Рубежный контроль коллоквиум по кредитам в виде тестирования и устного опроса
СИЛЛАБУС
По дисциплине - Коммуникативные навыки-2 КN- 2 3221
Для специальности - «Общая медицина» - 051301
Кафедра: коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии
Курс – второй Семестр – третий
Лекции 0 часов
Практические
(семинарские) занятия 18 часов
Самостоятельная
работа студентов под руководством
преподавателя (СРСП) 18 часов
Всего аудиторных 36 часов
Внеаудиторная самостоятельная
работа студентов (СРС)
18 часов
Форма контроля: диф. зачет
Алматы, 2012г.
Силлабус разработан в соответствии с Рабочей программой, составленной профессором М.А.Асимовым, преп. Переборовой Ю.В.
Обсужден и утвержден на заседании кафедры: коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии.
«____» __________2012г. протокол № _____
Зав. кафедрой д.м.н., проф. М.А. Асимов
1.Общие сведения:
1.1.Наименование вуза:Казахский Национальный Медицинский Университет им. С.Д. Асфендиярова
1.2. Кафедра: коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии
1.3. Дисциплина, код дисциплины: Коммуникативные навыки-2 KN 23221
1.4. Специальность: 051301 - «Общая медицина»
1.5. Объем учебных часов - 54 ч.
1.6. Курс и семестр изучения: второй курс, семестр третий
1.7. Сведения о преподавателях
№ | Ф.И.О. | Должность | степень |
Асимов Марат Абубакриевич | профессор | д.м.н | |
Изатова Айгуль Есенгалиевна | д.м.н. | ||
Кожамжарова Куляш Омирзаковна | ст. преподаватель | ||
Алибаева Рауан Нургалиевна | ст. преподаватель | ||
Марданова Шолпан Сапаровна | ст. преподаватель | ||
Шайхина Еркетай Тлектесовна | ст. преподаватель | ||
Даулетбакова Алма Шакировна | ассистент | ||
Дощанов Даурен Хизатович | ассистент | ||
Куржангулова Асем Максеновна | ассистент | ||
Курбанова Анастасия Олеговна | ассистент | ||
Ерденбекова Анар Айдаровна | ассистент | ||
Кудайбергенова Айжан Жаканбаевна | преподаватель | ||
Мадалиева Сания Хакимовна | преподаватель | ||
Переборова Юлия Владимировна | преподаватель | ||
Махамбетова Жамиля Таргыновна | преподаватель |
1.8. Контактная информация:
Адрес: Улица Толе – би анатомический корпус, цокольный этаж, ауд. №3
e-mail comnav ucose kz
1.9. Политика учебной дисциплины.
Общие требования, предъявляемые к студентам:
1. Студент обязан посещать все занятия по расписанию.
2. Студент должен выполнять все условия текущего, рубежного и итогового контролей.
3. В конце изучения дисциплины студент должен сдать дифференцированный зачет.
4. Наличие чистого, белого халата.
5. Во время занятия выключить мобильный телефон.
Штрафные меры к студентам:
- В случае наличия двух и более пропусков занятий, а также не выполнении всего объема СРС студент не допускается к сдаче дифференцированного зачета.
2. Программа:
Введение
Коммуникативные навыки рассматриваются как основная и общая для всех медицинских специальностей клиническая компетенция, неотъемлемая часть непрерывного профессионального развития и являются важными для формирования и поддержки взаимоотношений врача с пациентом, сбора и обмена информацией, принятия решений, а также взаимодействия с коллегами и другими специалистами, вовлеченными в оказание медицинской и социальной помощи. Эффективное общение врача и пациента способствует пониманию пациентом назначенного лечения, что позволяет улучшить комплайенс (удовлетворенность пациентов) и состояние здоровья пациентов.
Эффективные коммуникативные навыки предусматривают хорошие взаимоотношения с окружающими и повышение удовлетворенности пациента.
