II. Древняя Месопотамия: первые лекари, первые рецепты
В письменной истории человечества
1. Определения цивилизации.
2. Древний Восток — колыбель мировой цивилизации.
3. Месопотамия в древности: природа, народы, страны, культуры.
4. Шумеро-вавилонские врачи и фармацевты.
5. Ассирийская народная медицина.
Литература
Васильев Л.С. Древнее Двуречье: возникновение первых государств // В его кн.: История Востока. Т. 1. М., 1993.
Веллард Дж. Вавилон. Расцвет и гибель города чудес. М., 2003.
Володихин Д. Дети Барса. СПб., 2004.
Вулли Л. Ур халдеев. М., 1961.
Вулли Л. Забытое царство. М., 1986.
Герни О.Р. Хетты. М., 1987.
Гуляев В.И. Шумер. Вавилон. Ассирия. 5 000 лет истории. М., 2004.
Дьяконов И.М. Люди города Ура. М., 1990.
Емельянов В.В. Древний Шумер. Очерки культуры. - СПб.: «Азбука-классика», 2003. – 320 с.
Семенченко В.Ф. История фармации: Учебное пособие. - Москва:ИКЦ «МарТ», 2003. - 640 с.
Сорокина Т.С. История медицины / Т.С. Сорокина. - М.: Изд-во РУДН. 1992. -
Т. 1.
История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. I. Месопотамия. М., 1983.
История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1999.
История Древнего мира / Под ред. И.М. Дьяконова. Кн. 1. Ранняя древность. М., 1982.
Когда Анну сотворил небо. Литература Древней Месопотамии. М., 2000.
Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М., 1990.
Крамер С.Н. Шумеры. Первая цивилизация на Земле. М., 2002.
Лео Оппенхейм А. Древняя Месопотамия (Портрет погибшей цивилизации). М., 1980.
Ллойд С. Археология Месопотамии (От древнекаменного века до персидского завоевания). М., 1984.
Литература Шумера и Вавилонии // Поэзия и проза Древнего Востока / Под ред. И. Брагинского. М., 1973.
Маккуин Дж. Г. Хетты и их современники в Малой Азии. М., 1983.
Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. М., 1982.
Садаев Д.Ч. История Древней Ассирии. М., 1979.
Сетон Ллойд Дж. Археология Месопотамии. М., 1979.
Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. М., 1984.
Определения цивилизации
Термин «цивилизация» ввели в научно-литературный оборот европейские философы-просветители XVIII в. — для обозначения желанного состояния общества, устроенного на началах разума и справедливости. Этот смысл общего идеала совместной жизни людей присутствует в понятии цивилизации при любом его толковании. Цивилизованным может считаться общество с динамичной экономикой, эффективным управлением, уважением к личности. Отсюда же дословный перевод слова: латинское “civilis” означает гражданский, государственный — в противоположность первобытному, примитивному образу жизни; рассеянному на малые группы поселению людей; анархии в их взаимных отношениях.
Английский культуролог А. Тойнби выдвинул гипотезу, согласно которой первобытное общество переходит к цивилизации только в том случае, если оно не боится ответить на вызов неблагоприятных условий окружающей среды.
Указанный исходный смысл рассматриваемой категории «цивилизация» распадается на несколько дополняющих друг друга значений, образующих варианты понятия цивилизации.
Во-первых, цивилизацией называют определённый, переломный этап всемирной истории, а именно тот, который сменяет эпоху первобытности. Его началом служит так называемая “неолитическая революция” III–IV тыс. до н. э. Тогда часть населения Земли впервые перешла от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) к производящему. Оно включает в себя такие достижения, как:
· выращивание полезных растений;
· одомашнивание некоторых диких зверей (сначала собак, затем свиней, коз, овец, лошадей и т.д.) и их разведение (животноводство);
· керамическая посуда и гончарный круг для ее серийного изготовления;
· затем — металлические (последовательно: медные, бронзовые, железные) орудия;
· укрупнённые поселения городского типа — административные и культовые центры сельских округ;
· монументальная архитектура церковного и светского предназначения (стены и башни городов, пирамиды-храмы и усыпальницы, дворцы вождей);
· письменность (для накопления и передачи информации в пространстве и во времени);
· в конце концов — появление государства с его аппаратом социального управления.
Все эти эпохальные достижения человечества в отдельных регионах его проживания вывели древнюю медицину и фармацию на качественно новый — самостоятельный уровень развития. Лечить начинают уже не только общинники друг друга, между делом — охотой, либо домашним хозяйством, а в неких специальных пунктах — прообразах больниц и аптек; медицинскую помощь оказывают лица, которых эта практика кормит. Получение устойчивого прибавочного продукта благодаря земледелию и скотоводству, гораздо меньше охоты и рыболовства зависимых от капризов природы и индивидуальных способностей людей, обеспечило общественное разделение труда — специализацию по таким его отраслям, как землепашество, торговля, ремесло. И в том числе, медицина и фармация. Первые по сути профессиональные целители появляются вместе с переходом от первобытности к цивилизации. А вместе с первыми докторами — их металлические инструменты, тексты рецептов, больничные и аптечные помещения внутри городских кварталов, под защитой стен и башен первых городов. В первобытном обществе мы наблюдали лишь отдаленные предпосылки лечебного/аптечного дела, а вместе с первыми цивилизациями начинается его постепенное развитие.
