Лекарственные растения Поднебесной империи

Первая китайская книга о лекарственных растениях, в которой сводились описания около 900 их видов, ориентировочно датирована 2500 г. до н. э. Эта работа не сохранилась до наших дней, о ее существовании известно только по ссылкам позднейших авторов. А в 695 г. н. э. китайский ученый Ли-Ди при помощи еще нескольких специалистов переработал ранние сочинения о лекарственных растениях, в результате чего получился труд «Синь-Сю-Бэн-Цао». В нем описано 844 вида растительных снадобий. Этот труд является едва ли не первой в мире государственной фармакопеей, составленной коллективом специалистов. Другой известный фармаколог, живший в XVI в., Ли Шичжень после 27 лет гербарно-аптечной работы подготовил еще более обширный свод — «Бэн-цао-ган-му» («Основы фармакологии»). В 52 томах своего произведения он описал 1892 лекарственных средства, главным образом растительного происхождения. Им даны не только описания растений, но и способы, время сбора, методы приготовления и употребления их для лечения. К примеру, подробно описано также фитонцидное действие чеснока, лука и родственных им растений.

Большое распространение в китайской фитотерапии получили настои и отвары. Число исходных продуктов для их приготовления достигает многих десятков. Это соответствует одному из основных положений китайской медицины о том, что лекарства лечат не одну какую-то болезнь, а, как правило, большую сумму симптомов, а то и синдромов, наблюдающихся у заболевшего. Состав лекарств должен отвечать проявлениям симптомов. Последних много, а поэтому и состав лекарств множественный, а рецепт довольно сложный. Кроме того, для лекарственных средств, применяемых в китайской народной медицине, характерно более медленное, постепенное по сравнению с современными химиотерапевтическими препаратами действие на организм больного.

Весь арсенал лекарств, применяемых в китайской медицине, насчитывает более 2000 названий, растительного происхождения в их числе большая часть — более 1500. Среди последних различные корни, травы, цветы, плоды или кора деревьев. Культивирование лекарственных растений в Китае возникло довольно рано в связи с тем, что сбор дикорастущих лекарственных растений не мог удовлетворить возросшего спроса уже в танскую эпоху, VII–IX вв. н. э., когда значительные площади вокруг городов были задействованы под пашни и сады в связи с быстрым ростом населения страны.

Многие лекарственные растения из китайской фитотерапии были заимствованы другими странами. Среди них самый знаменитый «корень жизни» женьшень, известный в Китае уже около четырех тысяч лет, а также лимонник, эфедра, лакричный корень, пустырник, шлемник, кровохлебка, спаржа, корица, камфора, имбирь, мускус, корка мандарина и целый ряд других. К числу широко популярных целебных средств в медицине Китая относилась солодка гладкая. Это растение входит в состав многих лекарственных прописей, назначаемых теперь по всему миру при лихорадочных состояниях, болях, кашле, одышке и т.п. Особенно часто оно применяется в прописях для детей.

Ряд растений, применяемых китайской фитотерапией, являются общими и для европейской: мать-и-мачеха (цветы и листья), подорожник большой (семена и листья), ландыш майский (корень), чеснок (стебель, плоды), пустырник сибирский и чернобыльник (стебли), шиповник (корень), ревень лекарственный (корень), лопух большой (семена), шалфей (корень) и некоторые другие.

Согласно старинной легенде, Шен Хун, «отец» китайского сельского хозяйства и глава древнего клана, испытывал на себе сотни различных трав, одну за одной, чтобы открыть их полезные свойства и медицинское назначение. Шен Хун был не одинок в своем начинании, и в течение последующего тысячелетия многие любознательные китайцы исполняли роль «подопытных кроликов», продолжая испытывать на себе свойства различных растений, одни из которых оказались целебными, другие ядовитыми для человека, а третьи причудливо сочетали в себе пользу и вред для нашего организма. Путем многочисленных проб и ошибок китайские целители классифицировали различные травы, прочие растительные и минеральные ингредиенты, их составы в соответствии с определенными частями тела, а затем тестировали их, чтобы определить степень токсичности и оптимальную дозу для достижения лечебного эффекта.

Например, стебель китайской эфедры оказался потогонным средством, но корни этого же растения, наоборот, контролируют потоотделение. Растение kassia bark, по китайским представлениям, «горячее», но используется для лечения простуд. Мята «по натуре прохладная» и применяется против перегревания. Фитотерапевтический опыт подтвердил традиционное понимание организма человека в Китае и поощрял применение травных средств в его национальной медицине.

