Страна пирамид и ее вклад в мировую культуру
Египет — сравнительно узкая полоса орошаемой земли, протянувшаяся среди необозримых песков в нижнем течении Нила, снабжающего ее водой и плодородным илом во время своих периодических разливов. Поэтому эту страну и называют нильским подарком людям. Здесь свыше шести тысячелетий назад расцвела одна из самых древних и удивительных цивилизаций мира.
Собственное имя страны, лежавшей в долине Нила, было Та-Кемет — «черная земля» (темная, потому что орошаемая, возделываемая — в противоположность бесплодной красной земле окрестной пустыни). Название «Египет» появилось после прихода сюда греков и происходит от их слова «Aigyptos» (видимо, от искаженного Хеку-Пта — название священного города Мемфиса, где располагались старейшие храмы и пирамиды).
К IV тыс. до н. э. в результате смешения протосемитских, берберских и кушитских племен, вперемешку населявших долину Нила с X тыс.
до н. э., образовалась этнополитическая общность (древнеегипетская народность), составившая коренное население Древнего Египта (ныне, после арабского завоевания Египта в Средние века, прямыми потомками древних египтян считают коптов). К этому времени здесь завершился процесс расслоения общин, выделения родоплеменной знати и превращения вождей племен в царьков; возникли первые примитивные государственные образования (номы).
В течение длительного периода в долине Нила сосуществовали два протогосударства: Южный (Верхний) Египет (от последнего — пятого порога до первого рукава дельты Нила) и Северный (Нижний) Египет (разветвленная дельта Нила). В конце IV тыс. до н. э. они были объединены в двуединое царство. Список его правителей, согласно устной традиции, начинается с легендарного Менеса — основоположника I династии (Царского Дома). За следующие три тысячелетия тут сменилась 31 царственная династия. Они различались не столько по семейному родству своих представителей, сколько по району их происхождения.
Престол верховных правителей — фараонов передавался чаще всего по женской линии, так что законным царем считался тот, кто был женат на царевне. Поэтому нередкими были браки фараонов с родными (чаще всего сводными) или двоюродными сестрами.
Самобытная история Древнего Египта продолжалась и после утраты им политической независимости в связи с завоеванием Александром Македонским. Представители династии Птолемеев, воцарившейся там после его смерти (и до 30 г. до н. э.), изображали себя наследниками фараонов. Римляне превратили Египет в житницу Италии — из этой провинции они вывозили львиную долю хлеба. В 395 г. н. э., после распада Римской империи, эта страна превратилась в одну из провинций Византии. А в 640-х гг. Египет завоевали арабы, и он вошел в состав их Халифата, став с тех пор частью арабского мира и его культуры. С начале XVI в. Египет — часть Турецкой империи.
Слова «фараон» связано с этикетным и магическим запретом упоминать о царе прямо; о нем говорили «[тот, кто] в большом доме». В европейские языки этот термин проник через Библию, где описан египетский плен иудеев. Для медицинского обслуживания пышного двора фараонов требовались, среди множества чиновников прочих рангов, и врачи. Они же обычно сопровождали многочисленные походы фараонов — военные, торговые, инспекционные экспедиции по Нилу [18][18].
Весьма глубокие и разносторонние для Древнего мира знания египтян вырастали из практического опыта — деятельности трудолюбивых крестьян, ремесленников, путешествовавших по всем сторонам света торговцев. После объединения районов (номов) Египетской долины в одно государство его правящую элиту составляют многочисленные чиновники и, в особенности, жрецы.
В IV тыс. до н. э. здесь началась обработка меди, появилось гончарное, ткацкое и керамическое производства, открыт рецепт изготовления фаянса; с III тысячелетия до н. э. выделывается стекло; во II тысячелетии до н. э. входят в употребление сначала бронза, а затем железо. Экспортируемые отсюда украшения (бусины в виде скарабеев, сфинксов и т.п.) находят за тысячи километров от Африки, в том числе на территории Восточной Европы, вплоть до Прибалтики; даже в Сибири.
Своеобразным центром древнеегипетской политики и наиболее концентрированным выражением культуры этого народа стали монументальные сооружения в честь фараонов — их гигантские статуи и усыпальницы-пирамиды. Они представляют собой традиционные в Северной Африке, но многократно увеличенные надгробия прямоугольных очертаний (мастаба — скамья). Погребальные камеры и всевозможные хранилища заупокойного инвентаря располагались не в самих пирамидах, а глубоко под землей; к ним вели вертикальные шахты. Для обмана кладоискателей многие такие ходы делали тупиковыми. Пирамиды располагались в центре целых «городов мертвых» — вокруг каждой большой пирамиды сооружались меньшие — для родственников и приближенных фараона, а также многочисленные подземные тайники-хранилища разного рода запасов для комфортной жизни на том свете. Фараонов и их знатных приближенных после смерти мумифицировали, благодаря чему их тела в сухом климате Египта хорошо сохранились вплоть до наших дней.
