Медицинская микробиология, вирусология, иммунология

Медицинская микробиология, вирусология, иммунология

Раздел 2

Частный курс

специальность «Лечебное дело»

Студент(а, ки)________________________________________________________

Группа №__________________________________________________________

Преподаватель______________________________________________________

Содержание

Тема № 1. «Вирусные инфекции»……………………………………………………………

Занятие № 19.ОРВИ. Лабораторная диагностика гриппа, аденовирусов

Занятие № 20. Кровяные вирусные инфекции. Лабораторная диагностика гепатита В, С, D, ВИЧ.

Занятие № 21. Вирусные нейроинфекции. Лабораторная диагностика бешенства, клещевого энцефалита

Занятие № 22.Энтеровирусные инфекции. Лабораторная диагностика гепатитов А, Е, полиомиелита, инфекций, вызываемых вирусами Коксаки, ECHO, ротавирусами.

Занятие № 23. Коллоквиум.

Тема № 2. «Бактериальные инфекции»………………………………………………………

Занятие № 24. Кишечные инфекции. Энтеропатогенные кишечные палочки (ЭПКП), шигеллы, иерсинии.

Занятие № 25.Кишечные инфекции. Брюшной тиф, паратифы, сальмонеллезные пищевые токсикоинфекции.

Занятие № 26. Кишечные инфекции. Лабораторная диагностика холеры и холероподобных заболеваний, заболеваний вызванных кампилобактериями, хеликобактериями.

Занятие № 27. Патогенные кокки. Лабораторная диагностика заболеваний, вызванных стафилококками, пневмококками, менингококками, гонококками.

Занятие № 28. Коллоквиум.

Занятие № 29. Анаэробы. Лабораторная диагностика клостридиальных и неклостридиальных анаэробных инфекций.

Занятие №30.Туберкулез и дифтерия. Лабораторная диагностика.

Занятие № 31.Спирохетозы. Лабораторная диагностика сифилиса, лептоспироза, боррелиоза, болезни Лайма.

Тема №3. «Особо опасные инфекции»………………………………………………………….

Занятие № 32.Особо опасные инфекции (ООИ). Лабораторная диагностика чумы, сибирской язвы, туляремии, бруцеллеза.

Занятие № 33. Коллоквиум.

Занятие № 34. Зачет по практическим умениям.

Занятие № 35.Клиническая микробиология.

Тема № 4. «Патогенные грибы и простейшие»……………………………………………….

Занятие № 36. Патогенные грибы и простейшие. Лабораторная диагностика.

План ответа на вопросы по частной микробиологии

1. Таксономия возбудителя:

- для бактерий – отдел Gracilicutes, Firmicutes, Tenericutes);

- для эукариотов – классы, виды;

- для вирусов – к ДНК или РНК-геномные вирусы, семейство, род.

2. Характеристика возбудителя:

- морфологические и тинкториальные свойства;

- культуральные свойства;

- биохимические свойства;

- антигенные свойства;

- факторы патогенности;

- резистентность к различным факторам;

- биологические модели.

3. Характеристика вызываемых заболеваний:

- краткие эпидемиологические сведения (источник заболевания, механизм

заражения, пути передачи, восприимчивый коллектив);

- патогенез;

- основные клинические проявления;

- особенности иммунитета.

4. Микробиологическая диагностика:

- материал для исследования;

- применяемы методы диагностики.

5. Специфическая профилактика и этиотропное лечение (вакцины,

сыворотки; фаги, химиотерапевтические средства).

Тема № 1. Вирусные инфекции

Занятие № 19

Методические указания

Основные семейства РНК— и ДНК— содержащих вирусов, вызывающих острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ)

Семейства РНК-содержащих вирусов

• Ортомиксовирусы (вирусы гриппа А, В и С).

• Парамиксовирусы (парагриппозные вирусы, вирус эпидемического паротита,
вирус ньюкастлской болезни, вирус кори, респираторно-синцитиальный вирус).

• Пикорнавирусы более 110 серотипов риновирусов, а также некоторые

• серотипы вирусов Коксаки А и В и ЕСНО).

• Реовирусы (3-й серотип).

• Коронавирусы.

