Нервно- мышечные нарушения органов речи.

Нарушения нормальной подвижности губ и щек наблюдаются обычно в результате паралича лицевого нерва. Одной из причин поражения лицевого

нерва является воспаление среднего уха, так как лицевой нерв проходит по костному каналу в непосредственной близости от барабанной полости. Из других причин паралича лицевого нерва следует отметить механические повреждения и гриппозную инфекцию, в развитии которой большую роль играет охлаждение («простуда»). В некоторых случаях паралич лицевого нерва может являться одним из проявлений сложных органических поражений центральной нервной системы (например, кровоизлияния,

опухоли).

Паралич лицевого нерва, как правило, бывает односторонним. Лицо при этом становится асимметричным: на стороне, соответствующей пораженному нерву, не закрывается глаз, не поднимается бровь, угол рта и щека опущены книзу, отведение губ и оскаливание зубов невозможны, весь рот перетянут на противоположную сторону. Попытки надуть щеки или издать свист не удаются, так как губы на стороне поражения не смыкаются и воздух свободно выходит через широкую щель. При параличе лицевого нерва отмечается нарушение произношения губных согласных и лабиализованных гласных. В большинстве случаев паралич лицевого нерва носит временный

характер и при соответствующем лечении (электризация, медикаментозная терапия) подвижность полностью восстанавливается. Иногда паралич оказывается стойким, но и в этих случаях путем сочетания физиотерапии, лечебной физкультуры и логопедических упражнений удается достичь значительной компенсации. Нарушение движений языка может возникнуть в результате паралича подъязычного нерва. Причины такого паралича различны: травма, сдавление нерва опухолью, инфекционные болезни (грипп, ангина), заболевания центральной нервной системы. Паралич подъязычного нерва чаще бывает односторонним. Язык при высовывании отклоняется в здоровую сторону, все движения языка на стороне поражения затруднены; парализованная половина языка постепенно уменьшается в размерах вследствие наступающей мышечной атрофии.

Расстройства речи выражены обычно нечетко, проявляются в форме нарушения произношения язычных согласных и устраняются логопедическими приемами. Параличи и парезы гортанных мышц в детском возрасте наблюдаются сравнительно редко. Они могут быть центрального и периферического происхождения. Центральные параличи возникают при поражениях того или иного отдела головного мозга (коры, моста, продолговатого мозга). Периферические параличи развиваются вследствие инфекционных поражений (ревматических, дифтерийных, тифозных) или травматических повреждений нижнегортанного (возвратного) нерва и его ветвей. Иногда паралич и парезы гортанных мышц наступают в результате сдавления нервных волокон увеличенными бронхиальными и шейными лимфатическими узлами, увеличенной щитовидной железой, опухолью пищевода. Если в процесс вовлечен весь нерв, то страдает функция всех внутренних мышц соответствующей половины гортани, как суживающих, так и расширяющих голосовую щель. Истинная голосовая связка принимает

полуоткрытое положение, не изменяющееся при фонации и дыхании. В результате несмыкания истинных голосовых связок при фонации происходит

утечка воздуха через несомкнутую голосовую щель, голосообразование резко

нарушается, возникает афония, т.е. становится возможной только шепотная

речь. Однако при односторонних параличах возвратного нерва часто постепенно наступает компенсация голосовой функции: другая голосовая вязка при фонации заходит за среднюю линию и образует смыкание с парализованной связкой. В этих случаях афония проходит, но голос бывает

слабым и глухим вследствие недостаточного напряжения парализованной связки.

При двустороннем параличе возвратного нерва наступает полная афония, так как связки не могут сомкнуться. В случае поражения отдельных ветвей возвратного нерва страдает функция лишь тех мышц, которые иннервируются этими ветвями. При параличе внутренней щиточерпаловидной мышцы, составляющей основу истинной голосовой связки, напряжение последней становится невозможным. При двустороннем параличе голосовая щель во время фонации зияет, голос делается хриплым, иногда беззвучным. При поражении черпаловидной (поперечной) мышцы образуется треугольная щель в заднем отделе гортани. Иногда обе эти формы паралича возникают одновременно.

Голосовая щель в этих случаях приобретает форму песочных часов, голос

становится хриплым, само голосообразование требует большего напряжения.

При стойких двусторонних параличах истинных голосовых связок, сопровождающихся их несмыканием, в ряде случаев развивается компенсаторная функция ложных голосовых связок, которые начинают смыкаться. Однако образующийся при этом голос бывает обычно хриплым и

малозвучным.

Паралич мышцы, расширяющей голосовую щель (задней, или перстнечерпаловидной мышцы), приводит к неподвижности соответствующей половины гортани. Истинная голосовая связка при дыхании остается в срединном положении, как при фонации. Односторонний паралич сравнительно мало отражается на голосообразовании, так как непораженная связка при фонации подходит к парализованной и плотно с ней смыкается. Однако дыхание, в особенности при физических напряжениях, может оказаться затруднительным, так как просвет гортани наполовину сужен. Двусторонний паралич расширителей гортани может повести к резкому нарушению дыхания и даже удушению вследствие того, что голосовая щель не раскрывается и не пропускает достаточного количества воздуха.

Вопросы для самопроверки

1. Опишите признаки открытой и закрытой гнусавости.

2. Опишите дефекты губ и неба.

3. В чем чаще всего проявляются дефекты челюстей и зубов?

4. В чем особенность ангины?

5. Опишите признаки, характеризующие хронический тонзиллит.

6. Каково влияние аденоидов на дыхательную функцию и мозговое кровообращение?

7. Разграничьте понятия «острый ларингит», «хронический ларингит».

8. Опишите стеноз гортани.

9. Опишите расстройства речи при параличе лицевого нерва.

10. Опишите нарушения речи при параличе возвратного нерва.

Список литературы

1. Нейман Л.В. Анатомия, физиология, патология органов зрения, слуха и речи -М.:,2010

2. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология, патология органов зрения, слуха и речи -М.: Владос, 2001

3. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д. А. . Возрастная физиология и школьная гигиена. -М.: Просвещение

4. Резник Л.В. Анатомия, физиология, патология органов зрения, слуха и речи - Электронное пособие Павлодар: ПГПИ,2012

5. Резник Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи: Электронный практикум.-Павлодар: ПГПИ,2012

6. Резник Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи: Практикум.-Павлодар: ПГПИ,2012

7. Сапин М.Р., Билич Г.П. Анатомия человека. -М: Высшая школа,

8. Липченко В.Я., Самусев Р.П. Атлас нормальной анатомии человека. -М.,

9. Бадалян Л.О. Невропатология -М.: Академа, 2001

10. Дядя Г.И., Осипова О.В. Пропедевтика детских болезней, -М.: Эксмо, 2006

11. Бисярина В.П. Детские болезни с уходом за детьми и анатомо-физиологическими особенностями детского возраста. -М.:Медицина,

Интернет ресурсы

1.Электронная библиотека портала «Аудитория»: Российское образование – 2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www. auditorium. ru

2.Электронная библиотека портала «Особый ребенок»: [Электронный ресурс].- Режим доступа: http: // www. osobyirebenok. ru

3.Библиотека Института психологии и психотерапии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyinst.ru/library.php?part=articles&p=81

4.Речевой центр Логопед-плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.logopedplus.org/articles/

5.Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина Факультет дефектологии и социальной работы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lengu.ru/pages/faccpp.php

Наши рекомендации