Расстройства смыслового содержания ассоциативного процесса
Сверхценные идеи – мысли, тесно спаянные с личностью больного, определяющие его поведение, имеющие основу в реальной ситуации, вытекающие из нее. Критика к ним ущербна, неполна. По содержанию выделяют сверхценные идеи ревности, изобретательства, реформаторства, личного превосходства, сутяжного, ипохондрического содержания.
Интересы больных суживаются до сверхценных идей, которые занимают доминирующее положение в сознании. Наиболее часто сверхценные идеи возникают у психопатических личностей (излишне уверенных в себе, тревожных, мнительных, с заниженной самооценкой) и в структуре реактивных состояний.
Бредовые идеи – ложные умозаключения, возникающие на болезненной основе, больной к ним не критичен, не поддается разубеждению. Содержание бредовых идей определяет поведение больного. Наличие бреда является симптомом психоза.
Основные признаки бредовых идей: нелепость, неправильность содержания, полное отсутствие критики, невозможность разубеждения, определяющее влияние на поведение больного.
По механизму возникновения выделяют следующие виды бреда.
Первичный бред – бредовые идеи возникают первично. Иногда присутствует в виде моносимптома (например, при паранойе), как правило, систематизированный, монотематический. Характерно наличие последовательных стадий формирования: бредовое настроение, бредовое восприятие, бредовое толкование, кристаллизация бреда.
Вторичный бред – чувственный, возникает на основе других психических расстройств.
Аффективный бред.Тесно связан с выраженной эмоциональной патологией. Подразделяется на голотимный и кататимный.
Голотимный бредвозникает при полярных аффективных синдромах. При эйфории – идеи с повышенной самооценкой, а при тоске – с пониженной.
Кататимный бредвозникает в определенных жизненных ситуациях, сопровождающихся эмоциональным напряжением. Содержание бреда связано с ситуацией и особенностями личности.
Индуцированный (внушенный) бред.Наблюдается, когда больной (индуктор) убеждает окружающих в реальности его умозаключений, как правило, возникает в семьях.
В зависимости от содержания бредовых идей выделяют несколько характерных разновидностей бреда.
Персекураторные формы бреда (бред воздействия)При бреде преследованиябольной убежден, что группа лиц или один какой-то человек преследуют его. Больные социально опасны, потому что сами начинают преследовать подозреваемых лиц, круг которых постоянно растет. Нуждаются в стационарном лечении и длительном наблюдении.
Бред отношения – больные убеждены, что окружающие изменили к ним свое отношение, стали враждебны, подозрительны, постоянно на что-то намекают.
Бред особого значения – больные считают, что специально для них подбираются телепередачи, все происходящее вокруг носит определенный смысл.
Бред отравления – в самом названии отражена суть бредовых переживаний. Больной отказывается от еды, часто присутствуют обонятельные и вкусовые галлюцинации.
Бред воздействия – больной убежден, что мнимые преследователи каким-то особым образом (сглаз, порча, особые электротоки, радиация, гипноз и т. п.) воздействуют на его физическое и психическое состояние (синдром Кандинского-Клерамбо). Бред воздействия может быть инвертированным, когда больной убежден в том, что он сам воздействует и управляет окружающими (инвертированный синдром Кандинского-Клерамбо). Часто отдельно выделяется бред любовного воздействия.
Бредовые идеи материального ущерба(ограбления, обкрадывания) характерны для инволюционных психозов.
Бредовые идеи величия.Бред величия включает в себя группу различных бредовых идей, которые могут сочетаться у одного и того же больного: бред могущества(больной утверждает, что наделен особыми способностями, властью); реформаторства(идеи о переустройстве мира); изобретательства(убеждение в свершении великого открытия); особого происхождения(убежденность больных в том что они потомки великих людей).
Манихейский бред – больной убежден, что он в центре борьбы между силами добра и зла.
Смешанные формы бреда
Бред инсценировки.Больные убеждены, что окружающие специально для них разыгрывают некий спектакль. Сочетается с бредом интерметаморфозы, для которого характерны бредовые формы ложных узнаваний.