Семейство ДНК-содержащих вирусов

• Аденовирусы (41 серотип, из них 8 являются возбудителями ОРЗ).

• Риновирусы и коронавирусы.

• Энтеровирусы Коксаки и ЕСНО — вызывают ринит и фарингит.

• Реовирусы вызывают лёгкие респираторные заболевания верхних дыхательных путей.

Самостоятельная работа

Ситуационная задача

В городе тяжёлая эпидемическая ситуация по гриппу. К врачам обращаются больные с жалобами на сильную головную боль, озноб, общую слабость, адинамию, повышение температуры до 38 - 40° С, боли за грудиной (по ходу трахеи). Отмечается гиперемия конъюнктив, лица, шеи, сухой кашель, першение в горле, заложенность носа, затем слизисто-гнойные выделения, гиперемия слизистой оболочки носа и зева. Острые явления длятся 3-7 дней.

Учитывая, что грипп имеет склонность к эпидемическому и пандемическому распространению благодаря высокой контагиозности и изменчивости возбудителя, объяснить:

1. какие противоэпидемические мероприятия необходимо провести в организованных коллективах (школы, детские сады и др.) во время
эпидситуации;

2. какие основные вакцины необходимо использовать в предэпидемический период для активной специфической профилактики гриппа;

3. какой материал необходимо взять от больных для выделения возбудителя;

4. для чего необходимо проводить ретроспективную диагностику заболеваний?

Решение:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Арбидол

2. __________________________________________________________________________

3. __________________________________________________________________________

4. __________________________________________________________________________

5. __________________________________________________________________________

6. __________________________________________________________________________

Вакцина «Ваксигрипп»

2. __________________________________________________________________________

3. __________________________________________________________________________

4. __________________________________________________________________________

5. __________________________________________________________________________

6. __________________________________________________________________________

Задания для самоконтроля

Решить задачу и ответить на вопросы

Участковый педиатр был вызван к 8-летнему мальчику. Ребенок болен 2-й день. Заболел внезапно. Резко поднялась температура (38,50С), появились сильная головная боль, мышечные боли, общая слабость. На следующий день присоединился сухой кашель, першение в горле. Аппетит отсутствует. В его классе болеют несколько детей. При риноцитоскопическом исследовании в ядре пораженной клетки выявлены включения

Врач поставил предварительный диагноз: «ОРВИ, возможно грипп»?

Подтвердите или опровергните предварительный диагноз: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эпидемиология

Источник инфекции_____________________________________________________________________

Механизм передачи______________________________________________________________________

Пути передачи______________________________________________________________________

Факторы передачи______________________________________________________________________

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

1.Вэпидемический период гриппа все больные с характерными клиническими симптомами были обследованы на 5-й и 20-й дни с помощью реакции связывания комплемен­та для определения наличия специфических антител. На 5-й день РСК была положительна в разведении сыворотки 1/20, на 20-й день - 1/160. Определить диагностическую ценность полученных результатов.

2. У больного С. кли­нически диагностировали грипп. Врач назначил лечение. Одно­временно провели вирусологическое исследование. Какой ис­следуемый материал взят у больного? С помощью какой реак­ции можно провести идентификацию возбудителя?

3. Вглазное отделениепоступил больной с симп­томами тяжелого кератоконъюктивита. Было высказано предположение о вирусной природе заболевания, в частности о возможности аденовирусной или герпетической инфекции. Отделяемое конъюнктивы было отправлено в вирусологичес­кую лабораторию для выделения и идентификации вируса в культуре клеток. Учесть результаты, сделать выводы, офор­мить протокол.

Выделяется для учета результатов исследования культура клеток, поврежденная и не поврежденная цитопатическим дей­ствием аденовируса.

Вопросы 1. Какой принцип лежит в основе идентификации вируса? 2. Какова этиология заболевания у данного больного? Почему?

Пример решения задачи

В диагностическое отделение инфекционной больницы поступили двое больных с предположительным диа­гнозом «Грипп?». Для подтверждения диагноза врач рекомендовал изучить динамику титра антител к гриппозному диагностикуму. В лаборатории использовали РПГА. Оценить результа­ты, оформить протокол.

Выделяется для исследования планшет с РПГА для диагнос­тики гриппа.

