Инструментальная (функциональная) диагностика
Метод электроэнцефалографии (ЭЭГ) а также компьютерной томографии (КТ) и магнитно-резонансной томографии (МРТ) позволяет установить характер изменений биоэлектрической активности мозга и его тканевых структур.
Электрокардиография (ЭКГ), используется для оценки характера и степени токсического поражения сердца: нарушений ритма и проводимости, дистрофии миокарда.
Рентгенография,функциональные дыхательные пробы, анализ кислотно-щелочного состояния и газового состава крови, фибробронхоскопия дают объективную характеристику поражения системы дыхания, кислородтранспортной функции крови.
Ультразвуковое исследование (УЗИ) используется в соматогенной фазе отравлений для диагностики различных осложнений у токсикологических больных.
Лабораторная токсикологическая диагностикадолжна быть быстрой, надежной, достаточно чувствительной и воспроизводимой при оценке токсичных веществ в наиболее доступных биологических пробах (кровь, моча) либо в иных средах (содержимое желудка и промывные воды, фекалии, спинномозговая жидкость, слюна). Направление и объем исследования определяется в зависимости от клинической картины, состояния пациента (практически никогда не проводится поиск, так называемого, “неизвестного яда”, как это принято при проведении судебно-медицинской экспертизы). Исследование биосред на наличие токсикантов осуществляется по решению врача-токсиколога, который, основываясь на имеющихся сведениях о пациенте, определяет необходимость проведения исследования в каждом конкретном случае и направление поиска токсичных веществ.
Химико-токсикологическое исследование может проводиться не только с диагностической целью, но и для оценки эффективности проводимой детоксикации, определения фазы течения отравления (токсикогенной или соматогенной).
Физико-химические методы инструментального экспресс-анализа: тонкослойная хроматография (ТСХ), газожидкостная хроматография (ГЖХ), хромато-масс спектрометрия (ХМС) и др. Выбор метода диктуется в основном физико-химическими свойствами токсичных веществ, вызывающих отравление, а также способами их извлечения из той или иной биологической среды.
Метод ГЖХ позволяет получить качественное и количественное определение этанола и некоторых его суррогатов (спирты С1 – С5, хлорированные углеводороды), наркотиков, лекарств и пр.
Современные иммунохимические методы обладают высокой чувствительностью, простотой исполнения, позволяющей анализировать пробы без специальной полготовки и поэтому удобны для экспрессной скриниг-диагностики. Однако, с их помощью чаще всего определяется не конкретное вещество, а группа веществ с общей химической структурой (например, барбитураты, бензодиазепины и пр.). Поэтому отрицательный результат этих методов означает отсутствие всех веществ исследуемой группы, а для уточнения конкретного токсиканта требуется подтверждение физико-химическими методами.
Кроме того, с этой же целью используются специальные диагностические «тест-полоски», на которые нанесены иммунотела специфические к определенной группе токсикантов, например – опиаты, алкоголь, амфетамин, канабиоиды и пр. Такая форма иммунохимического анализа не требует никакого оборудования, так как оценка результата реакции проводится визуально и поэтому может быть использована во вне лабораторных условиях.
Общая схема химико-токсикологического исследования для клинических целей может быть представлена следующим образом.
1. На догоспитальном этапе медицинский работник (бригада «Скорой помощи») собирает вещественные доказательства отравления: медикаменты (порошки, таблетки, ампулы), подозрительные жидкости в посуде и т.д.
· Посуда с жидкостью транспортируется только в хорошо закупоренном виде, применение марлевых и ватных тампонов в качестве пробки недопустимо.
· При промывании желудка у больных с нераспознанным видом отравлений необходимо собрать во флакон с пробкой первую порцию промывных вод (100– 150 мл) и доставить вместе с больным в стационар.
· При подозрении на отравление веществами, имеющими очень короткую токсикогенную фазу (угарный газ), необходимо из вены взять кровь и поместить ее во флакон с пробкой.
2. В стационаре берут пробы крови и мочи до начала проведения инфузионной терапии.
Для взятия крови удобно использовать чистые флаконы с резиновыми пробками, куда заранее добавляют гепарин в качестве антикоагулянта (1 капля на 5 мл крови).
3. Определение врачом-токсикологом направления в поиске какого-либо токсичного вещества на основании клинической симптоматики и инструментальных данных, выявления вещественных доказательств для сужения круга подозреваемых веществ.
4. Собственно химико-токсикологическое исследование, первым этапом которого является изолирование токсичного вещества из биологического материала.
Второй этап ‒ качественное определение и выявление того или иного вещества или группы веществ с помощью известных химических реакций или физико-химическими методами (ТСХ, ГЖХ и т.д.).
Третий этап-количественное определение токсичных веществ в биосредах с помощью соответствующих методик. При анализе методом ГЖХ проводится как качественная, так и количественная идентификация токсикантов.
5. При химико-токсикологическом анализе неизвестного токсиканта исследованию вначале подвергают пробы мочи для хроматографического скрининга щелочных, нейтральных и кислых извлечений (при определении лекарственных препаратов), летучих веществ (при определении алкоголя и его суррогатов), для проведения некоторых частных капельных химических реакций. При качественном обнаружении какой-либо группы веществ проводится их количественное определение. Такой путь химико-токсикологического анализа наиболее часто применяется при лабораторной диагностике отравлений у детей, где процент клинически не распознанных токсичных веществ наиболее высок.
Окончательный диагноз отравления ставит врач-токсиколог на основании результатов химико-токсикологического анализа биосред пострадавших, в комплексе с данными их клинического обследования. В этот комплекс обязательно входят еще два направления лабораторной диагностики – специфические и неспецифические биохимические исследования.
Специфическая биохимическая диагностика имеет прямое отношение к обоснованию диагноза отравления, так как по обнаруженным изменениям биохимического состава крови в ряде случаев можно определить вид токсичного вещества, вызвавшего эти изменения. Например, проявление характерной шоколадной окраски крови, связанной с развитием метгемоглобинемии, свидетельствует об отравлении метгемоглобинобразующими «кровяными ядами» – анилином, нитритами и др. Резкое снижение активности холинэстераз крови бывает при отравлениях антихолинэстеразными препаратами – ФОИ.
Неспецифическая биохимическая диагностика имеет вспомогательное значение, поскольку помогает установить степень поражения функций паренхиматозных органов, но не вид вызвавшего его токсичного вещества. Например, определение в крови креатинина и его клиренса, мочевины, остаточного азота, основных электролитов указывает на тяжесть токсического поражения почек, которое может быть связано с влиянием многих веществ экзогенного и эндогенного происхождения.