Медицинская микробиология, вирусология, иммунология
Медицинская микробиология, вирусология, иммунология
Раздел 2
Частный курс
специальность «Лечебное дело»
Студент(а, ки)________________________________________________________
Группа №__________________________________________________________
Преподаватель______________________________________________________
Содержание
Тема № 1. «Вирусные инфекции»……………………………………………………………
Занятие № 19.ОРВИ. Лабораторная диагностика гриппа, аденовирусов
Занятие № 20. Кровяные вирусные инфекции. Лабораторная диагностика гепатита В, С, D, ВИЧ.
Занятие № 21. Вирусные нейроинфекции. Лабораторная диагностика бешенства, клещевого энцефалита
Занятие № 22.Энтеровирусные инфекции. Лабораторная диагностика гепатитов А, Е, полиомиелита, инфекций, вызываемых вирусами Коксаки, ECHO, ротавирусами.
Занятие № 23. Коллоквиум.
Тема № 2. «Бактериальные инфекции»………………………………………………………
Занятие № 24. Кишечные инфекции. Энтеропатогенные кишечные палочки (ЭПКП), шигеллы, иерсинии.
Занятие № 25.Кишечные инфекции. Брюшной тиф, паратифы, сальмонеллезные пищевые токсикоинфекции.
Занятие № 26. Кишечные инфекции. Лабораторная диагностика холеры и холероподобных заболеваний, заболеваний вызванных кампилобактериями, хеликобактериями.
Занятие № 27. Патогенные кокки. Лабораторная диагностика заболеваний, вызванных стафилококками, пневмококками, менингококками, гонококками.
Занятие № 28. Коллоквиум.
Занятие № 29. Анаэробы. Лабораторная диагностика клостридиальных и неклостридиальных анаэробных инфекций.
Занятие №30.Туберкулез и дифтерия. Лабораторная диагностика.
Занятие № 31.Спирохетозы. Лабораторная диагностика сифилиса, лептоспироза, боррелиоза, болезни Лайма.
Тема №3. «Особо опасные инфекции»………………………………………………………….
Занятие № 32.Особо опасные инфекции (ООИ). Лабораторная диагностика чумы, сибирской язвы, туляремии, бруцеллеза.
Занятие № 33. Коллоквиум.
Занятие № 34. Зачет по практическим умениям.
Занятие № 35.Клиническая микробиология.
Тема № 4. «Патогенные грибы и простейшие»……………………………………………….
Занятие № 36. Патогенные грибы и простейшие. Лабораторная диагностика.
План ответа на вопросы по частной микробиологии
1. Таксономия возбудителя:
- для бактерий – отдел Gracilicutes, Firmicutes, Tenericutes);
- для эукариотов – классы, виды;
- для вирусов – к ДНК или РНК-геномные вирусы, семейство, род.
2. Характеристика возбудителя:
- морфологические и тинкториальные свойства;
- культуральные свойства;
- биохимические свойства;
- антигенные свойства;
- факторы патогенности;
- резистентность к различным факторам;
- биологические модели.
3. Характеристика вызываемых заболеваний:
- краткие эпидемиологические сведения (источник заболевания, механизм
заражения, пути передачи, восприимчивый коллектив);
- патогенез;
- основные клинические проявления;
- особенности иммунитета.
4. Микробиологическая диагностика:
- материал для исследования;
- применяемы методы диагностики.
5. Специфическая профилактика и этиотропное лечение (вакцины,
сыворотки; фаги, химиотерапевтические средства).
Тема № 1. Вирусные инфекции
Занятие № 19
Методические указания
Основные семейства РНК— и ДНК— содержащих вирусов, вызывающих острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ)
Семейства РНК-содержащих вирусов
• Ортомиксовирусы (вирусы гриппа А, В и С).
• Парамиксовирусы (парагриппозные вирусы, вирус эпидемического паротита,
вирус ньюкастлской болезни, вирус кори, респираторно-синцитиальный вирус).
• Пикорнавирусы более 110 серотипов риновирусов, а также некоторые
• серотипы вирусов Коксаки А и В и ЕСНО).
• Реовирусы (3-й серотип).
• Коронавирусы.