Постановка

Обследуемый День исследования Разведение сыворотки
1/20 1/40 1/80 1/160 1/320 1/640 К
Больной А. 2-й 12-й + + – – – – – – – – – – – –
Больной Б. 2-й 12-й + + – + – + – – – – – – – –

Вопросы:

1. Пра­вильно ли поступил врач? Почему?

2. У кого из больных под­твердился диагноз гриппа и почему?

3. Как объяснить стабиль­ное количество антител у одного из больных в разные сроки ис­следования?

Решение. Студент учитывает данные ему результаты иссле­дования, заполняет протокол и делает выводы:

1. Врач поступил правильно, порекомендовав изучить дина­мику титра антител к гриппозному диагностикуму, так как по нарастанию титра антител в РПГА можно судить о правильно­сти постановки диагноза.

2. Диагноз гриппа подтвердился только у больного Б., так как в сыворотке крови больного на 12-й день наблюдался рост титра AT в 4 раза.

3. Стабильное количество антител в сыворотке больного А. в разные сроки исследования объясняется анамнестической ре­акцией (возможно, он ранее переболел или был вакцинирован против гриппа).

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Занятие № 20

Задача 1

В клинику поступил больной с циррозом печени. У больного взята кровь на выявление НВе-Ag и HBs-Ag. Поставлена реакция ИФА. Учесть готовый результат. Сделать вывод: при какой форме заболевания выявляются НВе-Ag и HBs-Ag.

Направление:___________________________________________________________________

Ингредиенты:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Механизм:

Постановка

Опыт Негативный контроль Позитивный контроль

HBs-Ag

НВе-Ag

Результат:______________________________________________________________________

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 2

В клинику поступил больной с подозрением на гепатит В. У больного взята кровь для выявления НВs Аg, Ig М и IgG к НВс Аg вируса гепатита В. Поставлена реакция ИФА. Учесть готовый результат. Сделать вывод о стадии заболевания.

Направление:___________________________________________________________________

Ингредиенты:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Механизм:

Постановка:

Опыт Негативный контроль Позитивный контроль

HBs-Ag

IgM к HBс-Ag

IgG к НВс-Ag

Результат:______________________________________________________________________

Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вакцина «Энджерикс»

2.____________________________________________________________________________

3.____________________________________________________________________________

4.____________________________________________________________________________

5.____________________________________________________________________________

6.____________________________________________________________________________

Эпидемиология

Источник инфекции_____________________________________________________________________

Механизм передачи______________________________________________________________________

Пути передачи___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Факторы передачи___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Патогенез и клиника

Входные ворота________________________________________________________________________

Места первичной локализации___________________________________________________________________

Инкубационный период_______________________________________________________________________

Клинические симптомы__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основные фазы патогенеза___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Длительность болезни_______________________________________________________________________

Иммунитет___________________________________________________________________

Лабораторная диагностика_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Неспецифическая профилактика (мероприятия)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Специфическая профилактика (препараты)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лечение (препараты)__________________________________________________________________

ГЕПАТИТ D

Таксономия возбудителя:

Семейство____________________________________________________________________

Род__________________________________________________________________________

Вид__________________________________________________________________________

Морфологические свойства__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Антигенная структура______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Резистентность____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эпидемиология

Источник инфекции_____________________________________________________________________

Механизм передачи______________________________________________________________________

Пути передачи___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Факторы передачи___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Патогенность для животных____________________________________________________________________

Патогенез и клиника

Входные ворота______________________________________________________________________

Места первичной локализации_________________________________________________________________

Инкубационный период_____________________________________________________________________

Клинические симптомы__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основные фазы патогенеза___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вид инфекции (генерализованная, локальная)____________________________________________________________________________________________________________________________________

Длительность болезни_______________________________________________________________________

Иммунитет___________________________________________________________________

Лабораторная диагностика____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Неспецифическая профилактика (мероприятия)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Специфическая профилактика (препараты)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лечение (препараты)________________________________________________________________

ГЕПАТИТ С

Таксономия возбудителя:

Семейство__________________________________________________________________

Род________________________________________________________________________

Вид________________________________________________________________________

Морфологические свойства__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Антигенная структура______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Резистентность____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эпидемиология

Источник инфекции_____________________________________________________________________