Симптом отрицательного и положительного двойника (синдром Карпга).При симптоме отрицательного двойника больной принимает близких людей за чужих. Характерно ложное узнавание.
При симптоме положительного двойника чужие и незнакомые люди воспринимаются как знакомые и родные.
Симптом Фреголи – больному кажется, что один и тот же человек является ему в различных перевоплощениях.
Бред самообвинения(убеждают, что грешники).
Бред мегаломанического содержания – больной считает, что из-за него страдает все человечество. Больной опасен для себя, возможны расширенные суициды (больной убивает свою семью и себя).
Нигилистический бред(бред отрицания) – больные убеждены, что у них нет внутренних органов, нет возможности благополучного функционирования органов, больные считают себя живыми трупами.
Ипохондрический бред – больные убеждены в наличии у них какого-либо физического заболевания.
Бред физического недостатка (дисморфоманический бред)характерен для подросткового возраста. Больные убеждены в наличии у них внешнего уродства. В отличие от дисморфофобии (которая была описана в рамках деперсонализационного синдрома) нарушения поведения очень значительны, сочетаются с бредом отношения и депрессией.
Бред ревностиносит часто нелепое содержание, очень стоек. Больные социально опасны. Характерен для людей пожилого возраста, иногда связан с угасанием половой функции.
Редкие варианты содержания бредовых идей
Ретроспективный (интроспективный) бред – бредовые идеи касаются прошлой жизни (например, бред ревности после смерти супруга).
Резидуальный бред – наблюдается у больных после выхода из психоза, состояние измененного сознания.
Бредовые синдромы
Паранойяльный синдром – наличие монотематического первичного систематизированного бреда. Характерна одна тема, обычно бред преследования, ревности, изобретательства. Бредообразование первичное, так как бред не связан с галлюцинаторными переживаниями. Систематизированное, так как у больного есть система доказательств, которая имеет свою логику. Развивается медленно, постепенно, течение длительное. Прогностически неблагоприятен.
Параноидный синдром – бред разноплановый, несколько вариантов бреда (отношения, особого значения, преследования). В структуру этого синдрома часто входят расстройства восприятия (галлюцинаторно-параноидный синдром – бредовые идеи разноплановые, содержание бреда вторично, часто определяется содержанием галлюцинаций). Содержание бредовых идей меняется динамично. К бреду преследования присоединяется еще что-то. Сопровождается аффективным состоянием (страх, тревога, тоска). Характерно бредовое поведение и бредовое восприятие окружающего мира и текущих событий.
Острое течение (острый параноид) характерно для шизоаффективных психозов, приступообразной шизофрении, органических заболеваний головного мозга, интоксикаций.
Хроническое течение встречается при параноидной форме шизофрении, частым вариантом является галлюцинаторно-параноидный синдром Кандинского-Клерамбо.
Парафренный синдром.В структуру данного синдрома входят бредовые идеи могущества и преследования, галлюцинаторные переживания, разорванность мышления. Содержание бредовых идей постоянно меняется (часто совершенно нелепое и фантастическое), система полностью отсутствует, фабула меняется в зависимости от эмоционального состояния. Настроение или благодушное, или апатичное. Вышеперечисленные синдромы (паранойяльный, параноидный и парафренный) являются своего рода этапами развития бреда при параноидной форме шизофрении. Выделяют два варианта синдрома: экспансивный и конфабуляторный.
Синдром Котара.Наблюдается при инволюционных психозах. Бредовые идеи нигилистического содержания сопровождаются тревожно-депрессивным аффектом.
Дисморфоманический синдром.Бред внешнего уродства, бред отношения, депрессия. Больные активно посещают врачей, настаивают на пластических операциях. Возможны суицидальные мысли и поступки.
Навязчивые идеи.Навязчивые мысли (обсессии) – воспоминания, сомнения, ненужные мысли, переживания, чуждые личности больного, возникающие в сознании больного помимо его воли. Больной критичен к таким посторонним мыслям, осознает их болезненный характер, борется с ними.
