Развитие нервно-психических функций
В УСЛОВИЯХ ПАТОЛОГИИ
Сложность и многоэтапность становления нервно-психических функций в онтогенезе нарушаются при различных заболеваниях НС и проявляются в форме задержки темпа ее развития, выпадения функций анализаторов. Для научного обоснования лечебных и лечебно-педагогических мероприятий, направленных на улучшение состояния больных, коррекцию и компенсацию нарушенных функций, необходим прежде всего неврологический и педагогический анализ структуры дефекта и причин, вызвавших заболевание, выяснение его патофизиологических механизмов, времени образования дефекта, степени его тяжести, характера течения заболевания и особенностей развития ребенка. Такой подход возможен при комплексном участии в лечении ребенка невропатолога, психиатра, психолога, педагога-дефектолога.
Уточнению характера патологического процесса или состояния помогают широко используемые в неврологической клинике дополнительные методы исследования: электроэнцефалография, эхоэнцефалография, реоэнцефалография, электромиография, рентгенография черепа, компьютерная томография. Кроме того, используются рентгеноконтрастные, биохимические и цитогенетические методы исследования.
Многие заболевания НС возникают вследствие неблагоприятных факторов во внутриутробном периоде развития или в раннем детстве. Причинами патологии НС плода и ребенка раннего возраста могут быть:
- инфекционные агенты (различные бактерии, вирусы, паразиты),
-физические факторы (ионизирующая радиация, высокочастотное излучение, повышенная вибрация и др.),
-различные химические вещества,
- заболевания матери,
- несовместимость крови матери и плода по группам крови и резус-фактору,
- неблагоприятное течение беременности (в т.ч. воздействие алкоголя, курения и другие факторы).
Таким образом можно выделить 3 группы причин патологии:
1. Неблагоприятные воздействия внешней среды (инфекционных заболеваний, травм, неправильного воспитания – т.е. физиологические и социальные факторы).
2. Наличие генных мутаций (наследственность).
3. Патология внутриутробного развития.
Мозг наиболее чувствителен к различным неблагоприятным воздействиям в критические периоды своего развития, когда формируются наиболее важные «функциональные ансамбли», выражена напряженность обменных процессов, наблюдается интенсивный рост отдельных элементов НС. Наиболее выраженные и диффузные изменения НС и других органов возникают в случае воздействия вредных факторов на раннем этапе развития плода. Неблагоприятные воздействия на плод на 3-10-й неделе его развития могут быть причиной формирования таких грубых пороков развития НС, как:
- анэнцефалия – отсутствие больших полушарий головного мозга,
- микроцефалия – уменьшение объема и массы мозга,
- гидроцефалия – водянка головного мозга.
Эти неблагоприятные воздействия нередко приводят к гибели плода или рождению нежизнеспособного новорожденного. В том случае, когда нарушения возникают на более поздних этапах развития, выраженность дефекта может варьировать в различной степени: от грубого нарушения функции или ее полного отсутствия до легкой задержки темпа развития.
Неврологические заболевания у детей раннего возраста нередко приводят к своеобразному аномальному развитию функций, в результате искажении программы развития. Каждая функция в своем развитии проходит определенные стадии, между которыми существует закономерная преемственность. Появление новых форм реагирования сопровождается угасанием первоначальных примитивных реакций. Чрезмерная выраженность последних может блокировать и искажать дальнейшее формирование функций. Например, детский церебральный паралич.
Многие заболевания, протекающие с нарушением зрения, слуха, отставанием в психическом развитии, проявляются не сразу после рождения. Они характеризуются длительным скрытым течением с последующим внезапным клиническим проявлением на определенном этапе онтогенеза. Эти заболевания обусловлены генными мутациями, и для их лечения кроме средств, корригирующих и стимулирующих нормальное развитие функции, необходимо возмещение недостающих продуктов обмена веществ.
Кроме органических заболеваний НС, т. е. заболеваний, протекающих с изменениями в структуре мозга, у детей могут наблюдаться нарушения, обусловленные вариациями темпа созревания функциональных систем.
В определенные периоды онтогенеза, например во время миелинизации НС (т.е. созревания оболочек, покрывающих нервные проводники), а также в периоды возрастных кризов неравномерность темпа развития и созревания морфофункциональных систем значительно возрастает. В условиях повышенной эмоциональной нагрузки на относительно незрелые структуры последние могут становиться источником разнообразных, чаще преходящих, патологических состояний. Под влиянием разнообразных неблагоприятных воздействий внешней среды (инфекционных заболеваний, травм, неправильного воспитания), а также при наличии генных мутаций или патологии внутриутробного развития и т.д., относительная возрастная незрелость и диспропорция созревания могут становиться основой таких нарушений, как ретардации (задержки темпа развития). При соответствующей организации медико-педагогических мероприятий такие формы задержки развития, как правило, ликвидируются.
Однако очень глубокие и стойкие задержки темпа развития морфофункциональных систем не всегда поддаются необходимой коррекции. В некоторых случаях активные медико-педагогические воздействия могут лишь временно компенсировать дефицит функции. В дальнейшем, с возрастанием предъявляемых к ребенку требований, нередко все более отчетливо проявляется функциональная недостаточность.
В детском возрасте нередко наблюдаются также случаи временного ускорения развития функций, которое затем сменяется заметным замедлением темпов развития. Такое замедление зачастую обусловлено чрезмерной «эксплуатацией» познавательных способностей ребенка, приводящей к своеобразным истощениям внутренних резервов НС.
Перечисленные выше отклонения в развитии НС не исчерпывают всех возможных вариантов. Следует помнить, что развитие ребенка не всегда идет строго по схеме. Становление функций может как отставать, так и опережать, указанные сроки. Это зависит от особенностей внутриутробного развития ребенка, течения родов и периода новорожденности. В каждом случае важно установить причину имеющегося дефекта: связан ли он с первичным поражением НС, является ли результатом других заболеваний или так называемой педагогической запущенности.
Под термином «педагогическая запущенность» понимают задержку развития, обусловленную недостаточностью целенаправленного развития функций и педагогического воздействия в целом.
Педагогическая запущенность развивается на определенных этапах развития, а именно в период интенсивного развития функций. Например, в момент развития речи пребывание ребенка в неречевой среде, малое общение с матерью могут привести к задержке развития речи. Недостаточность зрительных, слуховых, эмоциональных и других раздражителей, т. е. так называемый «информационный голод», приводит к задержке психического развития. Таким образом, при анализе нарушений нервно-психического развития следует учитывать не только особенности состояния НС ребенка, но и то окружение, в котором он растет и развивается.