Внутренняя картина болезни как компонент субъективного благополучия пациента

Наравне с приоритетными ценностями личности здоровью, безусловно, отводится главенствующая роль. По определению ВОЗ состояние здоровья определяется наличием полного физического, психического и социального благополучия. (Устав ВОЗ, 1946г.) Составной частью здоровья является внутренняя картина здоровья или субъективная оценка собственного здоровья: это представление о своём физическом состоянии, которое сопровождается определённым чувственным фоном. []

Выделяют три вида здоровья: физическое, психическое и социальное. В контексте данной дипломной работы нас интересуют все виды здоровья, поэтому целесообразным является раскрытие выше указанных понятий.

Физический компонент в здоровье человека обусловлен свойствами организма как сложной биологической системы, обладающей интегральными качествами, которыми не обладают отдельные ее составляющие элементы (клетки, ткани, органы, системы органов). [Тухтарова И.В., Биктимиров Т.З. Соматопсихология: Учебно-методическое пособие по курсу «Соматопсихология» – Ульяновск: УлГУ, 2005. C.81 ]

Психическое здоровье как компонент целостной системы здоровья человека это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием внутриличностных напряжений, болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей среды реакцию. []

Социальное здоровье находит отражение в следующих характеристиках: адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация к физической и общественной среде, культура потребления, альтруизм, эмпатия, ответственность перед другими, демократизм в поведении. [Тухтарова И.В., Биктимиров Т.З. Соматопсихология: Учебно-методическое пособие по курсу «Соматопсихология» – Ульяновск: УлГУ, 2005. С.84 всего 130 ]

Термины «здоровье» и «субъективное качество жизни» являются близкими понятиями. Здоровье есть один из компонентов субъективного качества жизни. В исследованиях Р.М. Шамионова показано, что личностная позиция в большей степени способствует формированию субъективного благополучия; ограничение субъектной позиции ведет к двум следствиям, касающимся субъективного благополучия: прямому, заключающемуся в снижении субъективного благополучия от сознания (рефлексии) неспособности проявления активности в широком контексте и косвенному, заключающемуся в неудовлетворенности результатами своей деятельности, отношений и т.п. В контексте выше сказанного можно предположить, что субъективное благополучие оперированных пациентов с аномалиями рефракции может быть обеспечено за счет своеобразного сочетания различных отношений, а также компонентов благополучия. Знания этих факторов поможет определить социально - психологические направления и средства целенаправленной работы клинических психологов в аспекте формирования субъективного благополучия пациентов офтальмологических клиник. [.

Наряду с понятие субъективной оценке здоровья используют понятие внутренней картины болезни. А.Р. Лурия в 1930 году предложил концепцию внутренней картины болезни, которая раскрывает суть данного понятия. Основной формой влияния заболевания на отношение человека к нему является эмоциональная реакция личности на сам факт заболевания и его последствия: астению, болезненные ощущения и нарушения общего самочувствия. Суть внутренней картины болезни, по мнению А.Р. Лурия, заключается в интеллектуальной интерпретации диагноза заболевания, когнитивной оценке его тяжести и прогноза и в формировании на этой основе эмоционального и поведенческого паттерна.

Р.А. Лурия продолжил развитие идей немецкого невропатолога A.Goldscheider «об аутопластической картине заболевания», определив «внутреннюю картину болезни» как совокупность ощущений, переживаний, представлений пациента о заболевании и лечении Внутренняя картина болезни, по мнению Лурия Р.А. (1977), находится в очень большой зависимости от личности больного, его общего культурного уровня, социальной среды и воспитания. [] В.Н. Мясищев рассматривал ВКБ как результат адаптации личности на условия жизни, продиктованные заболеванием [Психотерапия. Под редакцией Карвасарского Б.Д. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 544 c.].

Внутренняя картина болезни в существенной степени участвует в регуляции психической деятельности и поведения пациента. []. Внутренняя картина болезни занимает место «акцептора результатов», не только отражающего возникшие болезненные переживания, но и направляющего их дальнейшее развитие» [].