Коммуникативная компетентность требует постоянного развития навыков общения и непрерывного улучшения приобретенных навыков в процессе дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.
Программа дисциплины «Коммуникативные навыки-2» направлена на усовершенствование основных принципов эффективного общения врача с пациентом, членами его семьи, коллегами.
2.2. Цель дисциплины: привитие и совершенствование коммуникативных навыков, необходимых для эффективного общения врача с пациентами, родственниками пациентов и коллегами в различных ситуациях.
2.3. Задачи дисциплины:
· совершенствование навыков эффективной коммуникации с различными больными;
· формирование и развитие навыков работы в команде коллег, среднего и младшего медицинского персонала;
· формирование и развитие навыков работы с неизлечимыми больными;
· формирование мотивации на повышение собственной компетентности в области межличностных коммуникаций.
2.4. Конечные результаты обучения:
Студент должен:
Знать:
- понятия о коммуникативной культуре врача и о коммуникативной культуре;
- понятия о медицинской этике;
- этические аспекты взаимоотношений между врачом и пациентом, врачом и коллегами;
- влияние религии, социального положения, культуральных различий, физических и умственных ограничений пациента на оказание медицинской помощи;
- права пациента;
- этические проблемы умирания, реанимации и смерти, понятие об эвтаназии;
- основные правила сообщения печальных новостей;
Уметь:
- применять коммуникативные навыки при консультации пациента вне зависимости от его веры, социального положения, культуральных различий, физических и умственных ограничений;
- соблюдать принципы конфиденциальности медицинского интервью;
- сообщить печальную новость (в ролевой игре);
- понимать важность непрерывного совершенствования навыков общения в профессиональной деятельности врача
Владеть навыками:
· применения эффективных подходов к построению взаимоотношений между врачом и пациентом, врачом и коллегой;
· непрерывного совершенствования коммуникативной компетентности.
2.5. Пререквизиты и постреквизиты дисциплины:
2.6. Пререквизиты дисциплины:коммуникативные навыки-1, введение в клинику-1, основы психологии.
Постреквизиты дисциплины:общая врачебная практика,пропедевтика внутренних болезней, внутренние болезни, хирургические болезни, акушерство и гинекология, детские болезни, неврология, психиатрия, наркология, скорая неотложная медицинская помощь.
2.7. Краткое содержание дисциплины:
Понятия коммуникативная культура личности и врача, коммуникативная способность, коммуникативная компетентность. Профессиональная культура врача.
Медицинская этика: определение, основные принципы и понятия. Значение медицинской этики для медицинской практики.
Этические аспекты взаимоотношений врача и пациента. Подходы к решению этических проблем в различных клинических ситуациях.
Этика, религия, медицина. Влияние социального положения, культуральных различий, религии, умственных и физических ограничений на оказание медицинской помощи.