Контрастные навязчивые желания – желания совершать действия, которые не соответствуют моральным установкам личности, никогда не осуществляются.
Синдром навязчивых состояний (обсессивно-компульсивно-фобический) встречается при неврозах (невроз навязчивых состояний), при декомпенсации астенической психопатии, на начальных этапах малопроградиентной шизофрении.
Варианты навязчивостей:
1) мысли хульного содержания;
2) арифмомания – навязчивый счет;
3) фобии – навязчивые страхи (огромное количество вариантов, из-за чего перечень фобий получил неофициальное название «сад греческих корней»):
а) нозофобия – навязчивая боязнь заболеть, как частные варианты часто встречаются кардиофобия (боязнь сердечного приступа) и канцерофобия (боязнь онкологического заболевания);
б) фобии положения, агорафобия – боязнь открытых пространств и клаустрофобия – боязнь замкнутого пространства;
в) эритрофобия – страх покраснеть на людях;
г) скоптофобия – боязнь показаться смешным;
д) петтофобия – боязнь упустить кишечные газы;
е) лиссофобия (маниофобия) – страх сойти с ума;
ж) фобофобия – боязнь развития фобии.
На высоте переживания навязчивых страхов у больных отмечаются выраженные вегетативные расстройства, нередко двигательное (паническое) возбуждение.
Компульсии – навязчивые желания (например, тяга к наркотическим препаратам без явлений физической зависимости).
Ритуалы – особые навязчивые защитные действия, всегда сочетаются с фобиями.
Привычные навязчивые движения (не имеющие для больного защитного компонента) – обкусывание ногтей, волос, сосание пальца.
Особенности бредообразования в детском возрасте и у подростков
1. Галлюциногенность – у взрослых чаще первичное бредообразование, а у детей вторичное, основанное на галлюцинаторных переживаниях.
2. Кататимность (аффектогенность) – темы бредовых идей связаны с прочитанными книгами, компьютерными играми, просмотренными фильмами, которые произвели на ребенка сильное впечатление.
3. Фрагментарность (отрывочность) – расплывчатые незавершенные бредовые построения.
4. Бредоподобная настроенность – проявляется в чувстве недоверия к родным, воспитателям. Ребенок становится замкнутым, отчужденным.
5. Чем младше ребенок, тем примитивней бред. Характерен бред чужих родителей, бред загрязнения (постоянно моют руки до мацерации), ипохондрический бред, дисморфоманический. Идеи монотематического содержания, близки к паранойяльному бреду.
Расстройства познавательной деятельности (памяти и интеллекта).
Патология памяти.
Память – это познавательная (гностическая) функция, позволяющая накапливать воспринимаемую информацию. Проявляется в виде способностей (функций) записывать, удерживать и воспроизводить информацию (фиксация, ретенция и репродукция).
Различают целый ряд видов памяти (запоминания).
Краткосрочная памятьхарактеризуется тем, что большой объем постоянно поступающей информации запечатляется в памяти на непродолжительное время, после чего эта информация утрачивается либо откладывается в долгосрочной памяти.
Долгосрочная памятьсвязана с избирательным сохранением наиболее значимой для субъекта информации на продолжительное время.
Оперативная память – ее объем складывается из актуальной на текущий момент информации. Например, удержание в памяти («в уме») нескольких чисел, которые используются в более сложных расчетах.
Механическая память – способность запоминать информацию как она есть, без образования логических связей. Хорошо развита до 8-12 лет и снижается после 40. Такой вид памяти не является основой интеллекта, таким образом обычно запоминаются имена, названия, числа. Этот вид памяти может быть хорошо развит у лиц с признаками врожденного слабоумия.
Ассоциативная память – запоминание происходит с образованием логических связей, аналогий между отдельными понятиями. При запоминании информация сравнивается, обобщается, анализируется, систематизируется. Ассоциативная память лучше развита у мужчин.
