Анатомия 8 пары черепных нервов, симптомы поражения 60т
VIII пара, n. acusticus (n. cochlearis и n. vestibularis). Под общим названием n. acusticus объединяются
два совершенно самостоятельных чувствительных нерва, имеющих различную функцию — п. cochlearis и n.
vestibularis.
N. cochlearis. Истинно слуховой нерв, имеющий ganglion spirale Corti, который расположен в улитке лабиринта. Денд-риты клеток названного чувствительного узла направляются к кортиеву органу, к его волоско- вым слуховым клеткам. Аксоны выходят из височной кости в полость черепа через porus acusticus internus и в составе корешка n. cochlearis с n. vestibularis, п. facialis и n. intermedius Wrisbergi вступают в мозговой ствол в мосто-мозжечковом углу (см. рис. 22). Они заканчиваются (первый слуховой нейрон)в двух ядрах n. cochlearis: nucleus ventralis (расположено в вентральной части моста) и nucleus dorsalis или tuberculum acusticum (в дор- сальной части моста — см. рис. 23, 24, 50). На этом же уровне расположен ряд ядерных образований, принима- ющих участие в формировании дальнейших путей для проведения слуховых раздражении (ядро трапе- циевидного тела, верхняя олива, ядро боковой петли). Волокна вторых слуховых нейронов, начинающиеся от обоих ядер кохлеарных нервов (ventralis и dorsalis), частью перекрещиваются в мосту, переходя на противопо- ложную сторону, частью же идут по своей стороне мозгового ствола, присоединяя к себе третьи нейроны от названных выше ядерных образований (трапециевидного тела и др.). Этот путь (рис. 30), именуемый лате- ральной петлей, lemniscus lateralis, заканчивается в подкорковых слуховых центрах, расположенных в задних буграх четверохолмия и в corpus geniculatum mediale thalami optici. Отсюда, из клеток corpus geniculatum me- diale берет начало последний слуховой нейрон, аксоны которого проходят через внутреннюю капсулу (см. рис. 55, IX) и corona radiata, заканчиваясь в височной доле коры головного мозга (задний отдел верхней височной извилины и извилины Гешля, расположенные в глубине силь-виевой борозды); здесь расположена корковая слуховая проекционная область (см. рис. 64).
Проведение слуховых раздражении по обеим сторонам мозгового ствола (своей и противоположной) и, следовательно, представительство в каждой латеральной петле путей от каждого уха объясняет то обстоятельство, что одностороннее поражение слуха возникает только в случае по- ражения среднего и внутреннего уха, n. cochlearis и его ядер; при одностороннем же поражении латеральной петли, подкорковых и корковых слуховых центров и внутренней капсулы — ясных расстройств слуха не возни- кает вовсе, ибо в этом случае раздражения от обоих ушей проводятся в одно из полушарий коры по непоражен- ной стороне(рис. 30). Патологические явления со стороны слухового аппарата и исследование слуха подробно рассматрива- ются в курсе отоларингологии. Коротко следует упомянуть, что понижение слуха обозначается термином hypa- kusis, утрата его, т. е. глухота, — anakusis, или surditas и повышенное восприятие — hyperakusis.
Для отиатра и невропатолога всегда важно различать поражение слуха, зависящее от патологических
процессов в среднем ухе (барабанная перепонка, слуховые косточки), от «нервной» тугоухости или глухоты
(кортиев орган, кохлеарный нерв и ядро). В первом случае характерно большее поражение слуха на низкие тона
и сохранность костной проводимости; во втором — выпадение восприятия, главным образом, высоких тонов и
ослабление или утрата проводимости по кости. В силу этого при исследовании костной проводимости по мето-
ду Вебера (камертон устанавливается на темени исследуемого) при поражении звукопроводящего аппарата
(например, при отите) звук более усиленно воспринимается больным ухом, иначе — «латерализуется» в боль-
ную сторону; при поражении же нервного аппарата уха — в здоровую. О других более точных методах иссле-
дования слуха см. в курсе отоларингологии.
Явления раздражения n. cochlearis выражаются в возникновении спонтанных шумов, свиста, жужжания и т.д. Впрочем, то же может наблюдаться и при заболеваниях среднего уха. При раздражении коры височной доли могут возникать слуховые галлюцинации — от простых шумов до сложных звуковых явлений (музыка, го- лоса).
