Специальность Сестринское дело
МДК «Безопасная среда для пациента и персонала»
Курсовая работа
Роль медицинской сестры в профилактике
ВНУТРИБОЛЬНИЧНОЙ ИНФЕКЦИИ
студента(ки) Левиной Нины Петровны
группы № 309
Руководитель Петрова Ирина Алексеевна
2012 – 2013
учебный год
Оглавление
Введение | |
Глава 1. Теоретические аспекты старения | |
1.1. Анатомические аспекты старения | |
1.2. Физиология стареющего организма | |
1.3. Психология старения | |
1.4. Программы социальной и медицинской заботы о пожилых | |
1.5. Организация медико-социальной помощи в лечебных учреждениях | |
Глава 2.Организация обслуживания пациентов пожилого возраста в системе амбулаторно-поликлинического комплекса | |
2.1. Структура амбулаторно-поликлинического комплекса МУЗ городской клинической поликлиники № 3 | |
2.2. Анализ полноты знаний сестринского персонала об анатомических, физиологических и психологических аспектах старения | |
2.3. Эффективность сестринского обслуживания пожилых пациентов | |
2.4. Степень удовлетворённости пациентов пожилого возраста качеством сестринского обслуживания | |
Заключение | |
Список использованной литературы | |
Приложения |
Требования к стилистике текста курсовой работы
Текст курсовой работы относится к научному стилю. Для научного текста характерен формально-логический способ изложения, подчиняющий себе все используемые автором языковые средства.
В курсовой работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка. Письменная научная речь строится согласно определённым правилам: излагаемые мысли должны обосновываться, необходимо соблюдать корректность в изложении концепций, содержащихся в используемых источниках, не должно быть смысловых искажений, искусственных натяжек и фальсификаций.
Научное изложение требует ясности, точности, простоты и строгости. Научный текст отличает прагматическое построение без выражения эмоций. В нём является лишним и ненужным всё то, что прямо не работает на решение поставленных задач и реализацию цели. Текст должен быть сухим, неэстетичным, максимально точным и лаконичным. В работе должна соблюдаться логическая последовательность. Не следует употреблять как излишне пространных и сложно построенных предложений, так и чрезмерно кратких фраз, слабо связанных между собой, допускающих двойное толкование.
Научная речь предполагает использование определённых фразеологических оборотов, служебных слов-связок, вводных слов, назначение которых состоит в том, чтобы показать логическое соотношение данной части изложения с предыдущей и последующей или подчеркнуть рубрикацию текста.
Вводные слова и обороты типа «итак», «таким образом», «заметим», «в заключение подчеркнём …» показывают, что данная часть текста служит как бы обобщением изложенного выше.
Для дополнения и уточнения можно использовать следующие конструкции «помимо этого», «также и», «наряду с …», «в частности», «главным образом», «особенно», «именно».
Слова и обороты типа «следовательно», «вследствие», «условимся считать, что…», «отсюда следует, что…», «следует подчеркнуть, что …», «вместе с тем», «с другой стороны», «это позволяет сделать вывод о …»,, «свидетельствует о …», «в результате» свидетельствуют о том, что между сказанным выше и тем, что будет сказано сейчас, существуют причинно-следственные отношения.
Обороты типа «рассмотрим подробнее», «возвращаясь к вопросу…» или «теперь перейдём к…» помогают более чёткой рубрикации текста, поскольку подчёркивают переход к невыделенной особой рубрикой части изложения.
Слова и обороты типа «вначале», «как уже указывалось», «во-первых», «во-вторых», «прежде всего», «наконец», «в заключение сказанного», «о чём речь пойдёт ниже» указывают на место излагаемой мысли или факта в логической структуре текста.
Для сопоставления и противопоставления используются следующие слова и обороты «однако», «в то время как», «тем не менее», «как…, так и», «с одной стороны…», «с другой стороны», «не только…но и», «по сравнению», «в отличие».
Чтобы подчеркнуть степень достоверности информации, можно использовать такие слова и обороты «разумеется», «безусловно», «неоспоримым фактом является то, что», «видимо», «надо полагать», «вероятно», «возможно» и т. п.