Посещение любой китайской медицинской лавки подобно ощущению, будто находишься внутри миниатюрного музея естественных наук. Таинственные аккуратные составители расположили все в определенной последовательности и с определенной целью: животных, растения, минералы. Перечень любопытных вещей, чей истинный смысл скрыт от глаз европейца, неисчерпаем... Например: персиковые косточки и шафран, чтобы улучшить циркуляцию крови; китайская эфедра (махоан), чтобы вызвать потоотделение, и женьшень, чтобы усилить сердечную деятельность. Выполнение предписаний, данных китайским доктором, не менее удивительный процесс. Фармаколог выбирает несколько особых ингредиентов из тех сотен загадочных корешков, травок и т.д., что находятся на его полках. Пациент забирает их домой, варит их наподобие "супа" и пьет. Если вам не нравится подобное варево, спросите себя, что лежит в основе этого древнейшего медицинского искусства и почему китайская народная медицина столько веков остается одной из самых действенных и мудрых. Теоретические основы китайской медицины были заложены более 2 тысяч лет назад. Значительное количество древних медицинских знаний сохранено в древнекитайском (221-207 г. до н. э.) специальном трактате "Внутреннее оружие" - обширнейшей записи, содержащей знания и опыт китайской медицинской теории того времени. В период царствования династии Хан (206 до н. э. - 220 н. э.) китайская традиционная медицина накопила ценнейшие даже для наших дней и уровня современной медицины знания и сведения по лечению многих болезней. Подтверждение тому мы находим в известном трактате "Лечение болезней, вызванных факторами холода" (Шан Хан Лун) автора Чан Чун Чин. Одна из наиболее известных китайских работ по медицине - "Материя медика" - была составлена в эпоху царствования династии Мин автором Ли Ши-чен. Эта энциклопедическая работа открыла новую эру в мировой истории фармакологии. Работа содержит описания 1892 различных видов лекарственных препаратов. Эта работа была переведена на несколько иностранных языков и оказала сильное влияние на развитие медицины в странах Восточной Азии и Европы.

Таким образом, китайскими врачевателями разработана своя, совершенно уникальная методика, позволяющая систематизировать лекарственные препараты и способы их применения. Она в значительной степени расходится с методиками и системами западной медицины. Философия, стоящая за китайской медициной, базируется на положении, что человек живет между небом и землей и сам подобен Вселенной в миниатюре. Материя, из которой состоят живые существа, рассматривается как принадлежащая «Инь» или женскому пассивному началу. Жизненные функции живых существ, с другой стороны, рассматриваются как принадлежащие «Янь» или мужскому активному началу.

Кроме несомненной пользы, восточные фитопрепараты в некоторых случаях способны оказывать неучтенный знахарями вред для пациентов. Тот же Ли Ши-чжень постоянно изучал методы народных врачей и, заимствуя в свою фармакопею рациональные рецепты, вместе с тем вел усиленную борьбу против явно шарлатанских снадобий. В частности, против распространявшегося тогда «вечно живущего лекарства» — таблеток, составленных из ртути и других ядовитых соединений. Как мы помним, знахарям верят люди темные, необразованные или ослабевшие духом, отчаявшиеся или просто поддавшиеся моде на медицинскую экзотику, настырной рекламе новоявленных панацей в виде чудодейственных бальзамов, капель, мазей, настоек, аппаратов. Приведем наиболее впечатляющий пример того, чего может стоить обращение к нетрадиционной медицине. Во влиятельном медицинском журнале «Human Reproduction» недавно были опубликованы результаты исследования, которые доктор Луи Чан из университета в Гонконге провел с таким широко известным на Востоке, а теперь и на Западе энергетиком, как женьшень. “Корень жизни” давали беременным крысам. В результате у крысиных эмбрионов, а затем и плодов возникали пороки развития сердца, глаз и конечностей. При увеличении дозы с 30 до 50 мг уродства увеличивались, а объем тела новорожденных уменьшался. По мнению ученых, низкие дозы женьшеня вели к более мелким порокам, не всегда сразу заметным. Этим может объясняться тот факт, что ядовитое действие этого препарата веками недооценивалось по сравнению его явно стимулирующим организменные процессы эффектом. По справедливому заключению кандидата медицинских наук А. Мельникова, обнародовавшего эти факты в отечественной прессе, «вся эта история очень показательна для так популярной сегодня фитотерапии — препараты из лечебных трав стали большим бизнесом задолго до того, как изучили их безопасность. ... Потребители, медики и чиновники как-то сразу поверили формуле “натуральное — значит безопасное”, забыв, что растения содержат массу ядов. ... Проверить безопасность “травок” гораздо сложнее, чем “химии”. Гораздо проще торговать “травками” и легендами».