N. vestibularis. Нерв преддверия, чувствительный нерв; имеет ganglion vestibulare Scarpae, расположен- ный в дне внутреннего слухового прохода. Отростки клеток этого узла оканчиваются в ампулах полукружных каналов, utriculus и sacculus. Аксоны, входя в полость черепа, как и n. cochlearis, через porus acusticus interims, в составе корешка n. vestibularis вступают в мосто-мозжечковом углу в мозговой ствол и заканчивают первый нейрон в системе ядра вестибулярного нерва, расположенного в покрышке моста на границе с продолговатым мозгом в боковых отделах дна IV желудочка (см. рис. 23). Наиболее важной клеточной группой этого ядра яв- ляется так называемое ядро Дейтерса и ядро Бехтерева, через посредство которых вестибулярный аппарат (по- лукружные каналы, sacculus и utriculus) устанавливает ряд связей с другими отделами нервной системы. Так, вестибулярное ядро связано: 1) с nucleus tecti червя мозжечка, преимущественно своей стороны (через corpus restiforme);
2) через систему заднего продольного пучка ядро Дейтерса связано с ядрами глазодвигательных нервов
(см. рис. 38);
3) со зрительным бугром и далее — с корой головного мозга (височными долями);
4) со спинным мозгом, его передними рогами, вестибулярное ядро связано особыми проводниками —
tractus vestibulo-spinalis;
5) с вегетативными центрами ствола, formatio reticularis, ядром n. vagi и др.
Вестибулярный аппарат является одним из органов, ориентирующих относительно положения и пере- движения тела (головы) в пространстве.
При поражении его наступают расстройства равновесия (связи с мозжечком), нистагм (с ядрами глазо- двигательных нервов), головокружение, рвота (связи с ядром n. vagi) и т.д. Не останавливаясь на методах ис- следования вестибулярной функции, упоминаем, что названные выше расстройства могут наблюдаться как в результате заболеваний внутреннего уха, так и при процессах в мосто-мозжечковом углу (п. vestibularis), мозго- вом стволе, мозжечке и коре головного мозга.
*
Анатомия. Преддверно-улитковый нерв состоит из нижнего (улиткового) и верхнего (преддверного) корешков. Нижний улитковый корешок начавшись в улитковом узле кортиевого органа, он по внутреннему слуховому проходу направляется к мостомозжечковому углу, где входит в вещество мозга, оканчиваясь в заднем и переднем улитковых ядрах, расположенных на границе между мостом и продолговатым мозгом.
Из переднего улиткового ядра волокна идут в двух направлениях. Большая часть их спускается вниз, затем к средней линии, верхним оливам своей и противоположной сторон, образуя трапециевидное тело. Из оливы противоположной стороны начинается новая система слуховых волокон (латеральная петля), которая идет к нижним холмикам крыши среднего мозга. Из последних волокна идут через заднюю ножку внутренней капсулы к слуховой области коры (средняя часть верхней височной извилины). Меньшее число волокон из переднего ядра переходит в одноименное полушарие головного мозга.
Слуховые волокна из заднего улиткового ядра идут по дну IV желудочка, образуя слуховые полоски. Вблизи от средней линий эти волокна погружаются в мозговое вещество и переходят на противоположную сторону, направляясь вверх, доходят до подкорковых центров.
Верхний корешок (преддверный) начинается в преддверном узле. Он связывает полукружные каналы с преддверными ядрами, расположенными в каудальных отделах моста и оральных отделах продолговатого мозга (медиальным, верхним, латеральным и нижним). Эти ядра связаны с мозжечком, спинным мозгом, задним продольным пучком, с ядрами глазодвигательных нервов, красными ядрами и таламусом.
Расстройства слуха:
а) при поражении слухового корешка: снижение слуха (гипакузия) или глухота (анакузия); избирательное снижение слуха на низкие или высокие тона;
б) при раздражении слухового аппарата: обострение слуха (гиперакузия); ощущение шума, потрескивания, свиста, гудения, при раздражении корковых центров слуха — слуховые галлюцинации.
Поражение улиткового корешка вызывает глухоту или снижение слуха на одноименное ухо. Однако одностороннее поражение коркового центра слуха никогда не сопровождается существенным нарушением слуха, так как улитка каждого уха связана с обоими полушариями головного мозга.