При анализе разных точек зрения уместны следующие конструкции: «в работах И. И. Иванова подчёркивается…», «ряд зарубежных авторов … считает», «по данным ВОЗ …», «изучение опыта … свидетельствует о том, что …», «исследования … говорят о том, что …», «в статье рассмотрены…» и т. п.
Установившаяся традиционно форма подачи научного текста предполагает максимальную отстранённость от изложения личности автора с его субъективными предпочтениями, индивидуальными особенностями речи и стиля, эмоциональными оценками. Такой эффект отстранённости, безличного монолога достигается рядом синтаксических и стилистических средств, например: использование безличных и неопределённо-личных конструкций, конструкций с краткими страдательными причастиями типа «выявлено несколько новых принципов» и т.п.
Кроме того, особенностью современного научного текста является почти полное исключение из употребления личного местоимения первого лица единственного числа – «я». Там, где автору нужно назвать себя в первом лице, используется местоимение множественного числа – «мы». Образуются конструкции типа «мы полагаем», «нам представляется», «по нашему мнению». Тем не менее, текст не должен пестреть словом «мы». Для стилистического разнообразия стоит прибегнуть к другим конструкциям, обеспечивающим должный уровень безличного текста, например: «установлено», «подчеркнём также», «можно считать доказанным…», «нетрудно убедиться в том, что …», «на основе выполненного анализ можно утверждать, что …», «проведенное анкетирование подтверждает …», «на основании вышеизложенного можно считать, что…», «приведённые факты доказывают, что…» и т. п..
В тексте курсовой работы допустимы только общепринятые сокращения. Обязательно нужно сокращать слова «век» и «год» при указании конкретных дат, например: 1967 г., XX в. Если речь идёт о нескольких годах или веках, или о периоде, длившемся на протяжении нескольких веков, то первая буква слова «год» или «век» удваивается: 1902 – 1917 гг., X – XV вв.
В конце предложения (но не в середине) принято использовать сокращения нескольких слов и оборотов, например: «и др.», «т. п.», «т. д.», «и пр.». Внутри предложения такие обороты не допускаются.
В тексте курсовой работы допускаются специальные сокращения типа ХПН, ХСН, БКК, но при этом в приложении нужно указать список сокращений.
Текст курсовой работы не должен быть многословным, в нём не должно быть дублирования. Курсовую работу не стоит загромождать витиеватыми канцелярскими оборотами, цифрами, знаками, символами. Никогда не нужно употреблять терминов и слов, точное значение которых автору неизвестно.
Техническое оформление текста курсовой работы
Требования к техническому оформлению курсовой работы сформулированы в ряде ГОСТов, составляющих систему информационно-библиографической документации. ГОСТы периодически обновляются, один из последних – Межгосударственный стандарт ГОСТ 7.32-2001 «Отчёт о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».
Курсовая работа выполняется на белых стандартных листах бумаги формата А 4 (210х297 мм). Текст работы должен быть аккуратно напечатан на компьютере на одной стороне листа в редакторе Microsoft Word, шрифт Тimes New Roman – 14 кегль, с полуторным межстрочным интервалом, выравнивание – по ширине. Допускается рукописное оформление отдельных фрагментов (формулы, чертежи), которые выполняются чёрной пастой.
Поля: слева – 3 см, справа – 1,5 см, сверху и снизу – по 2 см, абзацный отступ – 1 или 1,25 см.
Знаки препинания ставятся непосредственно после последней буквы слова. После них, кроме многоточия, делается пробел.
Слова, заключённые в скобки, не отделяются от скобок пробелом. Слова, заключённые в кавычки, также не отделяются от них пробелом.
Знак «тире» всегда отделяется с двух сторон пробелами (в отличие от дефиса).
Правила оформления заголовков. Главы и пункты должны иметь заголовки. Заголовки должны чётко и кратко отражать их содержание. Нумерация глав и пунктов должна осуществляться арабскими цифрами, без указания слов «глава», «пункт», «параграф» и т. п.
Заголовки глав, пунктов и подпунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчёркивая. Допустимо размещать заголовки по центру. Переносы слов в заголовках не разрешаются. Нельзя писать заголовок в конце страницы, если на ней не умещаются две-три строки идущего за заголовком текста.
Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием слова «Приложение» и его обозначения в правом верхнем углу страницы. Название приложения печатается ниже, отдельной строкой.
Нумерация страниц сквозная, арабскими цифрами, начиная с титульного листа. На титульном листе номер страницы не ставится, но включается в общую нумерацию. Номер страницы проставляют в центре нижней части или в правом нижнем углу страницы без точки в конце.
Каждый структурный элемент курсовой работы (введение, главы основной части, заключение, список использованной литературы, приложения) необходимо начинать с новой страницы. Параграфы внутри глав печатаются в продолжении страницы. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц.
В приложениях может быть своя нумерация, если это связано с использованием уже готовых документов.
Оформление таблиц. Если логика курсовой работы требует сопоставления определённых цифровых параметров, то это целесообразно осуществить в форме таблицы.
Таблица – это такой способ передачи информации, когда цифровой или текстовый материал распределяется по отдельным колонкам, отделённым друг от друга горизонтальными линиями.
Таблицы бывают аналитическими и неаналитическими. Аналитические таблицы представляют собой результаты обработки и анализа цифровых показателей. Обычно на основании таких таблиц делаются обобщающие выводы, в которых формулируются определённые закономерности. В неаналитических таблицах, как правило, приводятся необработанные статистические данные, на основании которых не делается никаких выводов. Это просто информационный и иллюстративный материал.
Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Все таблицы должны быть пронумерованы. Нумерация таблиц допускается как сквозная (Таблица 1, Таблица 2, Таблица 7 и т. д.), так по главам (Таблица 1.1, Таблица 1.2, …, Таблица 2.1, …, Таблица 2.5 и т. д.). Если во всей работе только одна таблица, то её не нумеруют.
Нумеруются таблицы арабскими цифрами. При нумерации таблиц знак «№» не ставится, точка после цифры также не ставится. Каждая таблица должна иметь тематическое название.
Над правым верхним углом таблицы помещается надпись «Таблица» с указанием порядкового номера. Название таблицы печатается на следующей строчке после номера без абзацного отступа или по центру.
Текст таблицы печатается через один межстрочный интервал, допустимый размер шрифта – кегль 14 и кегль 12.
Примеры оформления таблиц.
Таблица 5
Суточные величины основного обмена и расхода энергии у детей
Возраст детей, годы | Основной обмен | Расход энергии ккал/кг массы тела | |
ккал/кг массы тела | ккал/м2 поверхности тела | ||
Новорожденные | |||
1-3 | 100 – 90 | ||
4-6 | 90 – 80 | ||
7-9 | 80 – 70 | ||
10-15 | 70 – 50 | ||
Взрослые |
Таблица 2.1
Факторы риска у юных беременных
Факторы риска Возраст | 13 – 14 лет | 15 – 16 лет | 17 – 18 лет | Всего | ||||
абс. | % | абс. | % | абс. | % | абс. | % | |
Социально-стрессовые | ||||||||
Курение | 89,7 | |||||||
Заболевания мочевыделительной системы | 47,7 | 54,6 | 52,4 | |||||
Бактериальный вагиноз | 29,2 | 28,8 | 28,8 | |||||
Анатомически узкий таз | 36,9 | 11,7 | 20,2 | |||||
ЗППП | — | — | 16,9 | 19,6 | 18,5 | |||
ВИЧ | — | — | — | — | 0,6 | 0,4 | ||
Вегето-сосудистая дистония | 16,9 | 8,6 | ||||||
Отягощённый акушерский анамнез | — | — | 3,1 | 3,1 | 3,6 |
При переносе таблицы на следующую страницу головка таблицы воспроизводится на новой странице ещё раз и над ней помещается надпись «Продолжение таблицы 5». Если головка громоздкая, повторяться необязательно. В таком случае нумеруют графы таблицы и повторяют нумерацию на следующей странице.
Оформление иллюстраций. Схемы, диаграммы, графики являются рисунками. Рисунки, как и таблицы, следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые или на следующей странице. Рекомендуется выполнение графиков, схем, диаграмм посредством использования компьютерной графики и печати, желательно в цвете.