Консультация пациента. Профессионально важные умения, роль коммуникативных навыков в системе врач — пациент. Выявление явных и скрытых потребностей и опасений клиента
2.8. Тематический план практических занятий, самостоятельной работы студентов
№ | Тема занятия | Оцениваемые компетенции | |||||
Знания | Практические навыки | Коммуникативные навыки | Правовая компетенция | Саморазвитие | |||
Медицинская этика, понятие, принципы, значимость в медицинской практике. Этические аспекты взаимоотношений врача и пациента. Этические аспекты взаимоотношений врача с коллегами (врач-врач, врач-ср. мед. персонал, врач-млад. мед.персонал) | Знания о: -коммуникативной культуре; -коммуникативной способности; коммуникативной компетентности врача. | Умение устанавливать контакт между врачом и пациентом | Умение: - презентовать себя; -представиться; -производить благоприятное впечатление. | Закон РК «Об охране здоровья граждан» Гл. 5. Права и обязанности мед. работника при оказании мед. помощи | Коммуникативные способности, определение коммуникативной компетентности врача. | ||
Приверженность пациента к лечению. Комплайенс пациента. | Знать: -о роли и ответственности врача в повышении приверженности больного лечению; - Права пациента. | Составление совместно с пациентом плана его лечения, получение его согласия на лечение | - улавливание вербальных и невербальных сигналов собеседника (пациента) -Навык правильного информирования и инструктирования пациента в доступной форме при проведении процедуры | Закон РК «Об охране здоровья граждан» Гл. 3. Права и обязанности граждан, иностранцев и лиц без гражданства в области охраны здоровья Ст. 11. Права граждан на мед. помощь | Коммуникативные способности, определение коммуникативной компетентности врача. | ||
Этические проблемы умирания, реанимации и смерти. | Знать: -об этических проблемах умирания, реанимации и смерти | Научить студентов бережному отношению к правам пациента. | -подстраиваться к контакту с пациентом по позе, жестам, интонации, тембру голоса и. т.д. -выслушивать пациента до конца и полностью, проявляя сочувствие и интерес к пациенту; - Навык проявлять эмпатию; -вербальная и невербальная поддержка собеседника (пациента) (телесная коммуникация). | Основные законодательные акты в области охраны окружающей среды, охраны здоровья населения РК, в особенности детского населения, беременных женщин, подростков, в т.ч. в зонах экологического неблагополучия. | Неизлечимые больные, паллиативный уход, понятие об эвтаназии, тактика врача | ||
Основы конструктивной критики. | Знать: определение понятию «критика». - о конструктивной критике видах, формах. | Научить студентов бережному отношению к пациенту во время критики | - аргументировать свою точку зрения, используя интересные факты и источники информации; - критиковать действия, а не личность в рамках уважительного отношения и интонации; - давать сбалансированную обратную связь (что делает хорошо подчиненный, что нужно улучшить) | Гл. 2. Ст. 7-1. Компетенция государственного органа по контролю в сфере оказания мед. услуг. | Основы конструктивной критики. | ||
Сообщение печальных новостей больному, его семье или родственникам больного. | Знать: что входит в круг понятий о печальных новостях | Умение: правильно, эффективно и менее травматичное донести до пациента, его родственников печальную новость. | оказывать психологическую поддержку по вопросам здоровья пациента, проявлять симпатию к пациенту; | Гл. 5. Медицинская деятельность . Ст 23. Специализированная мед. помощь. Ст. 24. Высокоспециализированная мед. помощь. Ст. 25. Востановительное лечение и медицинская реабилитация. | Неизлечимые больные, паллиативный уход, понятие об эвтаназии, тактика врача | ||
Неизлечимые больные, паллиативный уход, понятие об эвтаназии. | Знания о: - неизлечимых больных; -паллиативном уходе;- об эвтаназии;-тактике врача. | Умение: правильно, эффективно и менее травматичное донести до пациента, его родственников печальную новость. | Эмпатия. Понимание очевидной эмоциональной и физической слабости собеседника (пациента) | Закон «Об охране здоровья граждан» Гл. 5. Права и обязанности мед. работника при оказании мед. помощи | Неизлечимые больные, паллиативный уход, понятие об эвтаназии, тактика врача Неизлечимые больные, паллиативный уход, понятие об эвтаназии, тактика врача Неизлечимые больные, паллиативный уход, понятие об эвтаназии, тактика врача | ||
