Рациональное и иррациональное в медицине Древнего Египта

Вавилонская и древнеегипетская культура имеют много общих черт. Поэтому древнеегипетская медицина, особенно поначалу, в главных чертах схожа, несмотря на отличия в подробностях, с медициной вавилонян. Самые древние папирусы, возникшие в эпоху древнего царства и относящиеся таким образом к III тыс. до н. э. (уже упоминавшиеся «ветеринарный» и «гинекологический» папирусы из Кахуна), представляют собой, в общем, простые сборники рецептов с краткими описаниями болезней. Они похожи на шумеро-вавилонские рецепты на глиняных таблицах. И те, и эти в целом свободны от религиозно-мистических формул, дают ясное описание болезненных симптомокомплексов и содержат простые, но вместе с тем рациональные способы их лечения.

Следующая эпоха — Среднего царства явно меняет характер египетской медицины. Положение медицины в эту эпоху лучше всего демонстрируется известным «папирусом Эберса»; этот папирус написан, правда, только около 1550 г. до н. э., но прототип его несравненно более древнего происхождения. По документу заметно вторжение в медицину религиозных представлений; хотя ее основа остается все-таки эмпирической.

Начиная примерно с 1500 г. до н. э., то есть с переходом к новому царству суеверные представления занимают все больше и больше места в египетской медицине. Об этом красноречиво свидетельствует папирус Бругша, в котором много места отводится магическим процедурам.

Наконец, с началом I тыс. до н. э. эмпирия почти совершенно исчезает из египетской медицины, уступая место грубым суевериям. Хотя и медицинская литература цветущего периода египетской истории имела, как это видно из папируса Эберса, компилятивный характер, повторяя предписания и объяснения более древних времен. Книги такого рода могли, конечно, служить руководством для древнеегипетских врачей. С нашей точки зрения, им явно недостает критического отношения к делу. Кроме того, настоящие авторы этих текстов - в тени безапелляционных поучений, приписывавшихся божествам. Впрочем, дух незыблемой традиции пронизывал всю египетскую культуру. Поэтому и для врачевателей служило вопросам чести придать своим суждениям возможно больший авторитет, связывая их с божественными вещами и подкрепляя ссылками на стародавние времена.

Экзотика египетских древностей породила множество реальных и мнимых сенсаций, связанных с их поисками и находками, кражами и реконструкциями. Самая знаменитая экспедиция в Страну пирамид была организована лордом Карнарвоном и археологом Говардом Картером. Им удалось открыть уникальную по своему богатству гробницу фараона Тутанхамона. Со временем руководители и некоторые члены той экспедиции умерли. Журналисты «желтой прессы» объявили их кончины «проклятием фараона», результатом отравления некими микробами, бывшими в той гробнице. Эта версия не имеет под собой фактических оснований.

Кроме научных раскопок, тщательной реставрации находок из пирамид, их музейного хранения и экспонирования, уже много столетий в Египте процветает так называемая «черная археология» — подпольный грабеж подземных гробниц и спекуляция украденных оттуда редкостей.

Нам стоит отметить фармацевтическую составляющую этого сомнительного ремесла. А именно, большим спросом на «черном рынке» с давних времен пользуется та черная смола, с помощью которых древние египтяне бальзамировали тела умерших. Эту затвердевшую массу соскабливают с мумий (их черепов, костей, внутренних полостей) и перерабатывают для сбыта в качестве лекарства, известного как «мумиё». Слово «мум» было заимствовано арабами из персидского языка для обозначения минеральной смолы, по-гречески именуемой асфальтом. С древних времен это вещество использовали как чудодейственное средство против разных недугов. В действительности, так назывались сразу несколько с виду похожих своей пластичностью, но разных по происхождению и свойствам субстанций природного происхождения.

Египетские врачи издавна применяли темное вещество для заживления ран, против сыпи на коже. Стремясь развить явные успехи в применении асептического медикамента, они с помощью разных добавок к нему составили мазь и микстуру, применяемые против всевозможных хворей. В результате столь модное и редкое лекарство стало предметом спекулятивного экспорта из страны пирамид. Его охотно покупали арабы, греки, затем европейские медики Нового времени. Для добычи «земляной смолы» по долине Нила рыскали целые артели грабителей фараоновых гробниц.

Из-за ажиотажного спроса изготовление мумиё приобрело откровенно дикие формы: похищенные из любых могил (в том числе казненных преступников, рабов, жертв эпидемий) трупы предприимчивые египтяне вываривали до тех пор, пока не выделялась маслянистая жидкость, пригодная для расфасовки по склянкам. Покупатели перестали различать природное лекарственное средство, открытое в античности, и отвратительную смесь из «фармацевтических салотопок».

Многие здравомыслящие медики выступали с разоблачениями столь явного шарлатанства. Так, парижский торговец лекарствами Пьер Поме иллюстрировал свою работу «Всеобщая история аптекарского дела» (1694) гравюрами с изображением отвратительного способа переработки трупов. Однако и короли, и простолюдины продолжали искать «чудодейственный препарат египетских волшебников». Хотя пик увлечения этим сомнительным снадобьем в Европе пришелся на суеверные XV–XVIII вв., но в некоторых американских аптеках до сих пор можно приобрести унцию-другую «настоящего мумиё» из египетских мумий [19][19].

Наши рекомендации