Семейство ДНК-содержащих вирусов
• Аденовирусы (41 серотип, из них 8 являются возбудителями ОРЗ).
• Риновирусы и коронавирусы.
• Энтеровирусы Коксаки и ЕСНО — вызывают ринит и фарингит.
• Реовирусы вызывают лёгкие респираторные заболевания верхних дыхательных путей.
Самостоятельная работа
Ситуационная задача
В городе тяжёлая эпидемическая ситуация по гриппу. К врачам обращаются больные с жалобами на сильную головную боль, озноб, общую слабость, адинамию, повышение температуры до 38 - 40° С, боли за грудиной (по ходу трахеи). Отмечается гиперемия конъюнктив, лица, шеи, сухой кашель, першение в горле, заложенность носа, затем слизисто-гнойные выделения, гиперемия слизистой оболочки носа и зева. Острые явления длятся 3-7 дней.
Учитывая, что грипп имеет склонность к эпидемическому и пандемическому распространению благодаря высокой контагиозности и изменчивости возбудителя, объяснить:
1. какие противоэпидемические мероприятия необходимо провести в организованных коллективах (школы, детские сады и др.) во время
эпидситуации;
2. какие основные вакцины необходимо использовать в предэпидемический период для активной специфической профилактики гриппа;
3. какой материал необходимо взять от больных для выделения возбудителя;
4. для чего необходимо проводить ретроспективную диагностику заболеваний?
Решение:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Арбидол
2. __________________________________________________________________________
3. __________________________________________________________________________
4. __________________________________________________________________________
5. __________________________________________________________________________
6. __________________________________________________________________________
Вакцина «Ваксигрипп»
2. __________________________________________________________________________
3. __________________________________________________________________________
4. __________________________________________________________________________
5. __________________________________________________________________________
6. __________________________________________________________________________
Задания для самоконтроля
Решить задачу и ответить на вопросы
Участковый педиатр был вызван к 8-летнему мальчику. Ребенок болен 2-й день. Заболел внезапно. Резко поднялась температура (38,50С), появились сильная головная боль, мышечные боли, общая слабость. На следующий день присоединился сухой кашель, першение в горле. Аппетит отсутствует. В его классе болеют несколько детей. При риноцитоскопическом исследовании в ядре пораженной клетки выявлены включения
Врач поставил предварительный диагноз: «ОРВИ, возможно грипп»?
Подтвердите или опровергните предварительный диагноз: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эпидемиология
Источник инфекции_____________________________________________________________________
Механизм передачи______________________________________________________________________
Пути передачи______________________________________________________________________
Факторы передачи______________________________________________________________________
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
1.Вэпидемический период гриппа все больные с характерными клиническими симптомами были обследованы на 5-й и 20-й дни с помощью реакции связывания комплемента для определения наличия специфических антител. На 5-й день РСК была положительна в разведении сыворотки 1/20, на 20-й день - 1/160. Определить диагностическую ценность полученных результатов.
2. У больного С. клинически диагностировали грипп. Врач назначил лечение. Одновременно провели вирусологическое исследование. Какой исследуемый материал взят у больного? С помощью какой реакции можно провести идентификацию возбудителя?
3. Вглазное отделениепоступил больной с симптомами тяжелого кератоконъюктивита. Было высказано предположение о вирусной природе заболевания, в частности о возможности аденовирусной или герпетической инфекции. Отделяемое конъюнктивы было отправлено в вирусологическую лабораторию для выделения и идентификации вируса в культуре клеток. Учесть результаты, сделать выводы, оформить протокол.
Выделяется для учета результатов исследования культура клеток, поврежденная и не поврежденная цитопатическим действием аденовируса.
Вопросы 1. Какой принцип лежит в основе идентификации вируса? 2. Какова этиология заболевания у данного больного? Почему?
Пример решения задачи
В диагностическое отделение инфекционной больницы поступили двое больных с предположительным диагнозом «Грипп?». Для подтверждения диагноза врач рекомендовал изучить динамику титра антител к гриппозному диагностикуму. В лаборатории использовали РПГА. Оценить результаты, оформить протокол.
Выделяется для исследования планшет с РПГА для диагностики гриппа.