Понятие о конфликте, теории конфликтологии. | Знать: формирование у студентов знаний о конфликтах, структуре, способах их разрешения. | умения конструктивно разрешать конфликтные ситуации. | Умение: - беспристрастно анализировать ситуацию; - рассматривать ситуацию с точки зрения оппонента; - уважать противоположную точку зрения , не проявляя негативного невербального проявления | Гл. 10. Права и обязанности мед. и фармацевтических работников Ст. 51. Права и обязанности мед. и фармацевтических работников | План организации и работы школы хронических больных (по выбору – астма-школа, кардиошкола, школа диабета и др.) | ||
Факторы возникновения конфликтов в медицинском коллективе и пути их разрешения. | -факторы возникновения конфликтов в медицинском коллективе; -способы их разрешения. | Применять на практики эффективные модели взаимодействия между пациентом и врачом | Умение: - беспристрастно анализировать ситуацию; - рассматривать ситуацию с точки зрения оппонента; - уважать противоположную точку зрения , не проявляя негативного невербального проявления | Гл. 10. Права и обязанности мед. и фармацевтических работников Ст.52. Трудовые отношения работников организации здравоохранения | Факторы возникновения конфликтов в медицинском коллективе и пути их разрешения. | ||
Эффективная коммуникация как способ мотивации среднего и младшего медицинского персонала. Навыки презентации медицинских услуг | Знать о: способах эффективной коммуникации. | Применять на практики эффективные модели взаимодействия между «врачом-медсестрой», «врачом-санитаркой» | -уверенность в собственном профессионализме; - находить диффиринцированные стимулы к работе для каждого конкретного сотрудника; -повышать авторитет (личностный, коллектива, организации); | Кодекс Р.К. «О здоровье народа и системе здравоохранения» ГЛ. 31. Права и обязанности, трудовые отношения. Кодекс чести мед. и фарм. работников | Методы диагностики и развития коммуникатиной компетентности. | ||
Тематический план практических занятий
№ | Тема | Форма проведения занятия | Количество Часов |
Медицинская этика, понятие, принципы, значимость в медицинской практике. Этические аспекты взаимоотношений врача и пациента. Этические аспекты взаимоотношений врача с коллегами (врач-врач, врач-ср. мед. персонал, врач-млад. мед.персонал) | моделирования консультаций с симулированными и/или реальными пациентами под наблюдением преподавателя, решения ситуационных задач, работа в малых группах, демонстрация видеозаписей медицинского интервью | ||
Приверженность пациента к лечению. Комплайенс пациента. | моделирования консультаций с симулированными и/или реальными пациентами под наблюдением преподавателя, решения ситуационных задач, работа в малых группах, демонстрация видеозаписей медицинского интервью | ||
Этические проблемы умирания, реанимации и смерти. | моделирования консультаций с симулированными и/или реальными пациентами под наблюдением преподавателя, решения ситуационных задач, работа в малых группах, демонстрация видеозаписей медицинского интервью | ||
Основы конструктивной критики. | моделирования консультаций с симулированными и/или реальными пациентами под наблюдением преподавателя, решения ситуационных задач, работа в малых группах, демонстрация видеозаписей медицинского интервью | ||
Сообщение печальных новостей больному, его семье или родственникам больного. | моделирования консультаций с симулированными и/или реальными пациентами под наблюдением преподавателя, решения ситуационных задач, работа в малых группах, демонстрация видеозаписей медицинского интервью | ||
Неизлечимые больные, паллиативный уход, понятие об эвтаназии | моделирования консультаций с симулированными и/или реальными пациентами под наблюдением преподавателя, решения ситуационных задач, работа в малых группах, демонстрация видеозаписей медицинского интервью | ||
Понятие о конфликте, теории конфликтологии. | моделирования консультаций с симулированными и/или реальными пациентами под наблюдением преподавателя, решения ситуационных задач, работа в малых группах, демонстрация видеозаписей медицинского интервью | ||
Факторы возникновения конфликтов в медицинском коллективе и пути их разрешения. | моделирования консультаций с симулированными и/или реальными пациентами под наблюдением преподавателя, решения ситуационных задач, работа в малых группах, демонстрация видеозаписей медицинского интервью | ||
