. Концепция единства сознания и деятельности.
- Возможности и необходимость совместной работы врача и психолога. Психологическая компетентность врача.
- Методы психологического исследования. Возможности использования психологической диагностики в медицине.
Классики говорят, что….
«...медицина не техника, где доминируют точные науки – физика, математика, кибернетика, которые не являются основами логических операций врача. Эти операции, как и самое исследование, особо сложны потому, что на больничной кровати лежит не абстрактная болезнь, а конкретный больной, то есть всегда какое-то индивидуальной преломление болезни... в индивидуальном факторе и коренится основная, наиболее объективная причина врачебных ошибок и никакое руководство, никакой опыт не в состоянии гарантировать абсолютную безошибочность мыслей и действий врача, хотя, как идеал, это остается нашим девизом».
И.В. Давыдовский
«Теперь ты изучил болезнь и знаешь больного, но ведай, что и больной тебя испытал, и знает каков ты...»
М.Я. Мудров
«Нет нужды объяснять, в каком тяжелом положении находится врач, к которому не имеют доверия больные; еще тяжелее положение больного, вынужденного лечиться у врача, если последний единственный в данной местности, к которому нет доверия».
Г.В. Захарьин
«... специалист, устремленный на определенный орган, не только не видит пациента в целом, он не видит и медицины в целом, он не хочет знать и проблем в целом».
Н.В. Эльштейн (д.м.н, профессор, автор книги «Диалог о медицине»)
«У нее один шанс... Ну, скажем, против десяти... и то, если она сама захочет жить. Вся наша фармакология теряет смысл, когда люди начинают действовать в интересах гробовщика».
О. Генри (из новеллы «Последний лист»)
Задание 1. Дискуссия «Отношение медиков к психологии. Анализ причин предубеждений».
«И. Харди говорит о «психологической скотоме» медицинских работников, которые не принимают во внимание психическую жизнь больного и в своих рассуждениях останавливаются на уровне вегетативной нервной системы. Он приводит некоторые причины предубеждения медицинских работников против психологии:
1. Традиционное преобладание физических, химических, патолого-анатомических знаний, которые они считают решающими.
2. Существенным они считают лишь то, что можно надежно зарегистрировать органами чувств: идеальным образцом, например, является рентгеновский снимок кости.
3. Видимые физические признаки всегда скорее вели людей к тому, чтобы они обратились к врачу.
4. Эти тенденции особенно поощряются в век технического прогресса.
5. Понятие «болезнь» у врача скорее совпадает с представлением органических данных, а не с нарушением функции.
6. В подготовке врачей и медицинских сестер психологическое и психиатрическое образование не находится не должной высоте, что в большей или меньшей степени относится и к дальнейшему повышению квалификации в процессе работы.
Задание 2. Различия между врачом и психологом в подходах к работе с пациентами.
Расскажите (используя материал таблицы), что вы думаете о причинах различий во взглядах специалистов, получивших профессионально – медицинскую и профессионально – психологическую подготовку.
Табл. 1. Две модели в работе врача-психотерапевта (В.Е. Каган, 1995)
Параметры сравнения | Медицинская модель | Психологическая модель |
Философия | Гносеология | Онтология |
Этика | Коллективистская | Индивидуалистическая |
Антропоцентрическая | Экологическая | |
Картина мира | Объективная | Субъективная |
Ведущая стратегия мышления | Анализ | Синтез |
Интерпретация человека | Органо-системная | Холистическая |
В терминах функционирова- | В терминах развития | |
ния и адаптации | и совладания | |
Обращенность | К нарушению | К проблеме |
К болезни | К человеку | |
К несостоятельности | К потенциям | |
К фактам | К значениям и смыслам | |
К функционированию | К бытию | |
Диагностика | Симптомов | Актуального состояния |
Болезни. | Проблемы | |
Статистическая | Индивидуальная | |
Цели терапии | Ликвидация симптома | Решение проблемы |
Возврат к «норме» | Развитие, рост | |
Позиция терапевта | Здоровый | Осознающий себя |
Защита | Совладание | |
Воздействие | Взаимодействие | |
Знание | Сопереживание | |
Наблюдение | Включенность | |
Патернализм | Паритетность | |
Расспрос | Слушание | |
Ответственность за результат | Ответственность за процесс | |
Позиция пациента | Больной | Клиент |
Отношения | В системе логики | В системе переживаний |
Субъект-Объект | Субъект-Субъект | |
Я – Оно | Я – Ты | |
Фокусировка отношений | На болезни | На ресурсах |
Критерии эффективности | Объективные | Субъективные |
Внешние | Внутренние | |
Степень восстановления здоровья | Качество жизни |
Задание 3. Анализ преимуществ и недостатков тестов-опросников.
Шкала Д.Марлоу – Д.Крауна на оценку мотивации одобрения;
Инструкция: «Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже суждений. Если Вы считаете, что оно верно и соответствует особенностям Вашего поведения, то напишите «да», если же оно неверно, то «нет»
1. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.
2. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде.
3. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.
4. Дома я веду себя за столом так же, как в столовой.
5. Я никогда ни к кому не испытывал антипатии.