Кроме того, словом “цивилизация” называются локальные во времени и пространстве варианты культуры того или другого народа, региона, периода. В качестве самых ярких цивилизаций в таком значении данного понятия обычно выделяют ацтеков (Мезоамерика), майя, инков (Южная Америка), шумеров и вавилонян (Месопотамия), Египет, Индию, Китай, Грецию, Рим в Древнем мире. В Средние века обозначились и в Новое время развились такие цивилизации, как западная (Западная Европа, США, их сателлиты), восточные — арабо-исламская, паназиатская (Китай, Индия, Япония, т.д.); промежуточные — например, православно-российская.
Применительно к последнему толкованию понятия цивилизации вертикализированная шкала мирового прогресса просто неприменима — каждая из локальных цивилизаций представляет собой оптимальный вариант приспособления того или иного общества ко вполне определенным условиям природной среды своего проживания и международной обстановке в момент своего формирования. Так что любая черта образа жизни и менталитета носителей данной цивилизации полезна для их выживания и преуспевания (так, арктическая цивилизация аборигенных народов Севера обеспечила их жизнь в условиях вечной мерзлоты и минимума продовольственных ресурсов; перенос в такие условия образа жизни более богатых культур просто гибелен для обитателей арктических широт).
Самые древние цивилизации, чьи медицинские достижения рассматриваются в настоящем пособии, были слабо связаны друг с другом, каждая из них, образно говоря, «варилась в собственном соку». Поэтому говорить о какой-то преемственности их достижений, в том числе фармацевтических, можно только на сравнительно поздних стадиях истории Древнего мира, когда массовые миграции индоевропейских, а затем арабских и тюрко-монгольских народов охватили по сути весь Старый свет.
Рассматривая медицину/фармацию прошлых эпох, необходимо оценивать их не только «взглядом сверху вниз» — с позиций сегодняшнего уровня врачебной/аптечной помощи в западном мире, но и, так сказать, «изнутри» — тех реальных — природных, политических и социальных условий, которые породили и поддерживали данную культуру; в комплексе таких ее проявлений, как религия, зачатки научных знаний, искусство, весь образ жизни обитателей этого историко-географического региона.
Любопытно проиллюстрировать этот вывод на сугубо фармацевтическом материале — том или ином типе флоры, а конкретнее, растительного сырья психотропного действия. Лекарственные растения, которые обладают стимулирующим эффектом, а также вызывают галлюцинации, у разных народов издревле назывались «священными растениями». Каждая этническая группа использовала преимущественно то или другое из них. А это, по мнению известного специалиста в области наркологии Е.А. Брюна, влияло как на состояние здоровья людей, так и на формирование их культуры.
Выявлена даже своеобразная закономерность традиционного применения психоактивных растений, которая обусловлена их культурной и религиозной ролью в жизни народа. Использование «священных растений» (с географической точки зрения) распределяется следующим образом.
В полярной и приполярной части евроазиатского и американского континентов располагается зона традиционного употребления коренными жителями не растений, а галлюциногенных грибов. Это подтверждается данными истории, археологии, этнографии, фольклористики.
Южнее пролегла зона, куда входят континентальная Европа, Средиземноморье, Дальний Восток (Япония, Корея, Китай) с традиционным употреблением алкоголя, получаемого из разнообразного растительного сырья. После великих географических открытий и активизации миграции европейского населения к зонам потребления алкоголя стали относиться государства Северной и Южной Америки, а также многие страны Африки и Полинезии.
В Центральной и Южной Азии, на севере Африки, в Северном Причерноморье, на Кавказе в наркотических целях традиционно потребляли мак и коноплю; в других частях света они со временем также нашли применение, но все же меньшее.
В тропиках использовались «священные растения», чаще всего из группы психостимуляторов и галлюциногенов.
«Алкогольные» популяции, отмечает Е.А. Брюн, ведут оседлый образ жизни, возделывают культуры с высоким содержанием углеводов, веруют в умирающих и возрождающихся богов, среди жертвоприношений которым значительное место занимают слабоалкогольные напитки (пиво и вино). Именно такой тип этноса сыграл решающую роль в прогрессивном развитии человечества. Наглядный пример тому — цивилизация шумеров, которые не только впервые в мире стали производить алкогольные напитки (не менее 5 тыс. лет назад), но и сделали целый ряд других эпохальных открытий (начиная с колеса).
Спорадическое употребление же мака и конопли более характерно для кочевых скотоводческих народов; в их питании преобладают белковые продукты. «Мако-конопляные» этносы — скифы, тюрки с их культом вечного Неба; а также протосемиты, последователи индуизма, которые развивают духовно-медитативные учения и соответствующие им утонченные атрибуты, называемые европейцами «восточной культурой».
Галлюциногены и психостимуляторы растительного происхождения активно используются в основном у народов-охотников, рыболовов и собирателей даров природы, чья пища носит белково-растительный (малоуглеводный) характер. Для них характерны шаманские и тотемистические религиозные системы. Носители «галлюциногенных» культур составляют коренное население Сибири, Северной Америки, Полинезии и Австралии. В Южной Америке сходную роль играли наркотические производные коки. При известном разнообразии и сложности своей духовной жизни соответствующие народы, как правило, не развивают новые технологии, они предельно традиционны в производстве материальных и культурных ценностей.
В рассматриваемом отношении показательно, что если несколько тысяч лет назад в Старом Свете основными «священными растениями» считались опийный мак и конопля, то в первых веках новой эры виноградное вино благодаря христианству превратилось для европейцев и их сателлитов в основное «священное» психоактивное средство.
Как видно, понятия цивилизации и культуры взаимосвязаны, причем системно. Общие и особенные черты материального и духовного творчества сочетаются на всех этапах развития и во всех регионах расселения человечества. Медицина и фармация составляют один из системообразующих факторов мировой истории цивилизаций.