Механизм передачи______________________________________________________________________

Пути передачи___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Факторы передачи___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Патогенность для животных____________________________________________________________________

Патогенез и клиника

Входные ворота________________________________________________________________________

Места первичной локализации___________________________________________________________________

Инкубационный период______________________________________________________________________

Клинические симптомы__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основные фазы патогенеза___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вид инфекции

(генерализованная,локальная)____________________________________________________

Длительность болезни____________________________________________________________________

Иммунитет_________________________________________________________________

Лабораторная диагностика___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Неспецифическая профилактика (мероприятия)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Специфическая профилактика (препараты)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лечение (препараты)__________________________________________________________

ВИЧ

Таксономия возбудителя:

Семейство____________________________________________________________________

Подсемейство_________________________________________________________________

Тип__________________________________________________________________________

Морфологические свойства____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Антигенная структура___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назовите биологические жидкости больного ВИЧ-инфекцией, содержащие высокие концентрации вируса: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечислите возможные пути передачи возбудителя. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какими методами лабораторной диагностики устанавливают наличие ВИЧ-инфекции: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Неспецифическая профилактика (мероприятия)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Специфическая профилактика (препараты)__________________________________________________________________Лечение (препараты)__________________________________________________________________

Подпись преподавателя__________________________________________________________

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

1. В инфекционную больницу обратился мужчина с клиническими признаками гепатита. Больной являл­ся наркоманом. Какой исследуемый материал можно взять для проведения лабораторных исследований, чтобы подтвердить диагноз гепатита В? Какие методы лабораторного исследова­ния можно использовать?

2. В иммунологическую лабораторию Центра по профилактике СПИДа обратились два человека с просьбой об­следовать их на ВИЧ-инфекцию. Было проведено серологиче­ское исследование путем постановки ИФА. Оценить результат исследования, оформить протокол и сделать вывод.

Для учета результатов исследования выделяется планшет с ИФА для серологической диагностики ВИЧ-инфекции.

  Диагностикам Сыворотки
обследуемого 1 обследуемого 2 положительная контрольная отрицательная контрольная
ВИЧ-1 - + + -
I вариант (отсутствие окрашивания) (окрашивание)    
ВИЧ-2 - - + _
I вариант
ВИЧ-1 - - + -
II вариант        
ВИЧ-2 II вариант - + + _

Вопросы 1. У кого изобследуемых возникло подозрение на ВИЧ-инфекцию? По­чему?

2. Какие дополнительные исследования нужно провести для подтверждения либо исключения ВИЧ-инфекции?

Пример решения задачи

В инфекционную больницу поступил мужчина 20 лет с температурой 38 °С, жалобами на боли в правом под­реберье, иктеричностью склер. Больной является наркоманом. Возникло подозрение на гепатит В. Для подтверждения диагно­за был проведен ИФА в целях обнаружения HBsAg и антител к HBcAg. Учесть результат реакции, оформить протокол, сде­лать вывод.

Для учета результатов выделяются исследования планшеты с ИФА для серологической (обнаружение AT) и экспрессной (обнаружение АГ) диагностики гепатита В.

Вопросы Подтвержда­ется ли диагноз гепатита В у обследуемого? Почему?

Решение. Студент учитывает данные ему результаты ис­следований, заполняет протокол и делает вывод: У обследуе­мого подтвержден диагноз гепатита В, так как у него обнару­жены антитела к HBcAg вируса гепатита В и выявлен HBsAg.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СПАРАВКА

АНТИМИКРОБНЫЕ ПРЕПАРАТЫ

ЛЕЧЕБНЫЕ ПРЕПАРАТЫ:

Антивирусные препараты первого поколения - аденинарбинозид, видарабин, ацикловир, рибовир, квинакрин.

• АЦИКЛОВИР - аномальный нуклеотид, который встраивается в геном вируса и репродукция прекращается.

• АДЕНИНАРАБИНОЗИД - антивирусный эффект обусловлен включением нуклеотида во вновь синтезируемую ДНК вируса. Данные препараты не нашли широкого применения.

