Общие методические указания по прохождению производственной практики.
Студенты 5 курса дневного отделения фармацевтического факультета в обязательном порядке проходят производственную практику в аптеках согласно Плана и выполняют курсовую работу на тему, заданную преподавателем-руководителем практики.
Невыполнение студентом объёма практики, получение неудовлетворительной оценки по итогам практики влечёт за собой отчисление.
План производственной практики (по 6-ти дневной рабочей неделе)
№ п/п | Виды деятельности студента | Распределение времени практики по срокам (недели) | Количество часов |
Знакомство с организацией работы аптечной организации | 1-я | ||
Изучение работы провизора в отделах: | |||
2.1 | -на рабочем месте провизора по приему рецептов и отпуску лекарств | 1-я 2-я | |
2.2 | -на рабочем месте провизора в ассистентской по изготовлению концентрированных растворов и полуфабрикатов, ЛС, внутриаптечной заготовки. | 2-я | |
2.3 | -на рабочем месте провизора по контролю качества лекарств | 2-я | |
2.4 | -на рабочем месте провизора в отделе запасов | 2-я | |
2.5 | -на рабочем месте провизора в отделах готовых лекарств и безрецептурного отпуска | 3-я | |
2.6 | -на рабочем месте заведующего отделом и его заместителей | 4-я | |
Организационная, аналитическая и коммерческая деятельность на рабочем месте заведующего и его заместителей: | |||
3.1 | -правовое регулирование деятельности аптечной организации | 1-я | |
3.2 | -организация делопроизводства, работа с кадрами, принятие решений и контроль исполнения | 4-я | |
3.3 | -ведение учетных, отчетных операций и документации по финансово-хозяйственной деятельности | 5-я 6-я | |
3.4 | -анализ товарного обеспечения, спроса, потребности; работа с поставщиками | 3-я | |
3.5 | -экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности организации | 5-я 6-я | |
Оформление отчетной документации по практике и сдача зачета. | 7-я |
Итого:252 часа.
Примечание:
-виды деятельности могут быть дополнены или сокращены в зависимости от условий и материальной базы аптечных организаций; организационно-правовых форм хозяйствования.
1.2. Цель и задачи прохождения студентами производственной практики.
Основная цель производственной практики - получение студентами-выпускниками практических навыков, позволяющих решать задачи по оказанию квалифицированной своевременной доступной качественной фармацевтической помощи и по обеспечению гарантий безопасности использования ЛС.
1.3. Обязанности студентов в период производственной практики.
Студент обязан:
-своевременно явиться на базу прохождения практики;
-ознакомиться с правилами внутреннего трудового распорядка, пройти инструктаж (вводный и на рабочих местах) по охране труда и технике безопасности;
-составить график прохождения практики и руководствоваться им. Этот график следует в 3-х дневный срок представить преподавателю-руководителю практики.
-выполнять работу на каждом рабочем месте и нести ответственность за её результаты;
-ежедневно отражать содержание работы, выполняемой лично или при непосредственном участии;
-выполнить курсовую работу и доложить её основные положения коллективу аптеки;
приобрести умения и навыки, предусмотренные программой производственной практики;
-своевременно предоставить отчёт по итогам практики;
-пройти государственную аттестацию по практическим навыкам.
1.4. Соответствие знаний и умений студента квалификационной характеристике провизора.
За время прохождения производственной практики студенты должны приобрести:
А) знание:
- основных положений законодательных актов, правительственных постановлений, приказов в области охраны здоровья населения и деятельности в сфере обращения ЛС.
- основ концепции фармацевтической помощи;
- принципов правового и государственного регулирования отношений в сфере обращения ЛС;
- структуры и порядка функционирования государственной системы контроля качества, эффективности и безопасности ЛС, формы контроля за деятельностью фармацевтических организаций;
- правил и порядка лицензирования фармацевтической деятельности;
- порядка формирования товаропроводящей сети (розничного и оптового звена) на фармацевтическом рынке;
- основных форм лекарственного обеспечения стационарных больных;
- направлений реализации товарной политики фармацевтических организаций;
- концепции ценообразования на ЛС;
- основ экономики и учёта хозяйственно-финансовой деятельности аптеки;
- основ фармацевтического менеджмента;
- особенностей поведения потребителей ЛС и ИМН;
- основ фармацевтической информации и рекламы ЛС;
- основ предпринимательской деятельности в фармацевтическом секторе экономики.
