Занятие № 34. Зачет по практическим умениям.
Занятие № 35.Клиническая микробиология.
Тема № 4. «Патогенные грибы и простейшие»……………………………………………….
Занятие № 36. Патогенные грибы и простейшие. Лабораторная диагностика.
План ответа на вопросы по частной микробиологии
1. Таксономия возбудителя:
- для бактерий – отдел Gracilicutes, Firmicutes, Tenericutes);
- для эукариотов – классы, виды;
- для вирусов – к ДНК или РНК-геномные вирусы, семейство, род.
2. Характеристика возбудителя:
- морфологические и тинкториальные свойства;
- культуральные свойства;
- биохимические свойства;
- антигенные свойства;
- факторы патогенности;
- резистентность к различным факторам;
- биологические модели.
3. Характеристика вызываемых заболеваний:
- краткие эпидемиологические сведения (источник заболевания, механизм
заражения, пути передачи, восприимчивый коллектив);
- патогенез;
- основные клинические проявления;
- особенности иммунитета.
4. Микробиологическая диагностика:
- материал для исследования;
- применяемы методы диагностики.
5. Специфическая профилактика и этиотропное лечение (вакцины,
сыворотки; фаги, химиотерапевтические средства).
Тема № 1. Вирусные инфекции
Занятие № 19
ОРВИ. Лабораторная диагностика гриппа, аденовирусов
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
1. Выработать чёткое представление о лабораторной диагностике вирусных
инфекций.
2. Изучить биологические свойства возбудителей острых респираторных
вирусных инфекций (ОРВИ).
3. Научиться подбирать препараты для идентификации, лечения и
профилактики острых респираторных вирусных инфекций.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
1. Основные семейства РНК- и ДНК-содержащих вирусов, вызывающих
острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ).
2. Классификацию, антигенную структуру и биологические свойства
вирусов семейства Оrthomyxoviridae.
3. Классификацию, антигенную структуру и биологические свойства
аденовирусов.
4. Эпидемиологию, патогенез, восприимчивость, иммунитет, механизм
передачи инфекции при ОРВИ.
5. Принципы лабораторной диагностики гриппа и аденовирусных
инфекций.
6. Профилактические, лечебные и диагностические препараты, которые
применяются при гриппе и аденовирусных инфекциях.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
• интерпретировать результаты лабораторной диагностики гриппа и
аденовирусных инфекций;
• классифицировать препараты, применяемые при гриппе и
аденовирусных инфекциях в соответствии с их назначением
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:
• о правилах забора материала для вирусологических исследований;
• о новых вакцинных препаратах, используемых для профилактики гриппа;
• о вирусах, входящих в группу ОРВИ (парагриппа; эпидемического паротита, кори, респираторно-синцитиальные вирусы, пикорнавирусы, реовирусы, коронавирусы, риновирусы, энтеровирусы Коксаки и ЕСНО)
Дата____________
Методические указания
Основные семейства РНК— и ДНК— содержащих вирусов, вызывающих острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ)
Семейства РНК-содержащих вирусов
• Ортомиксовирусы (вирусы гриппа А, В и С).
• Парамиксовирусы (парагриппозные вирусы, вирус эпидемического паротита,
вирус ньюкастлской болезни, вирус кори, респираторно-синцитиальный вирус).
• Пикорнавирусы более 110 серотипов риновирусов, а также некоторые
• серотипы вирусов Коксаки А и В и ЕСНО).
• Реовирусы (3-й серотип).
• Коронавирусы.
Семейство ДНК-содержащих вирусов
• Аденовирусы (41 серотип, из них 8 являются возбудителями ОРЗ).
• Риновирусы и коронавирусы.
• Энтеровирусы Коксаки и ЕСНО — вызывают ринит и фарингит.
• Реовирусы вызывают лёгкие респираторные заболевания верхних дыхательных путей.
Самостоятельная работа
Ситуационная задача
В городе тяжёлая эпидемическая ситуация по гриппу. К врачам обращаются больные с жалобами на сильную головную боль, озноб, общую слабость, адинамию, повышение температуры до 38 - 40° С, боли за грудиной (по ходу трахеи). Отмечается гиперемия конъюнктив, лица, шеи, сухой кашель, першение в горле, заложенность носа, затем слизисто-гнойные выделения, гиперемия слизистой оболочки носа и зева. Острые явления длятся 3-7 дней.
Учитывая, что грипп имеет склонность к эпидемическому и пандемическому распространению благодаря высокой контагиозности и изменчивости возбудителя, объяснить:
1. какие противоэпидемические мероприятия необходимо провести в организованных коллективах (школы, детские сады и др.) во время
эпидситуации;
2. какие основные вакцины необходимо использовать в предэпидемический период для активной специфической профилактики гриппа;
3. какой материал необходимо взять от больных для выделения возбудителя;
4. для чего необходимо проводить ретроспективную диагностику заболеваний?
Решение:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________