Поэтому фармакологический опыт многовековой китайской медицины сегодня надо оценивать критически, обязательно проверяя древние рецепты современными методиками аптечной технологии и честно, особенно подробно информируя потребителей о возможных побочных действиях, противопоказаниях к их применению.

Приготовление лекарств

Уже во времена первобытнообщинного строя, люди, живя совместно, возделывая полевые массивы и собирая дары природы, часто отмечали у себя при вкушении различных плодов и ягод, корней, трав специфические ощущения, которые проявлялись в виде тошноты, рвоты, поноса, кашля и других симптомов, и наоборот, при вкушении других плодов и растений эти симптомы проходили. Отсюда у первых людей возникли изначальные предположения о действии тех или иных веществ на организм человека, что и послужило дальнейшему накоплению опыта в этой области. Например: при приеме корня ревеня возникал понос, и наоборот, при приеме кожуры граната эти ощущения проходили. При приеме внутрь ножки дыни возникала тошнота и рвота, и наоборот, при принятии корня имбиря тошнота проходила. Поэтому через несколько тысячелетий путем наблюдения, собирания и накопления появился опыт употребления и приема тех или иных лекарственных растений, по действию близких друг к другу и обладающих определенными свойствами. Но китайское траволечение имеет специфическую основу и отличие от фитотерапии других стран в том, что сбор и приготовление лекарств – процесс сугубо специфический и имеет неразрывную связь с теорией китайской медицины, используя для этого определенные правила сбора и приготовления. Приготовление лекарств включает в себя в зависимости от сбора и вида лекарственного сырья предварительные обжиг на огне, варку, обработку паром, спиртом и затем используется для приготовления лекарства для того или иного синдрома, несмотря на то что симптомы могут быть одинаковыми. Например: кашель может быть как симптом при различных синдромах, и лечение его идет с подбором того или иного лекарства под синдром.

В настоящее время весь мир заинтересован в открытии и использовании тех лекарств (в основном полученных из трав), которые более полезны и эффективны при различных заболеваниях, так как синтетические лекарства не соответствуют тем требованиям, которые на них возложены. Очевидно, что в будущем природные лекарства будут играть большую роль, сохраняя здоровье людей. Поэтому в ближайшем будущем очевиден синтез многих опытных данных, полученных в области траволечения, где китайская медицина, сохранив свою целостность и подход, займет ведущее место.

Основным методом приготовления лекарств, который носит название Тань Чжи, являются в Китае отвары лекарственных трав. При приготовлении отваров увеличивается не только количество лекарственных составляющих в отваре, но и идет одновременно уменьшение ядовитых свойств.

Кроме метода Тань-Чжи, существует метод приготовления лекарств под названием Чжу Чжи, который состоит в том, что каждое лекарственное сырье приготавливается индивидуально, а затем происходит смешивание лекарственных составляющих вместе с содержащейся травой в одно, а затем процеживание их и прием.

Метод Тиан Чжизаключается в том, что после смешивания лекарственных средств методом Чжу Чжи или Тань Чжи происходит дальнейшее приготовление лекарств, состоящее в том, что при этом приготовлении отвары подлежат дальнейшему кипячению, в результате чего происходит дальнейшее испарение жидкости, сохраняя количество лекарственного составляющего в отваре, что более физиологично для ЖКТ, так как обладает меньшими раздражающими свойствами. Основной принцип - сохранить желудок здоровым.

Метод Инь Чжи заключается в заваривании сбора трав без дальнейшего кипячения.

При методе Се берется небольшое количество жидкости и варится недолго.

При методе Бу берется большое количество воды и варится долго. Для открытия пор при приготовлении лекарств изначально необходим большой огонь, недолгое кипячение (20 минут) и принятие в горячем виде.

Для послабления стула необходим большой изначальный огонь, время кипячения долгое (30-45 минут) и прием в теплом виде.

Для методов Бу «чи», Бу крови, Бу «Инь», Бу «Янь» необходим небольшой огонь. Время приготовления длительное (1 час) и принятие в теплом виде.

При острых заболеваниях, а также при синдромах полного холода огонь используется большой, а время небольшое (15 минут), принимается в теплом виде.

Обычно же для приготовления лекарств используется время 30 минут.