Б) владение:
- правилами и порядком проведения фармацевтической экспертизы рецептов;
- методами оценки конкурентоспособности субъектов фармацевтического рынка, товаров, услуг;
- приёмами проведения и документального оформления инвентаризации;
- приёмами организации внутриаптечного контроля, предметно-количественного учёта ЛС;
- приёмами формирования и анализа ассортимента;
- основными методами фармакоэкономики, планирования экономических показателей, формирования цен и анализа рыночных возможностей аптечных организаций;
- методиками и принципами изучения спроса, разработки товаров, услуг в сфере обращения ЛС;
- методами сегментирования рынка и выбора целевых сегментов;
- методами формирования и использования систем маркетинговой информации;
- приёмами моделирования систем и методами управления аптечным коллективом;
- принципами организационного проектирования структур фармацевтических организаций;
- приёмами решения задач кадрового менеджмента и ведения делопроизводства в аптеках;
- деонтологическими принципами общения провизора и фармацевтов с коллегами, медицинскими специалистами, потребителями ЛС;
- методами принятия управленческих решений и анализа социально-психологических процессов в аптечных коллективах;
В) умение:
- оформить документы для регистрации, лицензирования аптечных организаций;
- организовать рабочие места провизора в аптеке;
- определить текущую и перспективную потребность в лекарственных препаратах;
- рассчитать действующий, реализованный и неудовлетворённый спрос на лекарственные препараты;
- осуществлять выбор поставщика по критериям конкурентоспособности;
- принять поступивший в аптеку товар по количеству и качеству на основании сопроводительных документов;
- осуществлять прём рецептов и отпуск лекарств из аптеки;
- провести фармацевтическую экспертизу рецептов и требований;
- осуществлять предметно-количественный учёт медикаментов;
- составить сличительную ведомость на ЛС, подлежащие предметно-количественному учёту;
- провести анализ ассортимента аптеки;
- организовать проведение внутриаптечного контроля качества лекарств;
- заполнить первичную документацию на рабочих местах провизора в аптеке;
- создать прогноз объёма реализации в условиях аптеки;
- рассчитать величину коэффициента ценовой, подоходной и перекрёстной эластичности спроса;
- рассчитать для аптеки оптимальный объём запаса товаров, оптимальный интервал поставок, документально оформить заказ товара;
- рассчитать доход и прибыль аптеки;
- повести расчёт расходов по статье “Недостача товарно-материальных ценностей” в пределах норм естественной убыли на планируемый год;
- рассчитать торговые наложения на реализованные товары за месяц и межинвентаризационный период;
- оформить договор о материальной ответственности за товар;
- определить изменения в бухгалтерском балансе под влиянием хозяйственных операций;
- рассчитать остаточную стоимость основных средств различными способами;
- составить товарный отчёт материально-ответственного лица;
- провести и документально оформить инвентаризацию товарно-материальных ценностей;
- составить приказы по основной деятельности и личному составу; протоколы производственных совещаний, резюме, заявления, должностные инструкции, инструкции по технике безопасности;
- обосновать принятие управленческих решений;
- оценить социально-психологический климат коллектива;
- провести сегментирование рынка по группам потребителей, параметрам товаров и по основным конкурентам.
РАБОТА СТУДЕНТОВ НА РАЗЛИЧНЫХ РАБОЧИХ МЕСТАХ В АПТЕКЕ.
2.1. На рабочем месте провизора по приему рецептов и отпуску лекарств:
- Студент работает под руководством и контролем провизора-технолога по приему рецептов, утвержденного приказом по аптеке в качестве непосредственного руководителя практики на данном рабочем месте.
