Организационная, аналитическая и коммерческая деятельность на рабочем месте директора (заведующего) и его заместителей.
На рабочем месте директора аптеки, его заместителей студент выполняет следующую работу:
- знакомится с основными принципами маркетинга и менеджмента, используемыми в аптечных организациях;
-прием и оформление на работу;
-ведение личных дел, оформление трудовых книжек, издание приказов, характеристик на сотрудников, вынесение благодарностей и порицаний;
-знакомится с документацией по лицензированию, аккредитации аптечной организации, аккредитации работников, занятых фармацевтической деятельностью;
-документально оформляет перевод на другую работу и освобождение от работы;
-прорабатывает правила внутреннего трудового распорядка, порядок расстановки кадров, анализирует график отпусков. Особое внимание обращает на работу по организации охраны труда, технике безопасности и производственной санитарии, труда женщин и молодежи, вопросам социальной защиты работников аптеки. Изучает порядок текущего ремонта, связь с лечебными учреждениями и другими организациями. Принимает активное участие в производственных совещаниях, знакомится с протоколами совещаний.
Изучает порядок оплаты труда в аптеке, характер отзывов и предложений населения.
Изучает состояние весового хозяйства и измерительных приборов, сроки их клеймения. Анализирует состояние делопроизводства в аптеке, правила оформления документов-приказов, справок, протоколов, отчетов, актов и др.; регистрацию входящих и исходящих документов; правила и сроки хранения отдельных документов.
Студент знакомится с системой ведомственного и вневедомственного контроля производственной коммерческой и предпринимательской деятельностью, в частности ЦККСЛС, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения, метрологической службой, Инспекцией РФ по пожарному надзору, налоговой и финансовой инспекцией, аудиторскими проверками по заказу аптечных организаций.
Студент обязан принимать участие в составлении заказа на базы снабжения; приеме поступающих в аптеку товаров, оформлении приемного акта, проверке товарно-транспортных накладных, регистрации поступления товаров. Изучает современные формы лекарственного обслуживания населения. Принимает участие в проведении обследования прикрепленной к аптеке мелкорозничной сети. Проводит инспектирование аптечного пункта по вопросам, рекомендованным директором аптеки, с оформлением акта обследования, согласно плану внутренних проверок (пр. № 80 МЗ РФ).
По этому разделу практики необходимо проработать следующие документы:
- приказ о зачислении на работу; карточку учета кадров; копию трудовой книжки;
- приказ об увольнении с работы;
- график отпусков;
- график работы сотрудников;
- договор об имущественной ответственности с материально ответственным лицом;
- лицензию с указанием разрешаемых аптечному предприятию видов фармацевтической деятельности;
- дефектную ведомость на текущий ремонт;
- акт фармацевтического обследования аптечного пункта;
- материалы, характеризующие работу аптеки по охране труда, технике безопасности, противопожарным мероприятиям.
2.7.1. Ведение учетных, отчетных операций, документации по финансово—хозяйственной и коммерческой деятельности:
Студент изучает организацию и ведение учета товарно-материальных ценностей, составление документов первичного учета.
Студент изучает порядок организации доставки товарно-материальных ценностей в аптеку, оформление доверенностей на их получение. В случае недостачи, излишков или порчи товаров, обнаруженных при приемке, студент участвует в работе комиссии.
Студент знакомится с порядком документального отражения реализации товаров населению, лечебно-профилактическим и другим учреждениям.
Осваивает учет льготного и бесплатного отпуска лекарств отдельным категориям больных, организацию безналичных расчетов с лечебными учреждениями и другими организациями.
Изучает документальное оформление расхода товарно-материальных ценностей на хозяйственные нужды, оказание первой доврачебной помощи; в случае боя, брака, порчи, переоценки товаров; по истечении сроков годности; учет ЛС, изъятых на анализ. Знакомится с учетом товаров в мелкорозничной сети.
Изучает порядок приема, заготовки и хранения лекарственного растительного сырья; учета движения тары, топлива, строительных материалов, основных средств, малоценного инвентаря; перевод лекарственного сырья, вспомогательных материалов и тары в товар.
Изучает отражение приходных и расходных денежных операций в учетных документах, знакомится с порядком выписки кассовых ордеров, с оформлением сдачи выручки в отделение банка, принимает участие в ревизии кассы.
Участвует в составлении табеля учета рабочего времени, начисляет сотрудникам аптеки заработную плату, проводит расчет командировочных расходов; отпускных, пособий по временной нетрудоспособности и других компенсационных выплат.
Студент принимает участие в работе комиссии по проведению инвентаризации товарно-материальных ценностей аптеки или прикрепленной мелкорозничной сети, рассчитывает естественную убыль в пределах допустимых норм, анализирует причины образования недостачи или излишков товарно-материальных ценностей в аптеке, аптечном пункте или филиале аптеки. Изучает материалы последней переоценки (акты).
Студент знакомится с содержанием и структурой бухгалтерского баланса, счетами бухгалтерского учета и их строением. Изучает формы и регистры бухгалтерского учета, применяемые в аптечных учреждениях. Участвует в составлении оборотных ведомостей по аналитическим и синтетическим счетам, а также баланса.
На основании первичной учетной документации студент участвует в составлении отчета (баланса) о финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности аптеки для представления в налоговую инспекцию, банк и др.
