Дополнительные методы исследования кожи.
Существует ряд специальных дерматологических методов обследования:
· метод послойного поскабливания (гратаж) используют при поражениях кожи, характеризующихся шелушением;
· при туберкулезе используют метод диаскопии – надавливания на элементы сыпи предметным стеклом для выявления диагностического феномена «яблочного желе»;
· метод просветления – использование протирания очага 5% уксусной кислотой, может быть полезен для выявления мелких генитальных бородавок и т.д.
Для установления дерматологического диагноза часто требуются дополнительные исследования,включающие:
· эпикутанные и интракутанные кожные тесты при аллергических состояниях;
· микологические, бактериологические, вирусологические, серологические тесты при дерматозах, вызванных микроорганизмами;
· иммунофлюоресцентные тесты при аутоиммунных заболеваниях;
· проктологическое исследование при анальных симптомах;
· биохимические анализы;
· рентгенологическое исследование, анализы крови и мочи;
· ультразвуковое исследование кожи;
· гистологическое исследование. Гистологическим исследованием кожи может быть подтвержден или исключен предположительный дерматологический диагноз. Некоторые дерматозы требуют гистологических исследований для определения стадии заболевания (грибовидный микоз) или глубины опухоли, что имеет большое значение для прогноза и последующего лечения. Выбор места биопсии имеет важное значение для последующего гистологического исследования. Важно выбрать типичный элемент, наиболее диагностически ценный. Для этого больше всего подходят свежие первичные элементы. При диссеминированных высыпаниях следует выбрать очаг, удаление которого приведет к наименьшим косметическим и функциональным дефектам. При взятии биопсии следует помнить о возможности развития на месте удаленного очага келоидного рубца, особенно если биопсия берется с элемента в области шеи и грудины. Процедура биопсии проводится под местной анестезией. Маленький элемент удаляют полностью. У более крупного обычно удаляют периферическую часть вместе с краем окружающей нормальной кожи. Для диагностики большинства заболеваний кожи материал для исследования может быть получен путем пункционной биопсии диаметром от 2 до 8 мм (обычно 4 мм).
· Электронная микроскопия кожи показана реже, но очень помогает при диагностике редких заболеваний – разновидностей буллезного эпидермолиза и др.
· УЗИ кожи в настоящее время является высокоинформативным диагностическим методом оценки состояния кожных покровов ребенка.
7. Контрольные вопросы для подготовки к занятию.
1) Из каких слоев состоит кожа?
2) Назовите функции кожи.
3) Перечислите анатомо-физиологические особенности кожи в различные возрастные периоды.
4) Укажите основные симптомы кожных заболеваний.
5) Перечислите первичные морфологические элементы.
6) Перечислите вторичные морфологические элементы.
7) Особенности сбора анамнеза у пациентов с заболеваниями кожи.
8) Особенности осмотра ребенка с кожным заболеванием.
9) Какие дополнительные методы исследования используются при заболеваниях кожи?
10) Назовите пробы, проводимые для оценки состояния кровеносных сосудов.
¨Тестовые задания.
1. Ткань, представляющая сосочковый слой дермы:
а) жировая;
б) мышечная;
в) плотная оформленная соединительная ткань;
*г) рыхлая оформленная соединительная ткань;
2. Клетки, синтезирующие меланин:
а) кератиноциты;
б) тучные клетки;
в) фибробласты;
*г) пигментные;
3. В состав дермы входит:
*а) сосочковый слой;
б) зернистый слой;
в) роговой слой;
г) блестящий слой;
4. Какая структура входит в состав кожи:
а) энтодерма;
б) мезодерма;
*в) эпидермис;
г) эктодерма;
5. В клетках какого слоя эпидермиса содержится элеидин:
а) базальный;
б) зернистый;
*в) блестящий;
г) шиповатый;
6. Какие слои эпидермиса называют ростковым:
а) базальный и роговой;
б) зернистый и шиповатый;
в) блестящий и базальный;
*г) шиповатый и базальный;
7. К вторичным морфологическим элементам кожной сыпи относится:
а) пятно;
б) гнойничок;
*в) язва;
г) бугорок;
8. Содержание самостоятельной работы.
В рамках самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы при подготовке к данной теме студент должен:
- повторить основные теоретические основы базового ядра знаний по теме «Основные симптомы при поражении кожи у детей» из разделов дисциплин – анатомия и гистология;
- отработать практические навыки по сбору анамнеза у больного с поражением кожи;
- студент должен уметь выявлять различные изменения на кожных покровах ребенка;
В качестве алгоритма целевой деятельности студента по выполнению заданий следует предусмотреть:
- самостоятельную работу с методическими разработками по данной теме;
- использование материалов, в т.ч. конспектов лекций и учебников по другим дисциплинам (анатомия, гистология);
- самостоятельную работу у постели больного.