- Студент должен изучить организацию рабочего места провизора-технолога; установить соответствие площади рецептурно-производственного отдела действующим строительным нормативам (СНиПам, приказам МЗ РФ), соответствие имеющегося оборудования и оснащения действующим нормам технического и хозяйственного оснащения аптек; обращает внимание на условия хранения лекарственных средств (ЛС), содержащих ядовитые и сильнодействующие вещества; готовых лекарств и лекарств индивидуального изготовления для внутреннего и наружного применения; определить наличие на рабочем месте справочной литературы, таблиц, предметов оргтехники и т.п.; обратить особое внимание на элементы НОТ в работе по приему рецептов и отпуску лекарств; на мероприятия по ускорению отпуска лекарств. В работе по приему рецептов и отпуску лекарств студент руководствуется действующими приказами МЗ РФ, Государственной Фармакопеей, инструкциями и справочной литературой.
Студент должен уметь проводить экспертизу рецептов, проверять правильность их оформления, дозировки ядовитых и сильнодействующих веществ, совместимость входящих ингредиентов, таксирует рецепты и оформлять квитанции (чеки) на заказанные лекарства.
В конце смены студент определяет количество рецептов и лекарств, отпущенных по рецептам (индивидуального изготовления и готовых), подсчитывает по чекам общую сумму оплаченных лекарств, выделяя стоимость готовых лекарств и индивидуального изготовления. Регистрируя отказы, при временном отсутствии медикаментов, устанавливает их причины. Изучает меры, принимаемые администрацией аптеки по сокращению отказов. Рецепты, не соответствующие требованиям действующих приказов и инструкций, отражает в соответствующей документации. Одновременно студент анализирует ошибки, встречающиеся в рецептах, и знакомится с тем, какие меры принимает руководство аптеки по их устранению.
На рабочем месте провизора по приему рецептов и отпуску лекарств студент должен усвоить принципы психологии делового общения и деонтологии в обращении с больными, с медицинскими работниками и сотрудниками аптеки.
Студент должен освоить порядок отпуска лекарств по квитанции (чекам). При этом обратить внимание на соответствие номера на квитанции и фамилии больного номерам и фамилии больного на рецепте и упаковке лекарств; соответствие изготовленного лекарства прописи в рецепте.
Студент отпускает изготовленные в аптеке лекарства, знакомится с учетом лекарств, отпущенных населению. Разъясняет больному способ применения и хранения лекарства в домашних условиях.
Студент критически оценивает организацию работы на рабочем месте провизора-технолога и выносит конкретные предложения по ее улучшению.
По этому разделу практики необходимо протаксировать в дневнике не менее 5 рецептов в день с проверкой доз, примерами на все виды рецептурных бланков и особенностей оформления наркотических, льготных, бесплатных, с ядовитыми, сильнодействующими веществами, этиловым спиртом и т.д.
Студент должен проработать следующие документы:
- заполненную форму рецептурного журнала или квитанционной книги;
- журнал учета неправильно выписанных рецептов;
- формы учета рецептов по льготному и бесплатному отпуску лекарств;
- журнал учета лекарств, доставленных на дом и другие документы, используемые в аптеке.
2.2. На рабочем месте провизора по приготовлению концентрированных растворов и полуфабрикатов лекарственных средств внутриаптечной заготовки:
Студент изучает организацию и оснащение рабочего места провизора-технолога, работающего в ассистентской (дефектарской) комнате.
Студент знакомится с мероприятиями, направленными на предупреждение ошибок при изготовлении лекарств; с организацией получения, хранения очищенной воды, предназначенной для изготовления лекарств, концентратов, инъекционных растворов и глазных капель; соблюдением санитарного режима; правильной обработкой и хранением посуды и т.д.
Завершив работу на рабочем месте провизора-технолога, студент критически оценивает организацию работы на этом участке и вносит предложения по ее улучшению.
2.3. На рабочем месте провизора по контролю качества лекарств:
Студент самостоятельно выполняет виды внутриаптечного контроля: опрос фармацевта по изготовлению лекарств, письменный, органолептический, физический и химический; проводит предупредительные мероприятия. Студент изучает причины ошибок и неудовлетворительного изготовления лекарств, проводит изъятие лекарств с просроченными сроками годности, изучает результаты анализов лекарств индивидуального изготовления, изъятых центром контроля качества и сертификации лекарственных средств (ЦККСЛС), заполняет документацию по контролю качества лекарств, изготовленных в аптеке.