Находки археологов, музейные коллекции из таких некрополей — важнейший источник изучения древнеегипетской культуры, включая медико-фармацевтическую.
Египтяне стремились сохранить тела своих покойников, в первую очередь знатных, чтобы обеспечить их жизнь на том свете. Из трупа удалялась часть внутренностей; затем он заворачивался в просмоленные и пропитанные гипсом ткани. Процедура изготовления мумий со временем усложнялась и в общей сложности занимала несколько месяцев. Внутренности либо помещались в особые сосуды (канопы) для сохранения в той же гробнице, либо вкладывались после консервации на свои места; либо заменялись на муляжи-амулеты. Многочисленные амулеты вкладывались также во все разрезы на теле. У некоторых мумий отчленена и вновь пришита голова; у других отсечены и вложены в грудную клетку стопы (наверное, для того, чтобы покойник не осквернил пол загробного судилища). Чтобы обмануть грабителей пирамид, в некоторые гробницы помещали мумии (или их части) посторонних лиц, а останки знатного покойника прятали более тщательно.
Подобная технология изготовления мумий обеспечила сохранность большинства из них на протяжении тысячелетий. Многие мумии до сих пор сохраняют эластичность и пригодны для различных медико-биологических исследований, которые показывают, чем на самом деле болели и как лечились древние египтяне.
В связи со столь масштабным отправлением культа предков сформировались основные черты древнеегипетской культуры, определенный художественный стиль. Необходимой составной частью такой ритуальной практики служили медицина и фармация. Процедура мумификации требовала некоторых представлений в области анатомии и физиологии; использования полезных свойств растений, минералов, смол; многих других технических приемов, которые имели отношение и к лечению живых людей.
Сооружение одной из первых больших пирамид — в честь фараона Джосера проводилось по проекту его главного советника — архитектора, врачевателя и вообще мудреца Имхотепа (XXVIII в. до н. э.). Греки потом отождествляли его с богом врачевания Асклепием.
К титаническому труду по возведению пирамид привлекались не только многочисленные рабы, но и крестьяне, покидавшие свои поля на время отлива Нила. Найдены папирусы с записями древнеегипетских чиновников о забастовках строителей пирамид, не получивших вовремя чеснок для питания. Заготовка огромных каменных блоков в окрестных горах, их перевозка по суше и по реке, методичная укладка с помощью блоков, шкивов и рычагов согласно чертежам проектировщиков — вовсе не чудо, не при чем тут и всякие фантастические версии, гуляющие по страницам развлекательной литературы.
Пирамиды — памятник первоначальному развитию инженерной, технологической мысли и титаническому труду тысяч рабочих и сотен организаторов этого гигантского производства, длившемуся десятки лет на каждом объекте.
По-видимому, не позднее IV тыс. до н. э. появились египетская письменность — иероглифическое письмо (от греч. слов hieros — жрец + glyphe — резьба). Наиболее ранние из дошедших до нашего времени памятников древнеегипетской литературы датируют XXXII в. до н. э.
Интересным подтверждением тому, что все упоминавшиеся источники являются компилятивными, служат высказывания древних египтян:
«Молодые, строптивые, без послушания и уважения к старшим. Истину отбросили, обычая не признают. Никто их не понимает, и они не хотят, что бы их понимали. Несут миру погибель и станут последним его пределом.»
Надпись на гробнице фараона (3500 лет до н. э.)
«Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не так далек.»
Древний Египет (2000 лет до н. э.)
Ряд сюжетов фольклора и эпоса разных народов мира впервые встречается в египетских текстах, что свидетельствует о древности и оригинальности древнеегипетских литературных традиций и о влиянии культуры Древнего Египта на развитие культуры многих других стран.
Изучение древнеегипетских текстов началось сравнительно недавно, после того как французский ученый Ж.Ф. Шампольон разгадал тайну этого иероглифического письма. 14 сентября 1822 г. он установил наличие среди иероглифов фонетических знаков, а первое сообщение о своем открытии сделал 27 сентября 1822 года в Академии наук Франции. Этот день принято считать днем рождения научной египтологии.
Открытие Шампольона было связано с изучением надписей на двуязычном Розеттском камне, найденном офицером наполеоновской армии в 1799 г. при рытье окопов у города Розетта в Египте. Получив от Шампольона «ключ» к многочисленным текстам на стенах пирамид, гробниц и папирусных свитках, неплохо сохранявшихся в сухом египетском климате, историки узнали о жизни страны пирамид гораздо больше, чем о любом другом регионе Древнего мира.
До расшифровки древнеегипетского письма единственными источниками по истории Древнего Египта и его медицины были сведения греческого историка Геродота, египетского жреца Манефона, изложенные на древнегреческом языке, а также произведения греческих писателей Диодора, Полибия, Страбона, Плутарха и других, побывавших в Стране пирамид и пересказавших ее предания.