Постановка
Обследуемый | День исследования | Разведение сыворотки | ||||||
1/20 | 1/40 | 1/80 | 1/160 | 1/320 | 1/640 | К | ||
Больной А. | 2-й 12-й | + + | – – | – – | – – | – – | – – | – – |
Больной Б. | 2-й 12-й | + + | – + | – + | – – | – – | – – | – – |
Вопросы:
1. Правильно ли поступил врач? Почему?
2. У кого из больных подтвердился диагноз гриппа и почему?
3. Как объяснить стабильное количество антител у одного из больных в разные сроки исследования?
Решение. Студент учитывает данные ему результаты исследования, заполняет протокол и делает выводы:
1. Врач поступил правильно, порекомендовав изучить динамику титра антител к гриппозному диагностикуму, так как по нарастанию титра антител в РПГА можно судить о правильности постановки диагноза.
2. Диагноз гриппа подтвердился только у больного Б., так как в сыворотке крови больного на 12-й день наблюдался рост титра AT в 4 раза.
3. Стабильное количество антител в сыворотке больного А. в разные сроки исследования объясняется анамнестической реакцией (возможно, он ранее переболел или был вакцинирован против гриппа).
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Занятие № 20
Задача 1
В клинику поступил больной с циррозом печени. У больного взята кровь на выявление НВе-Ag и HBs-Ag. Поставлена реакция ИФА. Учесть готовый результат. Сделать вывод: при какой форме заболевания выявляются НВе-Ag и HBs-Ag.
Направление:___________________________________________________________________
Ингредиенты:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Механизм:
Постановка
Опыт Негативный контроль Позитивный контроль
HBs-Ag
НВе-Ag
Результат:______________________________________________________________________
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 2
В клинику поступил больной с подозрением на гепатит В. У больного взята кровь для выявления НВs Аg, Ig М и IgG к НВс Аg вируса гепатита В. Поставлена реакция ИФА. Учесть готовый результат. Сделать вывод о стадии заболевания.
Направление:___________________________________________________________________
Ингредиенты:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Механизм:
Постановка:
Опыт Негативный контроль Позитивный контроль
HBs-Ag
IgM к HBс-Ag
IgG к НВс-Ag
Результат:______________________________________________________________________
Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вакцина «Энджерикс»
2.____________________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________________
4.____________________________________________________________________________
5.____________________________________________________________________________
6.____________________________________________________________________________
Эпидемиология
Источник инфекции_____________________________________________________________________
Механизм передачи______________________________________________________________________
Пути передачи___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Факторы передачи___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Патогенез и клиника
Входные ворота________________________________________________________________________
Места первичной локализации___________________________________________________________________
Инкубационный период_______________________________________________________________________
Клинические симптомы__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основные фазы патогенеза___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Длительность болезни_______________________________________________________________________
Иммунитет___________________________________________________________________
Лабораторная диагностика_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Неспецифическая профилактика (мероприятия)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Специфическая профилактика (препараты)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лечение (препараты)__________________________________________________________________
ГЕПАТИТ D
Таксономия возбудителя:
Семейство____________________________________________________________________
Род__________________________________________________________________________
Вид__________________________________________________________________________
Морфологические свойства__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Антигенная структура______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Резистентность____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эпидемиология
Источник инфекции_____________________________________________________________________
Механизм передачи______________________________________________________________________
Пути передачи___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Факторы передачи___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Патогенность для животных____________________________________________________________________
Патогенез и клиника
Входные ворота______________________________________________________________________
Места первичной локализации_________________________________________________________________
Инкубационный период_____________________________________________________________________
Клинические симптомы__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основные фазы патогенеза___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вид инфекции (генерализованная, локальная)____________________________________________________________________________________________________________________________________
Длительность болезни_______________________________________________________________________
Иммунитет___________________________________________________________________