Формируется после 9-10 лет как основа способности к обучению. Физиологическое снижение этого вида памяти отмечается гораздо позже, чем механической.
По анализаторам память разделяется на зрительную, слуховую, мышечную (двигательную), обонятельную, вкусовую, тактильнуюи эмоциональную. Из особенностей отдельных видов стоит отметить, что у большинства людей более развита зрительная память, так как большинство людей получают основную информацию об окружающем мире через зрительный анализатор (учебная информация легче запоминается, если предоставлена в виде схем и графиков). Механическая память формируется более длительно, но и является самой стойкой (например, у музыкантов во время репетиций формируется механическая память на тонкие, точные движения).
Функция запоминания зависит от наличия цели, эмоционального отношения, количества повторений, степени ясности сознания, концентрации внимания, времени суток (индивидуально).
Согласно закону памяти Рибо, легче забывается информация без смыслового содержания, например после просмотра фильма отдельные имена героев обычно быстро забываются, но фабула событий, содержание запоминается надолго. Также легче забываются недавние события, а давно прошедшие, если запомнились, то сохраняются дольше. Например, больные сенильной деменцией не помнят того, что происходило минуту назад, но отлично помнят события молодости, давно минувших лет.
Эдейтическая память(образная) – запоминая и воспроизводя, пользуются образами, а не вербальными характеристиками.
Нарушения памяти по видам разделяют на количественные – дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) и качественные – так называемые парамнезии (псевдореминисценции, конфабуляции, криптомнезии).
Гипермнезия – оживление памяти, повышение способности вспоминания давно забытых, не актуальных в настоящее время событий. Это состояние сочетается с ослаблением запоминания текущей информации.
Также к гипермнезии относят парадоксальное усиление способности к запоминанию. Расстройство встречается при маниакальных состояниях, при некоторых видах наркотического опьянения, во время ауры при эпилепсии.
Гипомнезия(дисмнезия) – снижение памяти. Как правило, снижаются все три функции. Нарушается процесс запоминания, уменьшаются запасы памяти, и ухудшается воспроизведение. Ранними признаками гипомнезии являются нарушения воспроизведения необходимой в данный момент информации (нарушение элективной репродукции). Наблюдается при любых органических заболеваниях головного мозга.
Амнезия – утрата способности сохранять и воспроизводить ранее приобретенные знания.
Ограниченные амнезии – полное отсутствие памяти на какой-то период событий, амнезия всегда ограничена каким-либо интервалом.
Ретроградная амнезия – забываются события, предшествовавшие ее причине (психоз, черепно-мозговая травма, интоксикации, асфиксия, клиническая смерть, инсульт и т. д.). Может захватывать промежутки времени от нескольких минут до нескольких дней. Память на утраченные события частично или даже полностью восстанавливается.
Антероградная амнезия – выпадают из памяти события, следующие за воздействием причины (например, больной помнит события, предшествующие черепно-мозговой травме, но не помнит того, что происходило в последующие несколько часов или дней). Память на этот период не восстанавливается.
Антероретроградная амнезияпредставляет собой сочетание двух предыдущих видов амнезии.
Конградная амнезиявозникает на период психического расстройства. Обычно распространяется на состояния, связанные с расстройствами сознания (оглушение, делирий, онейроид, сумеречные состояния). Иногда в памяти остаются отдельные фрагменты психоза, что может быть причиной образования резидуального бреда.
Ретардированная амнезия – в отличие от конградной возникает не сразу, а спустя какой-то срок (от одного дня до недели). Больной после выхода из психоза способен рассказать о том, что с ним происходило, но спустя некоторое время зыбывает даже о том, что он уже рассказывал.
Палимпсест – запамятование отдельных событий и деталей своего поведения, возникающее в период алкогольного опьянения. Общий ход событий сохраняется в памяти. По мере нарастания симптомов алкоголизма палимпсест сменяется алкогольной амнезией (забывается все, что было в период опьянения).