Занятие № 34. Зачет по практическим умениям.

Занятие № 35.Клиническая микробиология.

Тема № 4. «Патогенные грибы и простейшие»……………………………………………….

Занятие № 36. Патогенные грибы и простейшие. Лабораторная диагностика.

План ответа на вопросы по частной микробиологии

1. Таксономия возбудителя:

- для бактерий – отдел Gracilicutes, Firmicutes, Tenericutes);

- для эукариотов – классы, виды;

- для вирусов – к ДНК или РНК-геномные вирусы, семейство, род.

2. Характеристика возбудителя:

- морфологические и тинкториальные свойства;

- культуральные свойства;

- биохимические свойства;

- антигенные свойства;

- факторы патогенности;

- резистентность к различным факторам;

- биологические модели.

3. Характеристика вызываемых заболеваний:

- краткие эпидемиологические сведения (источник заболевания, механизм

заражения, пути передачи, восприимчивый коллектив);

- патогенез;

- основные клинические проявления;

- особенности иммунитета.

4. Микробиологическая диагностика:

- материал для исследования;

- применяемы методы диагностики.

5. Специфическая профилактика и этиотропное лечение (вакцины,

сыворотки; фаги, химиотерапевтические средства).

Тема № 1. Вирусные инфекции

Занятие № 19

ОРВИ. Лабораторная диагностика гриппа, аденовирусов

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Выработать чёткое представление о лабораторной диагностике вирусных
инфекций.

2. Изучить биологические свойства возбудителей острых респираторных
вирусных инфекций (ОРВИ).

3. Научиться подбирать препараты для идентификации, лечения и
профилактики острых респираторных вирусных инфекций.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1. Основные семейства РНК- и ДНК-содержащих вирусов, вызывающих
острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ).

2. Классификацию, антигенную структуру и биологические свойства
вирусов семейства Оrthomyxoviridae.

3. Классификацию, антигенную структуру и биологические свойства
аденовирусов.

4. Эпидемиологию, патогенез, восприимчивость, иммунитет, механизм
передачи инфекции при ОРВИ.

5. Принципы лабораторной диагностики гриппа и аденовирусных
инфекций.

6. Профилактические, лечебные и диагностические препараты, которые
применяются при гриппе и аденовирусных инфекциях.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

• интерпретировать результаты лабораторной диагностики гриппа и
аденовирусных инфекций;

• классифицировать препараты, применяемые при гриппе и
аденовирусных инфекциях в соответствии с их назначением

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

• о правилах забора материала для вирусологических исследований;

• о новых вакцинных препаратах, используемых для профилактики гриппа;

• о вирусах, входящих в группу ОРВИ (парагриппа; эпидемического паротита, кори, респираторно-синцитиальные вирусы, пикорнавирусы, реовирусы, коронавирусы, риновирусы, энтеровирусы Коксаки и ЕСНО)

Дата____________

Методические указания

Основные семейства РНК— и ДНК— содержащих вирусов, вызывающих острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ)

Семейства РНК-содержащих вирусов

• Ортомиксовирусы (вирусы гриппа А, В и С).

• Парамиксовирусы (парагриппозные вирусы, вирус эпидемического паротита,
вирус ньюкастлской болезни, вирус кори, респираторно-синцитиальный вирус).

• Пикорнавирусы более 110 серотипов риновирусов, а также некоторые

• серотипы вирусов Коксаки А и В и ЕСНО).

• Реовирусы (3-й серотип).

• Коронавирусы.

Семейство ДНК-содержащих вирусов

• Аденовирусы (41 серотип, из них 8 являются возбудителями ОРЗ).

• Риновирусы и коронавирусы.

• Энтеровирусы Коксаки и ЕСНО — вызывают ринит и фарингит.

• Реовирусы вызывают лёгкие респираторные заболевания верхних дыхательных путей.

Самостоятельная работа

Ситуационная задача

В городе тяжёлая эпидемическая ситуация по гриппу. К врачам обращаются больные с жалобами на сильную головную боль, озноб, общую слабость, адинамию, повышение температуры до 38 - 40° С, боли за грудиной (по ходу трахеи). Отмечается гиперемия конъюнктив, лица, шеи, сухой кашель, першение в горле, заложенность носа, затем слизисто-гнойные выделения, гиперемия слизистой оболочки носа и зева. Острые явления длятся 3-7 дней.

Учитывая, что грипп имеет склонность к эпидемическому и пандемическому распространению благодаря высокой контагиозности и изменчивости возбудителя, объяснить:

1. какие противоэпидемические мероприятия необходимо провести в организованных коллективах (школы, детские сады и др.) во время
эпидситуации;

2. какие основные вакцины необходимо использовать в предэпидемический период для активной специфической профилактики гриппа;

3. какой материал необходимо взять от больных для выделения возбудителя;

4. для чего необходимо проводить ретроспективную диагностику заболеваний?

Решение:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наши рекомендации