К теме 1.3. «Невропатология»
Разработчик учебно-методических материалов:
Т.И.Дуброва, кандидат педагогических наук,
заведующий кафедрой коррекционной педагогики,
здорового и безопасного образа жизни
Сопроводительная записка
Учебно-методические материалы к теме «Невропатология» являются структурным компонентом дополнительной профессиональной программы – программы профессиональной переподготовки «Логопедия» и предназначены для слушателей курсов профессиональной переподготовки. Объем изучения темы в форме дистанционного обучения 6 часов.
Целью изучения темы является ознакомление слушателей с основами медицинских знаний в области невропатологии.В результате изучения темы слушатели должны приобрести знания в сфере функциональной организации человеческого мозга и иннервации речевой деятельности, необходимые для развития следующих компетенций:
- готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения, критически анализировать и оценивать собственную деятельность (ОК-2);
- готовность к самостоятельному освоению и применению новых методов и технологий исследования (ОПК-3);
- готовность к проектированию и осуществлению образовательно-коррекционной работы с использованием инновационных психолого-педагогических технологий (ПК-1);
- готовностью к психолого-педагогическому изучению лиц с ОВЗ с целью выявления особенностей их развития и осуществления комплексного сопровождения (ПК-5).
Контроль качества изучения слушателями темы осуществляется в форме выполнения контрольного задания – реферата.
Учебно-тематический план
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
всего | Лекции ДОТ | Форма контроля | ||
1.3. | Невропатология. | реферат | ||
Итого |
Учебные материалы (содержание)
ВЗАИМОСВЯЗЬ НЕВРОПАТОЛОГИИ И ДЕФЕКТОЛОГИИ
Невропатология и дефектология — тесно связанные между собой науки. Обе они изучают особенности людей с теми или иными физическими и психическими недостатками (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, умственно отсталые дети и др.). Дефектология изучает психофизиологические особенности развития аномальных детей, закономерности их воспитания, образования и обучения.
Дефектология опирается на теоретические положения общей педагогики и на ряд медицинских дисциплин, в первую очередь на невропатологию.
НЕВРОПАТОЛОГИЯ - изучает причины, проявления, течение болезней нервной системы, разрабатывает методы их лечения, диагностики и профилактики. Невропатолог (психоневролог) совместно с дефектологом, логопедом:
- устанавливают характер дефекта, степень его выраженности,
- влияние на развитие ребенка той или иной функции нервной системы;
- прогнозируют вопросы развития аномального ребенка,
- выбирают наиболее оптимальные методы его обучения и воспитания,
- определяют методы коррекции нарушенных функций.
НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМОВ
ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Дефектология строит теорию обучения и воспитания аномальных детей на знании строения нервной системы, ее функций и особенностей развития; опирается на знание закономерностей становления и развития психики.
ОБУЧЕНИЕ и ВОСПИТАНИЕ (с нейрофизиологической точки зрения) есть изменение ответных реакций по мере приобретения и накопления личного опыта. Процесс обучения тесно связан с восприятием сенсорной (входящей, чувствительной) информации и аналитико-синтетической деятельностью КБП ГМ. Анализ – это расслоение, разделение поступающей в мозг информации на отдельные части, синтез – их соединение в единый образ. Поступающая через анализаторы информация достигает первичных полей КБП. Именно там формируются образы предметов и явлений (для этого необходимо наличие связи между всеми анализаторами, н-р: пирожок – мы видим, чувствуем запах, вкус – получается целостное восприятие предмета-пирожка; если есть). Серия взаимосвязанных различений может быть выработана при сохранности прилежащих к зрительному полю участков коры височной доли.
Усвоение навыков поведения более высокого типа предполагает сохранность расположенных вблизи первичных полей ассоциативных областей. Важнейшая ассоциативная область - лобные доли. Их поражение на самых ранних этапах онтогенеза (сразу после рождения или несколько позже) значительно задерживает и нарушает психическое развитие ребенка. Сохранность лобной ассоциативной области – важная предпосылка успешного усвоения знаний в процессе обучения. Н-р, благодаря участию лобных долей можно осуществлять сопоставление наличного раздражителя со следами прошлых впечатлений. Это сопоставление важный компонент мнемической деятельности (запоминание, воспроизведение и т.д.).
Весь процесс обучения и воспитания в существенной мере связан с эмоциональной сферой. В процессе обучения и воспитания эмоции не только формируются, но и проявляются. Эмоции способствуют концентрации внимания на том или ином объекте изучения.
Таким образом, именно КБП выполняет анализ и синтез поступающих через анализаторы (зрительный, обонятельный и др.) раздражений. В ней происходит замыкание нервных связей. Кора обеспечивает сохранность поступающей извне информации, сопоставление сигналов с ответными реакциями, исправление допущенных ошибок. Поступающие в кору головного мозга сигналы предварительно перерабатываются (дробятся и объединяются) в других отделах нервной системы.
Для психической деятельности важно одновременное участие ТРЕХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ БЛОКОВ (основных аппаратов мозга):
1.Первый блок (энергетический, или блок регуляции тонуса и бодрствования) анатомически представляет собой сетчатое образование ствола головного мозга. Он располагается в глубинных отделах мозга. Принимает сигналы возбуждения, приходящие из внутренних органов и от органов чувств, улавливающих информацию о происходящих во внешнем мире событиях. Затем он перерабатывает эти сигналы в поток импульсов и постоянно посылает их в кору головного мозга. Импульсы тонизируют кору, без них она «засыпает».
2.Второй блок (блок приема, переработки и хранения информации) находится в задних отделах больших полушарий и состоит из трех подблоков — зрительного (затылочного), слухового (височного) и общечувствительного (теменного). Каждый подблок имеет иерархическое строение. Условно в них выделяют первичные, вторичные и третичные отделы. Первые дробят воспринимаемый образ мира (слуховой, зрительный, осязательный) на мельчайшие признаки: округлость и угловатость, высоту и звонкость, яркость и контрастность. Вторые синтезируют из этих признаков целые образы. Третьи объединяют информацию, полученную от разных подблоков, т.е. от зрения, слуха, обоняния, осязания.
3.Третий блок (блок программирования, регуляции и контроля) расположен преимущественно в лобных долях мозга. Человек, у которого этот участок нарушен, лишается возможности поэтапно организовать свое поведение, не умеет перейти от одной операции к другой. В связи с этим личность такого человека как бы «распадается».
Итогом анализа и синтеза поступающей информации является программа действий. Если с помощью этой программы «задача» не решается, то в мозгу вновь и вновь создаются новые программы, которые в итоге должны привести к адекватной реакции организма на поступающие сигналы. Таким образом, сложный процесс выработки решения рассматривается как циклический круг возбуждения. Этот круг составляет основу деятельности мозга и его различных отделов.
Неограниченные возможности ассоциативных связей в нервной системе, отсутствие узкой специализации нейронов коры создают условия для возникновения самых разнообразных межнейронных связей, формирования сложных «ансамблей нейронов», охватывающих различные функции. В этом состоит важнейшая основа способности к обучению.