Изучает порядок хранения ядовитых и сильнодействующих веществ в ассистентской комнате и выдачу их фармацевту по изготовлению лекарств.
Студент критически оценивает организацию работы на рабочем месте провизора-технолога по контролю качества лекарств и вносит конкретные предложения по совершенствованию работы.
По этому виду практики студенту необходимо проработать документацию:
-журнал регистрации результатов контроля лекарственных форм, изготовляемых по индивидуальным рецептам, внутриаптечной заготовке, концентратов, полуфабрикатов;
- журнал регистрации результатов контроля очищенной воды;
-журнал регистрации контроля Л С на подлинность;
-журнал регистрации стерилизации ЛС, вспомогательных материалов, посуды и прочее;
-отчет о работе контрольно-аналитического кабинета (стола).
2.4. На рабочем месте провизора в отделе запасов:
Студент изучает размещение и оборудование материальных комнат аптеки, организацию и оснащение рабочих мест провизора-технолога и фасовщика, хранение различных групп товара аптечного ассортимента; осваивает ведение учета ядовитых, наркотических веществ, этилового спирта и медикаментов, имеющих ограниченный срок годности. Обращает внимание на наличие маркировки на штангласах с медикаментами, особенно применяемых для изготовления инъекционных растворов, глазных капель, наличие биологических анализов для гликозидосодержащего сырья.
Студент обращает внимание на наличие в материальной комнате дублированных штангласов, принимает участие в заполнении штангласов для ассистентской комнаты, в отпуске товаров из отдела запасов в другие отделы аптеки, в прикрепленную мелкорозничную сеть и лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ), участвует в изготовлении полуфабрикатов, концентратов, знакомится с применением средств механизации в производственной деятельности провизора-технолога и фасовщика, заполняет журнал лабораторных и фасовочных работ.
Завершив работу на рабочем месте провизора-технолога, студент критически оценивает организацию работы на этом участке и вносит конкретные предложения по ее улучшению.
По этому разделу практики должно быть проверено заполнение (оформление) следующих первичных учётных документов:
- журнал регистрации операций связанных с оборотом наркотиче- ских средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
- журнал учета ядовитых, сильнодействующих сп. ПККН;
- журнал учета лабораторных и фасовочных работ;
- справка о дооценке и уценке по лабораторно-фасовочным работам, реализации работ и услуг;
- журнал учета расхода медицинских товаров на хозяйственные нужды;
- журнал учета по медикаментам с ограниченным сроком годности.
2.5. На рабочем месте провизора в отделах готовых лекарственных средств и безрецептурного отпуска:
Студент изучает оснащение и оборудование отделов и рабочих мест, знакомится с ассортиментом товаров, их размещением, хранением, экспликацией витрин, организацией материальной ответственности в отделах, выясняет состояние информированности населения о наличии лекарств. Изучает правила хранения ЛС, относящихся к списку А, Б, сильнодействующих и ядовитых, спиртосодержащие, огневзрывоопасные, иммунопрепараты и др. Знакомится с правилами мерчандайзинга.
Изучает, оформляет документацию по учету товарно-материальных ценностей в отделах (поступление, хранение и расход), составляет товарные отчеты и документы о движении товаров в отделах.
2.6. На рабочем месте заведующего отделом и его заместителей:
Студент анализирует организацию работы заведующего отделом и его заместителей, изучает документацию по движению товарно-материальных ценностей в отделе, составляет товарный отчет отдела.
Студент изучает организацию работы отдела по обеспечению населения, учреждений здравоохранения и других организаций и предприятий медицинскими товарами и изделиями медицинского назначения, предусмотренными к отпуску из отдела; анализирует ассортимент медикаментов и других медицинских товаров в отделе, правил хранения лекарственных средств с учетом физико-химических свойств и требованиями Государственной Фармакопеи; обращает внимание на условия хранения товарно-материальных ценностей.
Студент должен изучить современные методы лекарственного обеспечения населения и мероприятия по научной организации труда в отделе. Следует представить схему размещения помещений отдела, указать расстановку оборудования и перечислить оснащение рабочих мест, с учетом требований НОТ и правил мерчандайзинга.
По этому разделу работы необходимо проработать товарный отчет отдела и документацию о движении товаров в отделе.