Резекция и пластика бронхов.
Показания –крупные доброкачественные опухоли бронхов, врожденный бронхостеноз, посттравматическая окклюзия бронхов при бронхолегочном раке, ранения и разрывы бронхов. Доступ заднебоковой или по 5-6 межреберному промежутку. Бронх мобилизируют широко до бифуркации трахеи. Затем выделяют наружный бронх, легкое выключают из дыхания. Бронх пересекают (вначале его центральный конец, а затем – ниже места патологического процесса). Если разница проксимального и дистального конца бронха в диаметре значительная, то проксимальный бронх иссекают в виде клина и сопоставляют, после чего сшивают атравматическими иглами с рассасывающимся хромированным кетгутом № 0-1, орсилоном или супрамидом № 1. В шов захватывается межхрящевая часть и половина ширины хряща. Расстояние между швами 3-4 мм, узлы завязываются только снаружи. Сначала швы на заднюю стенку анастомоза, а затем на переднюю. Проверяют герметичность швов. При негерметичном шве накладывают дополнительные перебронхиальные швы. Выполняют плевризацию медиастинальной плеврой. Грудная полость дренируется.
Практическая часть.
Все студенты на нефиксированных трупах в морге отрабатывают технику разрезов молочной железы, мастэктомию, первичную хирургическую обработку ран грудной клетки, резекцию ребра, пункцию плевральной полости, ушивание раны сердца, пункцию перикарда. Разбирают технику сегмент-, лоб- и пульмонэктомии и выполняют одну из названых операций.
Подведение итогов занятия.
Задание на следующее занятие.
Проект хронокарты занятия (продолжительность занятия без перерыва 180 минут).
№ п/п | Этап занятия | Уровень деятельности | Длительность в минутах |
1. | Проверка присутствующих | ||
2. | Постановка темы и определение цели занятия | ||
3. | Теоретическая часть и разбор учебного материала | ||
4. | Практическая часть. Выполнение студентами операций на трупах и комплексах | ||
5. | Подведение итогов занятия | ||
6. | Задание на следующий день |
Литература:
1. Г.Е. Островерхов с соавт. «Курс оперативной хирургии и топографической анатомии», М., 1996
2. В.В. Кованов «Оперативная хирургия и топографическая анатомия», М., 1978.
3. Н.В. Антелава «Хирургия органов грудной полости», М., 1952
4. Руководство по хирургии. М., 1964, т. 5-6
5. И.С. Колесников «Резекция легких», М., 1960
6. «Атлас грудной хирургии», под ред. Б.В. Петровского, М., 1971
7. Д. Надь «Хирургическая анатомия» (раздел грудной клетки, 1962.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА К ЗАНЯТИЮ № 15
ТЕМА: «Итоговое контрольно-проверочное занятие».
Цель занятия: Выявить у студентов основные знания по теоретическим вопросам 6-го семестра. Основное внимание обратить на контроль приобретенных практических навыков. Знание вопросов УИРС и НИРС. Защита рефератов. Выставка лучших препаратов и их защита. Показательная учебно-исследовательская операция на животном по научной теме кафедры.
Итоговое тестирование за 6-й семестр с использованием компьютера.
Содержание занятия.
1. Проверка присутствующих.
2. Постановка темы и цели занятия.
3. Контроль практического материала семестра.
(перечень рекомендуемых вопросов – см. вопросы по каждой теме занятий в данном методическом руководстве).
Практическая часть.
Проверка у студентов минимума практических навыков, приобретенных на практических занятиях в течение VI-го семестра.
Подведение итогов занятия.
Проект хронокарты занятия (продолжительность занятия без перерыва 180 минут).
№ п/п | Этап занятия | Уровень деятельности | Длительность в минутах |
1. | Проверка присутствующих | ||
2. | Постановка темы и определение цели занятия | ||
3. | Разбор практической части 6-го семестра. | ||
4. | Прием у студентов, приобретенных практических навыков по всем разделам пройденного материала. | ||
5. | Тестирование |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА К ЗАНЯТИЮ № 16
ТЕМА: «Операции на животных».
Цель занятия: Обучить студентов технике асептике и антисептике интубации и дачи эндотрахеального и масочного наркоза. Научить студентов работать с живыми тканями. Каждому студенту отработать технику обнажения бедренных и подмышечных сосудов и нервных стволов. Остановка кровотечения в ране. Отработать технику венесекции, венепункции, в/венного и в/артериального введения стерильного физиологического раствора и лекарственных веществ. Отработать на животных технику верхней и нижней трахеостомии.
Содержание занятия.
1. Проверка присутствующих.
2. Определение темы и постановка цели занятия.
3. Практическая часть.