Эффективная коммуникация как способ мотивации среднего и младшего медицинского персонала. Навыки презентации медицинских услуг. | моделирования консультаций с симулированными и/или реальными пациентами под наблюдением преподавателя, решения ситуационных задач, работа в малых группах, демонстрация видеозаписей медицинского интервью | ||
Рубежный контроль | |||
Всего часов |
Тематический план самостоятельной работы студентов с преподавателем
№ | Темы | Форма проведения занятия | Количество Часов |
1. | Коммуникативная культура врача | Работа с литературой, интернет-ресурсами, учебными и научными материалами на электронных носителях. Составление глоссария. Составление опорно-логических схем, опорных конспектов | |
2. | Коммуникативная компетентность, коммуникативные способности врача. | Работа с литературой, интернет-ресурсами, учебными и научными материалами на электронных носителях. Составление глоссария. Составление опорно-логических схем, опорных конспектов | |
3. | Пути повышения приверженности больного лечению. Роль и ответственность врача в повышении приверженности больного лечению. | Подготовка докладов, рефератов, презентаций, информационных сообщений по одной из выбранных тем. | |
4. | Профессиональная деформация врача. | Подготовка докладов, рефератов, презентаций, информационных сообщений по одной из выбранных тем. | |
5. | Основы конструктивной критики. | Подготовка докладов, рефератов, презентаций, информационных сообщений по одной из выбранных тем. | |
6. | Неизлечимые больные, паллиативный уход, понятие об эвтаназии, тактика врача | Подготовка докладов, рефератов, презентаций, информационных сообщений по одной из выбранных тем. | |
План организации и работы школы хронических больных (по выбору – астма-школа, кардиошкола, школа диабета и др.) | Подготовка докладов, рефератов, презентаций, информационных сообщений по одной из выбранных тем. | ||
Факторы возникновения конфликтов в медицинском коллективе и пути их разрешения. | Подготовка докладов, рефератов, презентаций, информационных сообщений по одной из выбранных тем. | ||
Удовлетворенность пациента как главная цель коммуникативной компетенции врача. Обратная связь с пациентом. | Подготовка докладов, рефератов, презентаций, информационных сообщений по одной из выбранных тем. | ||
Итого часов |
Тематический план самостоятельной работы студентов
№ | Темы | Форма проведения занятия | Количество Часов |
1. | Коммуникативные способности, определение коммуникативной компетентности врача. | Работа с литературой, интернет-ресурсами, учебными и научными материалами на электронных носителях. Составление глоссария. Составление опорно-логических схем, опорных конспектов | |
2. | Методы диагностики и развития коммуникатиной компетентности. | Работа с литературой, интернет-ресурсами, учебными и научными материалами на электронных носителях. Составление глоссария. Составление опорно-логических схем, опорных конспектов | |
3. | Пути повышения приверженности больного лечению. Роль и ответственность врача в повышении приверженности больного лечению. | Подготовка докладов, рефератов, презентаций, информационных сообщений по одной из выбранных тем. | |
4. | Профессиональная деформация врача. | Подготовка докладов, рефератов, презентаций, информационных сообщений по одной из выбранных тем. | |
5. | Основы конструктивной критики. | Подготовка докладов, рефератов, презентаций, информационных сообщений по одной из выбранных тем. | |
6. | Неизлечимые больные, паллиативный уход, понятие об эвтаназии, тактика врача | Подготовка докладов, рефератов, презентаций, информационных сообщений по одной из выбранных тем. | |
План организации и работы школы хронических больных (по выбору – астма-школа, кардиошкола, школа диабета и др.) | Подготовка докладов, рефератов, презентаций, информационных сообщений по одной из выбранных тем. | ||
Факторы возникновения конфликтов в медицинском коллективе и пути их разрешения. | Подготовка докладов, рефератов, презентаций, информационных сообщений по одной из выбранных тем. | ||
Удовлетворенность пациента как главная цель коммуникативной компетенции врача. Обратная связь с пациентом. | Подготовка докладов, рефератов, презентаций, информационных сообщений по одной из выбранных тем. | ||
Итого часов |
2.9. Список рекомендуемой литературы:
На русском языке:
Основная:
- Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб. Питер, 2001 г.
- Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. Национальная медицинская библиотека. Питер, 2004.
Дополнительная:
- Соложенкин В.В. Психологические аспекты врачебной деятельности. М., 1997.
- Рогов Е.И. Психология общения. Гуманитарный издательский центр «Владос», М., 2004.
На английском языке:
Основная:
1. Kurtz, Silverman, Drapets. Teaching and Learning Communication skills in Medicine. – 2-nd Edition, 2004
Дополнительная:
1. Lloyd and Bor. Communication skills for medicine. – Edinburgh London N-Y Oxford, 2004.
2.10. Методы обучения и преподавания:
· Практические занятия: устный опрос, демонстрация видеозаписей медицинского интервью для обсуждения, анализа и оценки различных примеров коммуникаций врача с пациентом (примеры правильного и неправильного общения с пациентом), ролевые игры, моделируемые консультации: коммуникативное общение друг с другом (студент-студент), с симулированными и/или реальными пациентами под наблюдением преподавателя, обратная связь со студентами, дискуссии, работа в малых группах, презентации малых групп, решение тестовых заданий.
· Проблемно-ориентированное обучение в интеграции с другими дисциплинами.
· Самостоятельная работа студентов: работа с учебной и дополнительной литературой; с электронной базой данных; самостоятельное решение тестовых заданий, подготовка рефератов, видеозапись студентами собственных интервью и/или подбор видео–аудио записей коммуникаций фармацевта с пациентом, которые могут быть использованы как основа для самооценки и обсуждения в группе; ведение дневника с записями о приобретаемых коммуникативных навыках, описание своего индивидуального отношения и размышления по каждой пройденной теме; написание сценариев для ролевых игр; консультации с преподавателем по темам для самостоятельного изучения.
- Оценка знаний:
Текущий контроль:решение тестовых заданий, обратная связь с группой, симулированным и/или реальным пациентом и преподавателем.
Рубежный контроль: решение тестовых заданий и оценка коммуникативных навыков студента через прямое наблюдение преподавателем с помощью оценочного листа.
Итоговый контроль:экзамен, включающий тестирование и оценку коммуникативных навыков студента через прямое наблюдение преподавателем с помощью оценочного листа.
Оборудование и оснащение
Оборудование: учебные аудитории и клинические базы, оснащенные техническими средствами обучения (ТСО), видеоаппаратурой для просмотра видеозаписей, компьютером, мультимедийным проектором, экраном.
Оснащение: учебно-методическая литература, видеозаписи, слайды, флип-чарты, электронная база данных.
Критерии и правила оценки знаний:
Шкала системы знаний, умений и навыков студентов.
Оценки по буквенной системе | Цифровой эквивалент баллов | Процентное содержание | Оценка по традиционной системе |
А А- | 4,0 3,67 | 95-100 90-94 | Отлично |
В+ В В- | 3,33 3,0 2,67 | 85-89 80-84 75-79 | Хорошо |
С+ С С- Д+ Д | 2,33 2,0 1,67 1,33 1,0 | 70-74 65-69 60-64 55-59 50-54 | Удовлетворительно |
F | 0-49 | Неудовлетворительно |
Контроль и оценка результатов обученияпроводится согласно унифицированной методике рейтинга и включает текущий и итоговый контроль.
Текущий контроль проводится ежедневно в ходе каждого занятия с занесением оценки в учебный журнал соответственно дням расписания предусмотренным, для изучения кредита. Контроль знаний проводится с использованием тестов и контрольных вопросов для исходного и заключительного контроля знаний, разработанных для каждого занятия по изучаемым темам. Также оценивается самостоятельная работа студента с литературой по темам, предусмотренным рабочей программой.