Лабораторная диагностика____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Неспецифическая профилактика (мероприятия)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Специфическая профилактика (препараты)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лечение (препараты)________________________________________________________________
ГЕПАТИТ С
Таксономия возбудителя:
Семейство__________________________________________________________________
Род________________________________________________________________________
Вид________________________________________________________________________
Морфологические свойства__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Антигенная структура______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Резистентность____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эпидемиология
Источник инфекции_____________________________________________________________________
Механизм передачи______________________________________________________________________
Пути передачи___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Факторы передачи___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Патогенность для животных____________________________________________________________________
Патогенез и клиника
Входные ворота________________________________________________________________________
Места первичной локализации___________________________________________________________________
Инкубационный период______________________________________________________________________
Клинические симптомы__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основные фазы патогенеза___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вид инфекции
(генерализованная,локальная)____________________________________________________
Длительность болезни____________________________________________________________________
Иммунитет_________________________________________________________________
Лабораторная диагностика___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Неспецифическая профилактика (мероприятия)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Специфическая профилактика (препараты)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лечение (препараты)__________________________________________________________
ВИЧ
Таксономия возбудителя:
Семейство____________________________________________________________________
Подсемейство_________________________________________________________________
Тип__________________________________________________________________________
Морфологические свойства____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Антигенная структура___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Назовите биологические жидкости больного ВИЧ-инфекцией, содержащие высокие концентрации вируса: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите возможные пути передачи возбудителя. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какими методами лабораторной диагностики устанавливают наличие ВИЧ-инфекции: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Неспецифическая профилактика (мероприятия)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Специфическая профилактика (препараты)__________________________________________________________________Лечение (препараты)__________________________________________________________________
Подпись преподавателя__________________________________________________________
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
1. В инфекционную больницу обратился мужчина с клиническими признаками гепатита. Больной являлся наркоманом. Какой исследуемый материал можно взять для проведения лабораторных исследований, чтобы подтвердить диагноз гепатита В? Какие методы лабораторного исследования можно использовать?
2. В иммунологическую лабораторию Центра по профилактике СПИДа обратились два человека с просьбой обследовать их на ВИЧ-инфекцию. Было проведено серологическое исследование путем постановки ИФА. Оценить результат исследования, оформить протокол и сделать вывод.
Для учета результатов исследования выделяется планшет с ИФА для серологической диагностики ВИЧ-инфекции.
Диагностикам | Сыворотки | |||
обследуемого 1 | обследуемого 2 | положительная контрольная | отрицательная контрольная | |
ВИЧ-1 | - | + | + | - |
I вариант | (отсутствие окрашивания) | (окрашивание) | ||
ВИЧ-2 | - | - | + | _ |
I вариант | ||||
ВИЧ-1 | - | - | + | - |
II вариант | ||||
ВИЧ-2 II вариант | - | + | + | _ |
Вопросы 1. У кого изобследуемых возникло подозрение на ВИЧ-инфекцию? Почему?
2. Какие дополнительные исследования нужно провести для подтверждения либо исключения ВИЧ-инфекции?
Пример решения задачи
В инфекционную больницу поступил мужчина 20 лет с температурой 38 °С, жалобами на боли в правом подреберье, иктеричностью склер. Больной является наркоманом. Возникло подозрение на гепатит В. Для подтверждения диагноза был проведен ИФА в целях обнаружения HBsAg и антител к HBcAg. Учесть результат реакции, оформить протокол, сделать вывод.
Для учета результатов выделяются исследования планшеты с ИФА для серологической (обнаружение AT) и экспрессной (обнаружение АГ) диагностики гепатита В.
Вопросы Подтверждается ли диагноз гепатита В у обследуемого? Почему?
Решение. Студент учитывает данные ему результаты исследований, заполняет протокол и делает вывод: У обследуемого подтвержден диагноз гепатита В, так как у него обнаружены антитела к HBcAg вируса гепатита В и выявлен HBsAg.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СПАРАВКА
АНТИМИКРОБНЫЕ ПРЕПАРАТЫ
ЛЕЧЕБНЫЕ ПРЕПАРАТЫ:
Антивирусные препараты первого поколения - аденинарбинозид, видарабин, ацикловир, рибовир, квинакрин.
• АЦИКЛОВИР - аномальный нуклеотид, который встраивается в геном вируса и репродукция прекращается.
• АДЕНИНАРАБИНОЗИД - антивирусный эффект обусловлен включением нуклеотида во вновь синтезируемую ДНК вируса. Данные препараты не нашли широкого применения.