• ИНТЕРФЕРОНЫ и его индукторы обладают иммуномодулирующим и противовирусным эффектом. Широко применяется реаферон и велферон -высококачественный препарат человеческого α - интерферона.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРЕПАРАТЫ:

I. ВАКЦИНЫ против ВГВ:

1. Отечественная вакцина гепатита В рекомбинантная дрожжевая жидкая фирмы

"Комбиотех ЛТД".

2. Бельгийская вакцина—Engerix - В, фирмы "Смит Кляйн Бичем".

3. Американская вакцина—Recombivax НВ, производства фирмы "Мерк Шарп

и Доум".

4. Кубинская —ДНК рекомбинантная вакцина против гепатита В (Rec-HBsAg).

Наибольшее распространение получила вакцина "Энджерикс - В" (Engerix - В). Одна доза вакцины содержит 20 мкг HBs антигена, продуцируемого культурой дрожжевых клеток, полученных методом генной инженерии и имеющих ген, кодирующий формирование HBsAg ВГВ. Этот антиген очищается и адсорбируется на алюминии гидрохлориде. Вакцина обеспечивает высокий уровень антител, а также обладает высокой эффективностью.

Вакцинация проводится трехкратно с интервалом в 1 мес. Ревакцинацию проводят через 3-5 лет, т. е. вакцина создает надежный иммунитет в течение 5 лет. В первую очередь вакцинации подлежат лица группы риска.

П. Иммуноглобулин человека против гепатита В применяется для пассивной профилактики болезни.

Занятие № 21

Ситуационная задача

В инфекционную больницу поступил больной М., 27 лет, с жалобами на озноб, лихорадку (39,50С), мучительную головную боль, ломящие боли в конечностях и поясничной области, тошноту и неоднократную рвоту. Больной заторможен. При обследовании выявлены менингеальные симптомы и признаки очагового поражения ЦНС: парезы шеи, мышц плечевого пояса, верхних конечностей. Из анамнеза известно, что пациент живет в сельской местности, часто помогает в работе егерю. Недели 3 назад обнаружил на себе присосавшегося клеща. Против клещевого энцефалитане вакцинировался. После осмотра больного врач поставил предварительный диагноз: «Клещевой энцефалит, менингоэнцефалитическая форма»?

Составьте принципиальную схему лабораторной диагностики клещевого энцефалита:

См. теоретическую справку

Медицинская микробиология, вирусология, иммунология - student2.ru Исследуемый материал:

____________________

____________________

Эпидемиология

Источник инфекции____________________________________________________________________

Механизм передачи______________________________________________________________________

Пути передачи___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Факторы передачи___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Патогенность для животных____________________________________________________________________

Патогенез и клиника

Входные ворота________________________________________________________________________

Места первичной локализации___________________________________________________________________

Инкубационный период_______________________________________________________________________

Клинические симптомы__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основные фазы патогенеза___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вид инфекции (генерализованная, локальная)________________________________________

Длительность болезни_______________________________________________________________________

Иммунитет___________________________________________________________________

Лабораторная диагностика____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Неспецифическая профилактика (мероприятия)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Специфическая профилактика (препараты)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лечение (препараты)___________________________________________________________

БЕШЕНСТВО

Таксономия возбудителя:

Семейство____________________________________________________________________

Род__________________________________________________________________________

Строение вириона___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Объясните эпидемиологическую цепь бешенства (резервуар в природе, пути передачи, входные ворота).

Источник инфекции____________________________________________________________________

Механизм передачи______________________________________________________________________

Пути передачи___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Факторы передачи___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Опишите патогенез бешенства. Какова зависимость между локализацией укуса и продолжительностью инкубационного периода?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как протекает бешенство? (стадии, исход)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Принципы лабораторной диагностики бешенство (цели, методы).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись преподавателя_________________________________________________________

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

1. В травматологический пункт обратилась женщина по пово­ду рваной раны правой кисти. Рана - результат укуса бездом­ной собаки. Указать, какие профилактические мероприятия должен провести врач травматологического пункта.

2. На фельдшерский пункт обратился молодой человек по поводу рваной раны правой кисти. Рана была ре­зультатом тяжелых укусов, нанесенных собственной охотни­чьей собакой, которая погибла через 5 дней. Из мозга (аммонов рог) погибшей собаки был приготовлен препарат, окрашенный по Манну. Оценить результат исследования. Указать какие препараты можно использовать для профилакти­ке бешенства у укушенного.