Э х 0,4
Далее высчитывается итоговая оценка по формуле:
I = R х 0,6 + E х 0,4
(выставляется в ведомости и зачетную книжку по балльно-рейтинговой буквенной системе контроля)
СИЛЛАБУС
По дисциплине - Коммуникативные навыки-2 КN- 2 3221
Для специальности - «Общая медицина» - 051301
Кафедра: коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии
Курс – второй Семестр – третий
Лекции 0 часов
Практические
(семинарские) занятия 18 часов
Самостоятельная
работа студентов под руководством
преподавателя (СРСП) 18 часов
Всего аудиторных 36 часов
Внеаудиторная самостоятельная
работа студентов (СРС)
18 часов
Форма контроля: диф. зачет
Алматы, 2012г.
Силлабус разработан в соответствии с Рабочей программой, составленной профессором М.А.Асимовым, преп. Переборовой Ю.В.
Обсужден и утвержден на заседании кафедры: коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии.
«____» __________2012г. протокол № _____
Зав. кафедрой д.м.н., проф. М.А. Асимов
1.Общие сведения:
1.1.Наименование вуза:Казахский Национальный Медицинский Университет им. С.Д. Асфендиярова
1.2. Кафедра: коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии
1.3. Дисциплина, код дисциплины: Коммуникативные навыки-2 KN 23221
1.4. Специальность: 051301 - «Общая медицина»
1.5. Объем учебных часов - 54 ч.
1.6. Курс и семестр изучения: второй курс, семестр третий
1.7. Сведения о преподавателях
№ | Ф.И.О. | Должность | степень |
Асимов Марат Абубакриевич | профессор | д.м.н | |
Изатова Айгуль Есенгалиевна | д.м.н. | ||
Кожамжарова Куляш Омирзаковна | ст. преподаватель | ||
Алибаева Рауан Нургалиевна | ст. преподаватель | ||
Марданова Шолпан Сапаровна | ст. преподаватель | ||
Шайхина Еркетай Тлектесовна | ст. преподаватель | ||
Даулетбакова Алма Шакировна | ассистент | ||
Дощанов Даурен Хизатович | ассистент | ||
Куржангулова Асем Максеновна | ассистент | ||
Курбанова Анастасия Олеговна | ассистент | ||
Ерденбекова Анар Айдаровна | ассистент | ||
Кудайбергенова Айжан Жаканбаевна | преподаватель | ||
Мадалиева Сания Хакимовна | преподаватель | ||
Переборова Юлия Владимировна | преподаватель | ||
Махамбетова Жамиля Таргыновна | преподаватель |
1.8. Контактная информация:
Адрес: Улица Толе – би анатомический корпус, цокольный этаж, ауд. №3
e-mail comnav ucose kz
1.9. Политика учебной дисциплины.
Общие требования, предъявляемые к студентам:
1. Студент обязан посещать все занятия по расписанию.
2. Студент должен выполнять все условия текущего, рубежного и итогового контролей.
3. В конце изучения дисциплины студент должен сдать дифференцированный зачет.
4. Наличие чистого, белого халата.
5. Во время занятия выключить мобильный телефон.
Штрафные меры к студентам:
- В случае наличия двух и более пропусков занятий, а также не выполнении всего объема СРС студент не допускается к сдаче дифференцированного зачета.
2. Программа:
Введение
Коммуникативные навыки рассматриваются как основная и общая для всех медицинских специальностей клиническая компетенция, неотъемлемая часть непрерывного профессионального развития и являются важными для формирования и поддержки взаимоотношений врача с пациентом, сбора и обмена информацией, принятия решений, а также взаимодействия с коллегами и другими специалистами, вовлеченными в оказание медицинской и социальной помощи. Эффективное общение врача и пациента способствует пониманию пациентом назначенного лечения, что позволяет улучшить комплайенс (удовлетворенность пациентов) и состояние здоровья пациентов.