• ИНТЕРФЕРОНЫ и его индукторы обладают иммуномодулирующим и противовирусным эффектом. Широко применяется реаферон и велферон -высококачественный препарат человеческого α - интерферона.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРЕПАРАТЫ:
I. ВАКЦИНЫ против ВГВ:
1. Отечественная вакцина гепатита В рекомбинантная дрожжевая жидкая фирмы
"Комбиотех ЛТД".
2. Бельгийская вакцина—Engerix - В, фирмы "Смит Кляйн Бичем".
3. Американская вакцина—Recombivax НВ, производства фирмы "Мерк Шарп
и Доум".
4. Кубинская —ДНК рекомбинантная вакцина против гепатита В (Rec-HBsAg).
Наибольшее распространение получила вакцина "Энджерикс - В" (Engerix - В). Одна доза вакцины содержит 20 мкг HBs антигена, продуцируемого культурой дрожжевых клеток, полученных методом генной инженерии и имеющих ген, кодирующий формирование HBsAg ВГВ. Этот антиген очищается и адсорбируется на алюминии гидрохлориде. Вакцина обеспечивает высокий уровень антител, а также обладает высокой эффективностью.
Вакцинация проводится трехкратно с интервалом в 1 мес. Ревакцинацию проводят через 3-5 лет, т. е. вакцина создает надежный иммунитет в течение 5 лет. В первую очередь вакцинации подлежат лица группы риска.
П. Иммуноглобулин человека против гепатита В применяется для пассивной профилактики болезни.
Занятие № 21
Ситуационная задача
В инфекционную больницу поступил больной М., 27 лет, с жалобами на озноб, лихорадку (39,50С), мучительную головную боль, ломящие боли в конечностях и поясничной области, тошноту и неоднократную рвоту. Больной заторможен. При обследовании выявлены менингеальные симптомы и признаки очагового поражения ЦНС: парезы шеи, мышц плечевого пояса, верхних конечностей. Из анамнеза известно, что пациент живет в сельской местности, часто помогает в работе егерю. Недели 3 назад обнаружил на себе присосавшегося клеща. Против клещевого энцефалитане вакцинировался. После осмотра больного врач поставил предварительный диагноз: «Клещевой энцефалит, менингоэнцефалитическая форма»?
Составьте принципиальную схему лабораторной диагностики клещевого энцефалита:
См. теоретическую справку
Исследуемый материал:
____________________
____________________
Эпидемиология
Источник инфекции____________________________________________________________________
Механизм передачи______________________________________________________________________
Пути передачи___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Факторы передачи___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Патогенность для животных____________________________________________________________________
Патогенез и клиника
Входные ворота________________________________________________________________________
Места первичной локализации___________________________________________________________________
Инкубационный период_______________________________________________________________________
Клинические симптомы__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основные фазы патогенеза___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вид инфекции (генерализованная, локальная)________________________________________
Длительность болезни_______________________________________________________________________
Иммунитет___________________________________________________________________
Лабораторная диагностика____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Неспецифическая профилактика (мероприятия)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Специфическая профилактика (препараты)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лечение (препараты)___________________________________________________________
БЕШЕНСТВО
Таксономия возбудителя:
Семейство____________________________________________________________________
Род__________________________________________________________________________
Строение вириона___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Объясните эпидемиологическую цепь бешенства (резервуар в природе, пути передачи, входные ворота).
Источник инфекции____________________________________________________________________
Механизм передачи______________________________________________________________________
Пути передачи___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Факторы передачи___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Опишите патогенез бешенства. Какова зависимость между локализацией укуса и продолжительностью инкубационного периода?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Как протекает бешенство? (стадии, исход)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Принципы лабораторной диагностики бешенство (цели, методы).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись преподавателя_________________________________________________________
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
1. В травматологический пункт обратилась женщина по поводу рваной раны правой кисти. Рана - результат укуса бездомной собаки. Указать, какие профилактические мероприятия должен провести врач травматологического пункта.
2. На фельдшерский пункт обратился молодой человек по поводу рваной раны правой кисти. Рана была результатом тяжелых укусов, нанесенных собственной охотничьей собакой, которая погибла через 5 дней. Из мозга (аммонов рог) погибшей собаки был приготовлен препарат, окрашенный по Манну. Оценить результат исследования. Указать какие препараты можно использовать для профилактике бешенства у укушенного.