3. Среди работников лесхоза заболело несколько человек. Заболевание сопровождалось высокой температурой, по­ражением нервной системы в виде парезов и параличей. Был по­ставлен диагноз вирусного клещевого энцефалита. Для подтверж­дения диагноза была исследована сыворотка крови больного в РТГА. Учесть результат, оформить протокол, сделать выводы.

Выделяется для учета результатов исследования планшет с РТГА для изучения наличия антител в сыворотке больного к вирусам клещевого и японского энцефалитов.

  Диагностикум Разведение сыворотки больного
    1/20 1/40 1/80 1/160 1/320 К
Из вируса клещево­го энцефалита Из вируса японского энцефалита + (отсутствие гемагглютинации) - (наличие склеен­ных эритроцитов) +   –   +   –   +   –   +   –   – _    

Вопросы 1. Какова этиология вирусного энцефалита у обследованного больного? Почему? 2.Ингредиенты РТГА в данном исследовании?

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Занятие № 22

Методические указания

Идентификацию вирусов проводят в различных серологических реакциях, используя известные специфические антитела. Например, вирусы полиомиелита можно дифференцировать от вирусов Коксаки А и В, ECHO в РСК, используя антитела к общему антигену (VP-4) для всех типов вирусов полиомиелита.

В реакции использована диагностическая сыворотка, содержащая антитела к общему (внутреннему) антигену вируса полиомиелита VP-4 и исследуемый вируссодержащий материал.

Тип вируса полиомиелита определяют в реакции нейтрализации по цветной пробе, используя антитела к поверхностным антигенам вирусов полиомиелита 3-х типов (VP-1, VP-2 и VP-3).

Самостоятельная работа

А) Цель:учестьрезультат РСК, поставленной с целью идентификации вируса полиомиелита, выделенного от больного с подозрением на полиомиелит.

Направление:___________________________________________________________________

Ингредиенты:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Механизм:

Постановка:

Опыт КС КВ контроль эрит. барана КГС

Результат:_____________________________________________________________________

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Определить тип вируса полиомиелита в реакции нейтрализации по результату постановки цветной пробы, используя антитела к поверхностным антигенам вирусов полиомиелита 3-х типов (VP-1, УР-2 и VP-3). Учесть результат реакции. Сделать вывод.

Методические указания

Цветная проба для обнаружения вируса полиомиелита в культуре тканиприменяется наряду с изучением цитопатического эффекта, вызываемого вирусом в культуре тканей. В пробирки с культурами тканей и питательной средой вносят исследуемый материал и индикатор феноловый красный, пробирки ставят в термостат. В этом случае, если вирус не размножается в культуре ткани, кислые продукты метаболизма клеток поступают в среду, которая приобретает желтую окраску. Если же полиовирусы размножаются в клетках тканей и пораженные клетки гибнут, то среда сохраняет первоначальный красный цвет, так как в неё не поступают кислые продукты метаболизма клеток и не изменяют её окраску. При рН 7,4-7,8 цвет среды красный, при рН 7,2 — оранжевый, при рН 7,0 и ниже — жёлтый. Таким образом, по изменению цвета среды с культурой тканей, куда внесён исследуемый материал и индикатор, можно судить о поражении клеток вирусами.

Направление:___________________________________________________________________

Ингредиенты:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Механизм:

Постановка:

    Диагностические сыворотки, содер­жащие антитела к поверхностным антигенам вируса полиомиелита Контроль специфи­ческой сы- воротки Контроль культуры клеток Контроль вируса
    VP-1 (тип1) VP-2 (тип2) VP-3 (типЗ)            
Результат реакции                  

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эпидемиология

Источник инфекции____________________________________________________________________

Механизм передачи______________________________________________________________________

Пути передачи___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Факторы передачи___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Патогенез

Входные ворота________________________________________________________________________

Места первичной локализации___________________________________________________________________

Инкубационный период______________________________________________________________________

Основные фазы патогенеза___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назовите основные клинические формы полиомиелита:

____________________________________________________________________________

Лабораторная диагностика_____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Неспецифическая профилактика (мероприятия)_______________

Наши рекомендации