Виды афазии, их топико-диагностическое значение. 109т
1 Моторная афазия возникает при поражении области Брока, т. е. заднего отдела третьей лобной изви-лины. При этом расстройстве больной теряет способность говорить, но сохраняет в основном способность по-нимания речи. В отличие от анартрии, зависящей от паралича язычной мускулатуры, больной свободно двигаетязыком и губами, но утратил навыки (праксию) речевых движений. Одновременно с утратой речи возникает иаграфия; потеряв навыки звуковой речи, больной не может объясниться и письменно, что вполне имеет воз-можность сделать больной не с афазией, а с анартрией, т. е. параличом языка. При неполной моторной афазии(частичное поражение области Брока или в стадии восстановления функции) речь больного возможна, но запасслов ограничен, больной говорит медленно, с трудом, допуская ошибки (аграмматизм), которые сразу же заме-чает. В еще более легких случаях больной владеет всем запасом слов, но говорит с задержкой, «спотыкаясь» наслогах. Речь такого больного имеет только черты дизартрии или заикания.
2 Наиболее частым симптомом является сенсорная афазия, возникающая в результате поражения обла-сти Вернике, расположенной в заднем отделе верхней височной извилины. Больной утрачивает способностьпонимать речь. Слышимые слова и фразы не связываются с соответствующими им представлениями, понятия-ми или предметами; речь больному становится непонятной совершенно так же, как если бы с ним говорили нанезнакомом ему языке. Установить с такого рода больным контакт с помощью речи чрезвычайно трудно: он непонимает, чего от него хотят, о чем его просят и что ему предлагают. Одновременно с этим расстраивается исобственная речь больного. В отличие от больного с моторной афазией, больные с поражением области Верни-ке могут говорить и часто отличаются излишней говорливостью и даже болтливостью, но речь становится не-правильной; вместо нужного слова произносится ошибочно другое, заменяются буквы или неправильно расста-навливаются слога. В тяжелых случаях речь больного становится совершенно непонятной, представляя собойбессмысленный набор слов и слогов («салат из слов»). Нарушение правильности речи, несмотря на сохранностьобласти Брока, объясняется тем, что в результате поражения области Вернике выпадает контроль над собствен-ной речью. Больной с сенсорной афазией не понимает не только чужую речь, но и свою: отсюда ряд ошибок,неправильностей и т.д. (парафазия). Дефектов своей речи больной не замечает. Если больной с моторной афа-зией досадует на себя и свою беспомощность в речи, то больной с сенсорной афазией подчас досадует на лю-дей, которые не могут его понять.
Поскольку чтение и письмо являются навыками, приобретенными позднее звуковой речи и поскольку функции лексии и графии находятся в тесной зависимости от функции понимания устной речи, постольку по-ражение области Вернике вызывает сопряженно не только нарушения правильности речи, о чем только что бы-ло сказано, но и расстройства чтения и письма.
Сравнивая ущерб речевых функций, наносимый больному поражением различных отделов мозга, уста-новим, что наименее тягостным является поражение заднего отдела второй лобной извилины; больной понима-ет обращенную к нему речь, говорит сам; расстройство ограничивается невозможностью писать и, обычно, чи-тать. Поражение gyms angularis вызывает у него непонимание написанного и сопряжено с алексией — рас-стройством письма (аграфия, параграфия); иначе говоря, больной становится неграмотным, но сохраняет спо-собность понимать речь и возможность говорить. При поражении области Брока больной утрачивает способ-ность говорить (моторная афазия) и — сопряженно — писать; зато сохраняется понимание звуковой речи.Наконец, наиболее тягостным является поражение области Вернике: больной не понимает обращенной к немуречи, неправильно, а иногда и непонятно говорит сам, не может читать и писать. Установить с такого родабольными контакт обычно представляется чрезвычайно трудным.