3. Среди работников лесхоза заболело несколько человек. Заболевание сопровождалось высокой температурой, поражением нервной системы в виде парезов и параличей. Был поставлен диагноз вирусного клещевого энцефалита. Для подтверждения диагноза была исследована сыворотка крови больного в РТГА. Учесть результат, оформить протокол, сделать выводы.
Выделяется для учета результатов исследования планшет с РТГА для изучения наличия антител в сыворотке больного к вирусам клещевого и японского энцефалитов.
Диагностикум | Разведение сыворотки больного | |||||
1/20 | 1/40 | 1/80 | 1/160 | 1/320 | К | |
Из вируса клещевого энцефалита Из вируса японского энцефалита | + (отсутствие гемагглютинации) - (наличие склеенных эритроцитов) | + – | + – | + – | + – | – _ |
Вопросы 1. Какова этиология вирусного энцефалита у обследованного больного? Почему? 2.Ингредиенты РТГА в данном исследовании?
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Занятие № 22
Методические указания
Идентификацию вирусов проводят в различных серологических реакциях, используя известные специфические антитела. Например, вирусы полиомиелита можно дифференцировать от вирусов Коксаки А и В, ECHO в РСК, используя антитела к общему антигену (VP-4) для всех типов вирусов полиомиелита.
В реакции использована диагностическая сыворотка, содержащая антитела к общему (внутреннему) антигену вируса полиомиелита VP-4 и исследуемый вируссодержащий материал.
Тип вируса полиомиелита определяют в реакции нейтрализации по цветной пробе, используя антитела к поверхностным антигенам вирусов полиомиелита 3-х типов (VP-1, VP-2 и VP-3).
Самостоятельная работа
А) Цель:учестьрезультат РСК, поставленной с целью идентификации вируса полиомиелита, выделенного от больного с подозрением на полиомиелит.
Направление:___________________________________________________________________
Ингредиенты:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Механизм:
Постановка:
Опыт КС КВ контроль эрит. барана КГС
Результат:_____________________________________________________________________
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) Определить тип вируса полиомиелита в реакции нейтрализации по результату постановки цветной пробы, используя антитела к поверхностным антигенам вирусов полиомиелита 3-х типов (VP-1, УР-2 и VP-3). Учесть результат реакции. Сделать вывод.
Методические указания
Цветная проба для обнаружения вируса полиомиелита в культуре тканиприменяется наряду с изучением цитопатического эффекта, вызываемого вирусом в культуре тканей. В пробирки с культурами тканей и питательной средой вносят исследуемый материал и индикатор феноловый красный, пробирки ставят в термостат. В этом случае, если вирус не размножается в культуре ткани, кислые продукты метаболизма клеток поступают в среду, которая приобретает желтую окраску. Если же полиовирусы размножаются в клетках тканей и пораженные клетки гибнут, то среда сохраняет первоначальный красный цвет, так как в неё не поступают кислые продукты метаболизма клеток и не изменяют её окраску. При рН 7,4-7,8 цвет среды красный, при рН 7,2 — оранжевый, при рН 7,0 и ниже — жёлтый. Таким образом, по изменению цвета среды с культурой тканей, куда внесён исследуемый материал и индикатор, можно судить о поражении клеток вирусами.
Направление:___________________________________________________________________
Ингредиенты:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Механизм:
Постановка:
Диагностические сыворотки, содержащие антитела к поверхностным антигенам вируса полиомиелита | Контроль специфической сы- воротки | Контроль культуры клеток | Контроль вируса | |||
VP-1 (тип1) | VP-2 (тип2) | VP-3 (типЗ) | ||||
Результат реакции |
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эпидемиология
Источник инфекции____________________________________________________________________
Механизм передачи______________________________________________________________________
Пути передачи___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Факторы передачи___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Патогенез
Входные ворота________________________________________________________________________
Места первичной локализации___________________________________________________________________
Инкубационный период______________________________________________________________________
Основные фазы патогенеза___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Назовите основные клинические формы полиомиелита:
____________________________________________________________________________
Лабораторная диагностика_____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Неспецифическая профилактика (мероприятия)_______________