6. Был случай, когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах.
7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.
8. Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.
9. Был случай, когда я придумал вескую причину, чтобы оправдаться.
10. Случалось, я пользовался оплошностью человека.
11. Я всегда охотно признаю свои ошибки.
12. Иногда вместо того, чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему тем же.
13. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему.
14. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.
15. У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное моему.
16. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что взять с собой.
17. Были случаи, когда я завидовал удаче других.
18. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами.
19. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам.
20. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.
Ключ (засчитываются совпадения)
«Да» - на вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 20.
«Нет» - на вопросы 6, 7, 9, 10, 12, 13, 17, 18, 19.
Общий итоговый показатель «мотивации одобрения» по шкале получают суммированием всех «работающих» вопросов. Чем выше итоговый показатель, тем выше мотивация поиска одобрения и тем, следовательно, выше готовность человека представить себя перед другими как полностью соответствующего социальным нормам. Низкие показатели могут свидетельствовать как о неприятии традиционных норм, так и об излишней требовательности к себе.
Задание 4. Выполнить проективную психодиагностическую методику «Несуществующее животное». Инструкция:нарисовать с помощью простого карандаша животное, которого не существует в действительности, и назвать его несуществующим именем.Проанализировать результаты (совместно с преподавателем) в сравнении с тестами-опросниками.
Задание 5. Наблюдение как метод изучения личности: «Поведенческий портрет по данным наблюдения»
Студентам предлагается составить «Поведенческий портрет личности по данным наблюдения». Задание выполняется в рабочей тетради для практических занятий (в виде «Психологического дневника»). Отработка данного задания включает в себя два занятия с интервалом в две недели, в течение которого проводятся необходимые наблюдения.
На первом занятии студенты знакомятся с содержанием задания – составить на основе данных наблюдения «поведенческий портрет» человека (своего товарища по группе), то есть дать настолько точное и подробное описание рисунка его поведения и привычек, чтобы можно было однозначно идентифицировать портрет с тем, кто является объектом наблюдения ...
Следует подчеркнуть, что в портрете должны быть полностью исключены какие-либо упоминания характерных, отличительных черт внешности наблюдаемого человека, типа «слегка косит левым глазом» или «чаще всего одета в розовую кофточку». В задании предлагается использовать схему перекрестного наблюдения, при котором за одним испытуемым наблюдают сразу несколько человек, а сам испытуемый, в свою очередь, выступает в роли наблюдателя по отношению к кому-то другому. Для этого каждый студент получает карточку с фамилией того человека, поведение которого он должен описать. Необходимым требованием к студентам является сохранение тайны относительно того, кто за кем наблюдает. Таким образом, каждому становится известен только собственный объект наблюдения; каждый наблюдатель не имеет сведений относительного того, за кем наблюдают другие, а также не является ли он сам объектом наблюдения. На первом этапе студенты должны составить первые «поведенческие портреты» своих наблюдаемых, основой которых является весь предыдущий опыт общения с наблюдаемым и данные, накопленные в результате обыденных, житейских наблюдений за его поведением. Указания к этому описанию:
а) составляется в произвольной форме, возможны употребления сравнений, литературных оборотов и т.п.;
б) должно касаться как можно большего числа сторон и черт поведения;
в) может касаться любых особенностей поведения испытуемого, начиная с характерных жестов и мимики и кончая наиболее общими характеристиками поведения (такими, как, например, способы решения жизненных задач и т.п.);
г) не должно содержать в себе указаний на специфические черты внешности наблюдаемого, по которым он легко узнается и безошибочно идентифицируется; а также суждений и оценок наблюдателя относительно личности наблюдаемого человека. Учитывая то обстоятельство, что поведенческие портреты будут зачитываться и обсуждаться на занятиях, следует отказаться в описаниях от попыток «проникнуть во внутренний мир», которые могут не только обидеть наблюдаемых, но и ухудшить психологический климат в группе. В течение двух недель до второго занятия студенты наблюдают за своими испытуемыми, стараясь зафиксировать как можно больше информации для составления «портрета». Наблюдение должно по возможности охватить поведение испытуемого в разнообразных ситуациях, осветить его с разных сторон. Наблюдать следует скрыто, тактично, стараясь, чтобы испытуемый не замечал факта наблюдения, чтобы наблюдение на искажало его естественного поведения, а его влияние на ситуацию наблюдения было минимальным. Результаты наблюдения фиксируются в дневнике наблюдений, который ведется в соответствии с предъявляемыми к таким дневникам требованиями.
Ко второму занятию студенты должны представить дневник наблюдений и написанный на основе систематических, относительно длительных наблюдений второй «портрет» испытуемого.
На втором занятии происходит проверка дневников наблюдений и анализ составленных описаний поведения.
При сравнении данных, полученных различными наблюдателями, обнаруживаются разные подходы к объекту наблюдения, неизбежные при нестандартизированном типе наблюдения. Качественный анализ согласия наблюдателей позволяет рассмотреть причины расхождения между ними, выявить значимость объективных условий наблюдения (продолжительности, частоты, различия ситуаций).