Эффективные коммуникативные навыки предусматривают хорошие взаимоотношения с окружающими и повышение удовлетворенности пациента.
Коммуникативная компетентность требует постоянного развития навыков общения и непрерывного улучшения приобретенных навыков в процессе дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.
Программа дисциплины «Коммуникативные навыки-2» направлена на усовершенствование основных принципов эффективного общения врача с пациентом, членами его семьи, коллегами.
2.2. Цель дисциплины: привитие и совершенствование коммуникативных навыков, необходимых для эффективного общения врача с пациентами, родственниками пациентов и коллегами в различных ситуациях.
2.3. Задачи дисциплины:
· совершенствование навыков эффективной коммуникации с различными больными;
· формирование и развитие навыков работы в команде коллег, среднего и младшего медицинского персонала;
· формирование и развитие навыков работы с неизлечимыми больными;
· формирование мотивации на повышение собственной компетентности в области межличностных коммуникаций.
2.4. Конечные результаты обучения:
Студент должен:
Знать:
- понятия о коммуникативной культуре врача и о коммуникативной культуре;
- понятия о медицинской этике;
- этические аспекты взаимоотношений между врачом и пациентом, врачом и коллегами;
- влияние религии, социального положения, культуральных различий, физических и умственных ограничений пациента на оказание медицинской помощи;
- права пациента;
- этические проблемы умирания, реанимации и смерти, понятие об эвтаназии;
- основные правила сообщения печальных новостей;
Уметь:
- применять коммуникативные навыки при консультации пациента вне зависимости от его веры, социального положения, культуральных различий, физических и умственных ограничений;
- соблюдать принципы конфиденциальности медицинского интервью;
- сообщить печальную новость (в ролевой игре);
- понимать важность непрерывного совершенствования навыков общения в профессиональной деятельности врача
Владеть навыками:
· применения эффективных подходов к построению взаимоотношений между врачом и пациентом, врачом и коллегой;
· непрерывного совершенствования коммуникативной компетентности.
2.5. Пререквизиты и постреквизиты дисциплины:
2.6. Пререквизиты дисциплины:коммуникативные навыки-1, введение в клинику-1, основы психологии.
Постреквизиты дисциплины:общая врачебная практика,пропедевтика внутренних болезней, внутренние болезни, хирургические болезни, акушерство и гинекология, детские болезни, неврология, психиатрия, наркология, скорая неотложная медицинская помощь.
2.7. Краткое содержание дисциплины:
Понятия коммуникативная культура личности и врача, коммуникативная способность, коммуникативная компетентность. Профессиональная культура врача.
Медицинская этика: определение, основные принципы и понятия. Значение медицинской этики для медицинской практики.
Этические аспекты взаимоотношений врача и пациента. Подходы к решению этических проблем в различных клинических ситуациях.
Этика, религия, медицина. Влияние социального положения, культуральных различий, религии, умственных и физических ограничений на оказание медицинской помощи.
Консультация пациента. Профессионально важные умения, роль коммуникативных навыков в системе врач — пациент. Выявление явных и скрытых потребностей и опасений клиента
2.8. Тематический план практических занятий, самостоятельной работы студентов
№ | Тема занятия | Оцениваемые компетенции | ||||
Знания | Практические навыки | Коммуникативные навыки | Правовая компетенция | Саморазвитие | ||
Медицинская этика, понятие, принципы, значимость в медицинской практике. Этические аспекты взаимоотношений врача и пациента. Этические аспекты взаимоотношений врача с коллегами (врач-врач, врач-ср. мед. персонал, врач-млад. мед.персонал) | Знания о: -коммуникативной культуре; -коммуникативной способности; коммуникативной компетентности врача. | Умение устанавливать контакт между врачом и пациентом | Умение: - презентовать себя; -представиться; -производить благоприятное впечатление. | Закон РК «Об охране здоровья < Наши рекомендации
|