Все рисунки должны быть пронумерованы арабскими цифрами, при нумерации рисунков знак «№» не ставится. Аналогично таблицам, нумерация рисунков может быть сквозной или по главам.
Каждый рисунок должен иметь тематическое название.
Обозначение, номер и название рисунка помещаются под иллюстрацией слева без абзацного отступа или по центру. Если в курсовой работе всего одна иллюстрация, то её не нумеруют.
Примеры оформления рисунков.
Рисунок 1. Уровень тревожности пациентов до беседы с психологом.
Рисунок 2. Уровень тревожности пациентов после беседы с психологом.
Оформление ссылок на литературные источники. Необходимым элементом написания курсовой работы является цитирование, ссылки на литературные источники.
Ссылки ставятся после предложения или абзаца, в котором содержится информация, изложены идеи, положения, разработанные тем или иным автором или авторским коллективом. При нумерованном списке литературы ссылки на источники в тексте делаются в скобках.
Например: У мужчин инфекции, передаваемые половым путём, могут оказать негативное влияние на репродуктивные органы, вызывая воспалительный процесс предстательной железы, придатков яичек, воздействовать непосредственно на сперматозоиды (2, 7, 10).
Ю. К. Скрипкин считает, что с 1993 г. произошёл настоящий эпидемиологический взрыв заболеваний, передающихся половым путём (4).
Оформление списка использованной литературы. Литературные источники, включенные в список, описываются в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».
Нумерация всей использованной литературы сплошная от первого до последнего источника. Оформление ссылки на монографию может быть представлено следующей схемой.
1. Фамилия и инициалы автора. Если монография или статья написана двумя или тремя авторами, то приводятся фамилии и инициалы всех авторов в том порядке, что и на титульном листе, через запятую. Если авторов более трёх и их фамилии указаны на титульном листе, то приводятся фамилии трёх авторов, а далее указывается «и др.». Если монография написана коллективом авторов, чьи фамилии не указаны на титульном листе, то их фамилии не указываются.
2. Основное заглавие (без кавычек), подзаголовочные данные, дополнительные сведения, относящиеся к заглавию.
3. Сведения об издании (если есть). Например: 2-е изд., доп.
4. Место издания (в отечественных изданиях приняты сокращения: Москва – М., Санкт-Петербург – СПб., Ленинград – Л., Киев – К., остальные города приводятся полностью). Несколько мест издания – через точку с запятой.
5. Издательство или издающая организация.
6. Дата издания.
7. Объём – количество страниц.
При оформлении ссылки на статью из журнала сообщается:
1. Фамилия и инициалы автора статьи.
2. Название статьи.
3. Название журнала.
4. Год издания.
5. Номер журнала.
6. Первая и последняя страницы статьи.
При оформлении ссылки на статью из сборника научных трудов сообщается:
1. Фамилия и инициалы автора статьи.
2. Название статьи.
3. Название издания.
4. Место издания.
5. Название издательства.
6. Год издания.
7. Первая и последняя страницы статьи.
Название книг, статей, издательства в кавычки не заключаются. При использовании материалов из сборников указываются номера страниц.