По этому разделу практики необходимо проработать следующие документы:
журнал учета ядовитых, сильнодействующих сп. ПККН и этилового спирта;
журнал учета лабораторных и фасовочных работ;
справка о дооценке, уценке по лабораторно-фасовочным работам, реализации работ и услуг;
журнал учета расхода медицинских товаров на хозяйственные нужды;
накладные требования, расходно-приходные накладные, товарно-транспортные накладные;
акт на перевод в товар лекарственного растительного сырья; журнал учета оптового отпуска и расчетов с покупателями;
товарный отчет; кассовый отчет, товарный отчет аптеки; журнал кассира-операциониста;
инвентаризационные ведомости; расчет естественной убыли;
акт результатов инвентаризации;
акт на списание товаров при поступлении, акт о порче товарно-материальных ценностей.
2.7.2 Экономический анализ финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий:
Студент, используя информацию оперативного, бухгалтерского учета и других источников, проводит анализ финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности за период обеспечивающий достаточную представительность исходных данных.
Студент определяет наиболее важные факторы, степень их влияния на результативный признак; методику ведения исследования и форму представления результатов анализа.
Студент должен показать умение самостоятельного ведения анализа на примерах наиболее доступной информации, например, реализации товаров, движения товарно-материальных ценностей, затрат, прибыли (убытков).
В результате проведенных мероприятий студент определяет тактику и стратегическую направленность оптимального хозяйствования, приносящего, по его мнению, наибольший экономический эффект.
Завершающим этапом является составление студентами заключения. Предложения и рекомендации должны быть ориентированы на повышение качества лекарственной помощи.
Заинтересованность аптеки в проведении экономического анализа, носящего практический характер, повышает мотивационную направленность исследования.
2.7.3. Анализ товарного обеспечения, спроса, потребности, работа с поставщиками:
Студент изучает влияние товарного обеспечения на результативность деятельности аптеки в условиях перехода к рыночной экономике; проводит работу по изучению спроса и потребности в Л С; изучает методы определения потребности различных групп ЛС.
Студент изучает хозяйственные связи с поставщиками ЛС, систему оплаты, срока поставок и регулирование взаимоотношений с поставщиками, принимает участие в ведении переговоров и документального оформления договорных обязательств.
2.7.4. Правовое регулирование деятельности аптеки:
Студент изучает основные положения по организации деятельности предприятий, работающих в условиях экономической реформы, правовые вопросы взаимоотношений аптеки с государственными и коммерческими банками, Инспекцией РФ по пожарному надзору. Студент знакомится с Уставом предприятия, его структурой и содержанием.
Студент изучает хозяйственное, административное право в объеме, необходимом для организации деятельности и управления деятельностью аптеки, вопросы взаимных претензий, санкций при регулировании взаимоотношений аптек, поставщиков, смежников .
ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ПРАКТИКЕ.
Студент ведет ежедневный дневник своей работы. Дневник производственной практики - официальный документ, который каждый студент обязан представить на кафедру УЭФ по завершении практики.
Дневник должен давать ясное представление о степени самостоятельности студента при выполнении различных видов работы.
Дневник производственной практики начинается с графика рабочего времени. График распределения рабочего времени определяется содержанием практики. Порядок прохождения практики по разделам может быть изменен в соответствии с производственными условиями. График распределения рабочего времени заверяется руководителем практики от аптеки.
Целью ведения дневника является иллюстрация ежедневной практической работы студента на рабочих местах в аптеке. Особо следует выделять специфику оснащения рабочего места, использованные документальные материалы, схему выполнения каждого вида работы (проведение контроля, прием рецептов, отпуск по рецептам лекарств и т.д.).
Оценочным показателем результатов ежедневной работы студентов являются практические навыки. Усвоение практических навыков подтверждается руководителем практики от аптеки.
В дневнике регистрируется весь объем выполненной работы, прилагаются заполненные формы журналов, организационно-распределительных и учетных документов.
Дневник практики хранится в аптечной организации, к нему должен быть обеспечен доступ преподавателя кафедры для контроля.
Студент должен ежедневно представлять дневник непосредственному руководителю практики от аптеки для проверки, визирования и замечаний. По окончании практики дневник проверяется, подписывается руководителем от аптечной организации или его заместителем и заверяется печатью аптечной организации.
В конце производственной практики студент составляет письменный отчет о проделанной работе на листах формата А4 в произвольной форме. Отчет является документом, составляемым лично студентом, и аптечной организацией не заверяется. К составлению отчета студенту необходимо отнестись с большим вниманием, так как отчет является одним из основных документов. Материал к составлению отчета должен собираться и накапливаться с первого дня практики. В отчете должна быть дана подробно характеристика аптеки с критическим анализом работы, включающая все разделы:
- общая характеристика и организация производственной деятельности в аптеке;
- изучение вопросов анализа и планирования, постановки учета и отчетности в аптеке;
- инвентаризация товарно-материальных ценностей;
- выводы и предложения.
Неполнота отчета, погрешности в его заполнении и отсутствие критического обобщения материала рассматриваются как признак недостаточной практической подготовленности студента.
По окончании практики студент должен сдать на кафедру после окончания практики документы:
- отчет о прохождении практики
- дневник, заверенный печатью и подписью руководителя аптечной организации;
- курсовая работа;
- отзыв о работе, заверенный подписью руководителя аптечной организации;