Не используется железная, медная или алюминиевая посуда. Обычно лекарства принимаются два раза в день, и метод приготовления состоит в том, что приготовленную смесь трав заливают водой и готовят согласно той методике, которая необходима. Вечером используется то же лекарство (та же смесь), оставшееся после первой обработки, и приготавливается и принимается так же, как и в первый раз утром. Разница во времени между приемами должна быть 6 часов, обычно прием лекарств – через 1 час после еды, но лекарства для метода Бу принимаются натощак перед едой.

Количество воды, используемое для приготовления лекарств.Обычно используется количество воды, в 2,5-4 раза большее по объему, чем лекарственное сырье. При повторной варке количество воды в два раза больше. Не кипятят лекарства (цветы, листья, стебли) без предварительной 30-минутной замочки холодной водой. Для семян, корней, плодов замочка должна быть не меньше часа. Обычно используется холодная вода, не используется сразу же кипяток. Обычно используется сразу большой огонь, доводящий до кипения, а затем необходим слабый огонь. Кипятить необходимо с закрытой крышкой без текущего открывания ее и помешивания. Некоторые лекарства (в частности минералы, косточки, некоторые ядовитые растения) кипятятся заранее 1-2 часа. Если при этом используются и другие травы, то они вначале, как обычно, замачиваются холодной водой, а затем добавляются к заранее прокипяченным минералам, косточкам, ядовитым травам и кипятятся дальше по одному из методов.

Некоторые лекарства (в частности летучие) засыпаются с предварительной замочкой в основную смесь за 5-10 минут до конца кипячения (например, мята). Определенные лекарства кипятятся завернутыми в ткань вследствие нежелательного попадания самого этого лекарства в смесь (например, цветы девясила, подорожника). Есть некоторые лекарства, которые готовятся отдельно заранее, до смешивания с основным составом. Например, женьшень, сайгачьи рога, которые принимаются отдельно и добавляются в основной состав в конце приготовления основного состава или принимаются в виде порошка, который запивают основным составом. Клубни аконита (борцов) предварительно варят в соответствующем количестве воды 30 минут отдельно, а затем после кипячения вместе с содержимым вливают в приготавливаемую смесь. При использовании корня китайской ремании используется как сырой корень, который обладает больше функцией "бу инь", так и предварительно выдержанный на водяной бане, а затем высушенный корень, обладающий как функцией "бу инь", так и функцией "бу янь".

Все минералы кипятятся заранее до засыпания трав в соответствующем количестве воды в течение 30 минут - 1 часа.

Правила приема лекарств. Обычный прием лекарств - один раз в день утром с повторным кипячением и приемом вечером во второй раз того же лекарства, которое используется для хронических не очень тяжелых заболеваний. При острых, тяжелых заболеваниях, при которых необходим метод "се", используется прием двойной дозы, то есть вначале все готовится как обычно, отвар сливается, затем в этот же состав трав, используемый при первом кипячении, добавляется необходимое количество воды, кипятится повторно, и полученный отвар добавляется к первому отвару и принимается. При слабом желудке или заболеваниях ЛОР-органов лекарство принимается часто и понемногу.

Утренний тощаковый прием используется для методов "бу", изгнания (се) отеков, сырости, паразитов (за 30-60 минут до еды).

Перед едой в течение дня (за 30-60 минут) принимается лекарство для метода Се Шя Фа (изгнание болезни через толстый кишечник) и для методов "бу".

Послеобеденный прием через 15-30 минут после еды применяется для болезней, находящихся в верхней половине туловища, или при необходимости исключить помехи для работы желудка.

Правила сбора лекарственного сырья.При заготовке лекарственного сырья используется оптимальный промежуток времени года, когда содержание полезного составляющего в сырье оптимально.

Для заготовки всего лекарственного растения (когда используется стебель, листья, плоды и корень, вместе взятые) сбор осуществляется во время начала цветения. Например: пустырник, подорожник. Когда у растений для приготовления лекарств используются листья, то их собирают в момент максимального цветения. Например, листья лотоса.

Если используются только цветки, то они используются либо в бутоне, либо в начале цветения. Например: роза, жимолость японская. Но некоторые цветки используются и собираются в момент максимального раскрытия цветков. Например: девясил, хризантема.

Плоды и семена растений собираются в момент максимального их созревания. Например: кирказон скрученный, подорожник большой.

Корни растений собираются или в конце осени или в начале весны (ревень пальчатолистный). Кора дерева и кожура стеблей собирается или в начале лета, или в конце весны. Желчь медведя берется зимой.

Как мы видим, время сбора лекарств является очень важным, так как растение обладает лекарственным свойством только в определенное время, в остальное же время оно остается просто растением.

Наши рекомендации