Примеры библиографического описания использованных материалов
№/п | Источник информации | Пример библиографического описания |
1. | Монография одного автора | Барсов Б. В. Туберкулёз. Профилактика и методы лечения. – М.:ЗАО Центрполиграф, 2006. – 127 с. |
2. | Монография двух – трёх авторов | Греймер М. С., Скакун И.М., Фейгин М.И. Медицинская сестра противотуберкулезного диспансера. –Л.: Медицина, 1977. – 150 с. |
3. | Монография многих авторов (более трёх) | Смирнов А.Н, Грановская-Цветкова А.М, Цаленчук Я.П. и др. Амбулаторная диагностика важнейших внутренних заболеваний. – Л.: Медицина, 1988. – 154 с. |
4. | Статья из сборника материалов и тезисов конференций, съездов | Кузнецов Г. П. Хроническая сердечная недостаточность у лиц пожилого возраста. // Первый съезд геронтологов и гериатров: Сборник тезисов и статей. / Самара: Самарский дом печати, 1999. – стр. 154 – 160. |
5. | Авторефераты диссертаций | Щербаков А. Я. Некоторые особенности состояния здоровья подростков, проживающих в зоне воздействия выбросов нефтеперерабатывающего комплекса: Автореф…дис. канд. мед. наук. – М., 2000. – 32 с. |
6. | Многотомные издания | Окороков А.Н. Лечение болезней внутренних органов: Т.1 – М.: - Мед. лит., 2001. – 305 с. |
7. | Стандарты | Стандарты (протоколы) диагностики и лечения больных с заболеваниями органов пищеварения. Приказ МЗ РФ от 17.04.98. № 125. |
8. | Приказы | Приказ МЗ РФ № 324 от 22. 11. 95. О совершенствовании противотуберкулёзной помощи населению РФ. Приложение № 7. |
9. | Статья из журнала | Аксёнова В. А. Туберкулёз у детей в России: задачи медицинских работников по стабилизации уровня заболеваемости. // Главная мед. сестра, – 2004. – № 11. – стр. 45 – 50. |
10. | Статья из газеты | Иванов А. Г. А есть ли предел? // Московский комсомолец, – 2008. – № 10 (14.01). – стр. 4. |
11. | Материалы Интернет-источников | Так же как в пунктах 1 – 10, только вместо издательства, года издания и количества страниц указывается полный адрес. Сенчилова К. В., Харитонов А. А. Адаптация. URL: http://bukvi.ru/stat/stat547.html |
Заключение
Вы ознакомились с общими требованиями, предъявляемыми к выполнению курсовых работ в Тольяттинском медицинском колледже. Эти требования на должны ограничивать и сковывать студентов в проявлении самостоятельности и творчества. Приведённые рекомендации представляют необходимое, хотя и не достаточное условие успешной, методологически грамотной исследовательской работы. В то же время они являются важной предпосылкой творчества в этой области и предупреждают появление грубых ошибок и серьёзных недочётов.
Надеемся, что данное пособие будет полезным Вам и поможет в выполнении курсовой работы.
Желаем успехов!
Список использованной литературы
1. Бережнова Е. В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 48 с.
2. Волков Ю. Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. – 128 с.
3. Вопияшина С. М., Матвеева О.Н. Научное сочинение студента: учебно-методическое пособие по написанию рефератов, курсовой и дипломной работы. – Тольятти: ТГУ, 2008. – 56с.
4. Луккарева Н. А., Матвеева Н. А. Опыт медицинского колледжа по организации исследовательской работы в сестринском деле. // Главная медицинская сестра. – 2003. – № 10. – стр. 71 – 74.
5. Лютова О. Ю., Краснова А. К., Мельгунова И. А. и др. Исследования в медицинском колледже. // Медицинская сестра. – 2001. – № 3. – стр. 44 – 45.
6. Маймулов В. Г., Лучкевич В. С., Румянцев А. П. и др. Основы научно-литературной работы в медицине. – СПб.: СПбГМА, 1996. – 128 с.
7. Манохина Е. В. Методические рекомендации по организации научно-исследовательской работы. // Среднее профессиональное образование (приложение). – 2008. – № 4. – стр. 34 – 40.
8. Маркова Ю. Н. Научные исследования в сестринском деле. // Медицинская сестра. – 1999. – № 5. – стр. 38 – 40.
9. Перфильева Г. М., Камынина Н. Н., Туркина Н. В. и др. Научные исследования в сестринском деле: история вопроса. // Медицинская сестра. – 2006. – № 3. – стр. 41 – 44.
10. Письмо Минобразования России от 05.04.99 № 16-52-55ин/ 16-13. О рекомендациях по организации выполнения и защиты курсовой работы (проекта) по дисциплине в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
11. Степанова Т. И., Голов А. Г., Никитина Т. А. и др. Организация учебно-исследовательской работы студентов в средних медицинских учебных заведениях. – Липецк: Липецкий базовый медицинский колледж, 1996. – 24с.
12. Харитонов Н. П. Методические основы организации и осуществления учебно-исследовательской деятельности с учащимися. – М.: АПКиППРО, 2009. – 44 с.