3 Другим весьма своеобразным видом афазии является амнестическая афазия — симптом поражениязаднего отдела височной и нижнего отдела теменной доли. При данном расстройстве выпадает способностьопределять «наименование предметов». Беседуя с больным, иногда не сразу можно заметить дефект его речи:больной говорит довольно свободно, правильно строит свою речь, понятен для окружающих. Все же заметно,что больной часто «забывает» слова и что фразы его бедны именами существительными. Дефект обнаружива-ется сразу, если предложить больному называть предметы: вместо названия он начинает описывать их назначе-ние или свойства. Так, не называя карандаш, больной говорит: «это — чтобы писать»; про кусок сахара: «этокладут, мешают, делается сладко, пьют» и т.д. При подсказке названия больной подтверждает правильность егоили отвергает, если предмет ему назвать неправильно.Объясняет свои неудачи больной тем, что он «забыл»название того или иного предмета (отсюда термин амнестическая афазия).
* Речевая функция, речевые расстройства
Речь является одной из поздних (филогенетически новых) 4) ункций больших полушарий. Речь является только человеческой функцией; цитоархитектонические поля, имеющие наибольшее отношение к речевойфункции, существуют только у человека.Человеческое мышление всегда является словесным. Словесное мышление и речь относятся ко второйсигнальной системе, свойственной лишь человеку.Вторая сигнальная система и речь имеют громадное значение в истории развития человеческих отношений и общества, равно как и в индивидуальном развитии человека. С другой стороны, появление второй сигнальной системы и речи обусловлены самим ходом исторического процесса развития человека и его общественных отношений.«Сначала труд, а затем рядом с ним и членораздельная речь явились самыми главными стимулами, подвлиянием — которых мозг обезьян мог постепенно превратиться в человеческий мозг, который при всем сходстве в основной структуре превосходит первый величиной и совершенством» — говорит Ф. Энгельс. И далее:«… люди пришли к тому, что у них явилась потребность чтото сказать друг другу. Потребность создала себеорган».Ясно, что параллельно с этим в коре головного мозга формировалась сложная функция сочетания движений, производящих речевые звуки, слоги, слова и т.д. Путем длительного опыта, «проторения», с определенными представлениями связывались навыки построения определенных рядов звуков — двигательный речевойстереотип. Часть кинестетического (двигательного) анализатора специализировалась для осуществления этойфункции. Понятно, что она сформировалась вблизи от проекционной области для движений губ, языка, гортани— в заднем отделе нижней лобной извилины (область Брока), в одном полушарии (у правшей в левом).Неразрывно с этим шел и процесс различения, узнавания условных звуковых рядов — сигналов — поих звучанию и порядку расположения — гнозия речи. В системе слухового анализатора формировалась специализированная область анализа и синтеза речевых звуков — в заднем отделе верхней височной извилины (область Вернике).Следовательно, моторный компонент речи (экспрессивной) является специальным видом праксии; сенсорный — специальным видом слуховой гнозии. Обе речевые функции тесно взаимно связаны.Функция речи чрезвычайно сложна. Будучи проявлением высшей нервной деятельности и составнойчастью человеческого мышления, она, понятно, не может быть узко локализованной в коре головного мозга.Клинический опыт показывает, вопервых, что разнообразие характера речевых расстройств очень велико; вовторых, определение расположения очага поражения на основании только одних речевых расстройств достаточно затруднительно и нередко ошибочно.
Изолированно функция чтения, или лексии, нарушается при локализации очага в теменной доле, в угловой извилине, — gyms angularis. Через посредство этой области происходит узнавание (гнозия) букв, являющихся условными символами звуков, а в определенном сочетании их — слов и фраз. Лексия является одним извидов зрительной гнозии. Расстройство понимания письменной речи (алексия) возникает при очагах на стыкевисочной доли (словесная гнозия) и затылочной доли (зрительная гнозия).Функция письма или графин изолированно нарушается при поражении заднего отдела средней (второй)лобной извилины, рядом с проекционной областью поворота глаз и головы и движений руки в левом полушарии у правшей.Такое расположение понятно, поскольку процесс письма сопряжен с движением глаз по строчкам и осуществляется правой рукой. Графия является одним из видов сложной праксии; письменная речь заключается в начертании условных, соответствующих звукам значков (букв), составляющих в определенныхсочетаниях слова и фразы. Утрата способности письма называется аграфией.