Поражение вестибулярного аппарата сопровождается:
а) системным головокружением как в покое, так и при движениях; возможны приступы головокружений (лабиринтные атаки); больному кажется, что в пространстве перемещается он или окружающие его предметы (при этом возникает ощущение вращения предметов в одну сторону)
б) нистагмом
в) атаксией: является общей, усиливается при закрытых глазах
Иногда наблюдается меньероподобный симптомокомплекс характеризующийся приступообразными головокружениями, тошнотой, рвотой и кратковременными расстройствами сознании. Во время приступа больной лежит неподвижно, боясь пошевелить головой из-за возможного резкого усиления головокружения.
Методы исследования.
а) проверка остроты слуха: больному предлагают стать боком к врачу, закрыть противоположное ему ухо и повторять слова или цифры, которые врач произносит шепотом. Человек с нормальным слухом слышит шепот на расстоянии не менее 6 м от него.
б) проверка костной и воздушной проводимости: исследуется камертоном; если звучащий камертон поставить на голову исследуемого и держать до тех пор, пока исследуемый не перестанет слышать звук, а затем этот же камертон, не ударяя его повторно, поднести к ушной раковине, то исследуемый будет вновь слышать его звук, так как проведение звука через кость слабее, нежели через воздух. На этом основано применение трех важных проб: Вебера, Ринне и Швабаха.
1. Проба Вебера – при установке ножки звучащего камертона на темя здорового человека звук слышен одинаково хорошо обоими ушами. В случае поражения звукопроводящего аппарата (наружного и среднего уха) звук будет лучше слышен на больной стороне. При заболеваниях звуковоспринимающего аппарата (улитки, корешка) звук лучше воспринимается здоровым ухом, так как костная проводимость на пораженной стороне укорочена.
2. Проба Ринне — звучащий камертон ставят на сосцевидный отросток исследуемого уха. Когда больной перестает слышать звук, камертон подносят к ушной раковине того же уха. В норме и при поражении звуковоспринимающего аппарата больной продолжает слышать звук камертона (проба Ринне положительная), а при заболевании звукопроводящего аппарата звук не слышен (проба Ринне отрицательная).
3. Проба Швабаха - звучащий камертон ставят на темя исследуемого и держат до тех пор, пока исследуемый не перестанет ощущать звук. Затем врач переносит камертон на свое темя. Если при этом он некоторое время будет слышать звук звучащего камертона, то костная проводимость у больного укорочена, что указывает на поражение у него звуковоспринимающего аппарата. Если врач не слышит звучащего камертона, то, повторно вызвав его звучание, вначале ставит камертон на свое темя, а после прекращения ощущения звука — больному. Если тот будет слышать звучание, то это свидетельствует об удлинении у него костной проводимости, что характерно для поражения звукопроводящего аппарата.
в) исследование вестибулярного аппарата: при вращении на кресле Барани больной должен определить, куда обращено его лицо, ответить, воспринимает ли он кажущееся движение окружающих его предметов, не испытывает ли головокружения, а если испытывает, то в какой мере. О состоянии моторной функции лабиринта судят по нистагму, координации движений, способности сохранять равновесие, a также симптоме промахивания и отклонения рук.
г) исследование нистагма.
В нистагме (ритмическое подергивание глазных яблок) различают два компонента: медленное отведение глазных яблок в сторону и быстрое отведение их к исходному состоянию. Направление нистагма определяют по быстрому компоненту. Нистагм может быть горизонтальным, вертикальным и ротаторным (вращательным). Наиболее четко он бывает выражен при взгляде в сторону.
Нистагм может возникнуть при взгляде на движущиеся предметы, например на вагоны идущего поезда (железнодорожный нистагм). Такой нистагм называют оптокинетическим. Он присущ каждому здоровому человеку. Отсутствие его указывает на наличие патологии. Калорический нистагм возникает в связи с промыванием наружного слухового прохода теплой (40 — 50 °С) или холодной (15—20 °С) водой. Теплая вода вызывает нистагм в сторону орошаемого уха, холодная — в обратную.
При вестибулярной гиперестезии реактивный нистагм усилен, при повреждении лабиринта он отсутствует.
д) исследование признаков вестибулярной атаксии (пальценосовая и пальцеуказательная пробы)