Внутренняя картина болезни отражает внутреннюю картину здоровья. Люди, которые чувствуют источник силы внутри себя, болеют реже, чем те, кто видит источник силы в других людях. Аутопластическая картина болезни зависит от сознания (осознания) заболевания. Сначала она складывается бессознательно и осознается частично. Срабатывает механизм «уход в болезнь», если человек использует болезнь, как вторичную выгоду. Например, подобный «уход в болезнь» наблюдается при нарушениях сердечной деятельности. У ответственного руководящего работника, который узнал о своей некомпетентности, развился сердечный приступ, и затем он закрылся этой болезнью как щитом, чтобы сохранить свой престиж.

В отечественной литературе проблема целостного рассмотрения личности и болезни поднималась в трудах таких врачей-интернистов, как М.Я. Мудров, С.П. Боткин, Г.А. Захарьин, Н.И. Пирогов и другие.

Внутренняя картина болезни – целостный, сложный и многомерный психологический феномен, отражающий особенности глубинных переживаний пациента в связи с болезнью. [Вассерман Л.И., Трифонова Е.А., Федорова В.Л. Внутренняя картина болезни в структуре качества жизни у больных с соматической патологией // Сибирский психологический журнал. – 2008. – № 27. – С. 67-71.]. «Личностный смысл» болезни может быть преградным (негативным), позитивным или конфликтным []. Негативный личностный смысл заключается в том, что в структуре личности пациента начинают преобладать психологические защиты, такие как, например, отрицание, приводящие к изменению степени осознанности угрожающего стимула. Причиной возникновения реакции отрицания служит непринятие действующего положения вещей, особенно, если у пациента ярко выражены проявления немотивированного страха и тревоги [].

Ситуация операционного лечения и последующее улучшение остроты зрения провоцируют изменение в субъективной картине мира человека, которая приводит в действие механизмы ресоциализации, возникающие через взаимосвязанные процессы дезадаптации и адаптации. Новая картина мира, возникшая вследствии улучшения остроты зрения предполагает отказ от прежде усвоенных норм, установок и паттернов поведения, однако, степень отказа зависит от ряда факторов - возможны разные варианты – от «фиксации» прежних норм без их изменения с блокированием любой новой информации до полного растворения в новой сложившейся социальной картине.

Таким образом, внутренняя картина болезни представляет собой интегральную многоуровневую систему личности больного, сформировавшуюся вследствие динамического психического отражения ее актуального состояния, включающую в себя такие компоненты как:

• знания;

• представления;

• оценки;

• эмоциональные реакции;

• чувства;

• мотивационные тенденции;

• поведенческие стратегии;

• механизмы защиты в связи с заболеванием. [Вассерман Л.И., Трифонова Е.А., Федорова В.Л. Внутренняя картина болезни в структуре качества жизни у больных с соматической патологией // Сибирский психологический журнал. – 2008. – № 27. – С. 67-71.,].

Таким образом, можно предположить, что характеристика изучаемой нами группы офтальмологических больных зависит от того, как они принимают проявления своего заболевания и настроены ли бороться с негативными тенденциями. Для лиц готовых к операционному лечению необходима оптимистичная оценка предстоящей операции, которая поможет снизить предоперационную фрустрацию и настроиться на положительный результат. Оптимистичное отношение к самому процессу операционного лечения будет способствовать успешной социально-психологической адаптации на послеоперационной стадии.

Выводы по 1 главе

Проведённый нами теоретико-методологический анализ субъективного благополучия как фактора социально психологической адаптации способствует более полному раскрытию проблемы исследования, так как ранее не было обнаружено исследований относительно субъективного благополучия лиц имеющих аномалии рефракции.

Исследования феномена субъективного благополучия появились в западной психологии более пятидесяти лет назад. Основу изучения заложил Н. Бредбёрн, который определил понятие личностного счастья-несчастья синонимом изучаемого в контексте данной дипломной работы феномена. Термин «субъективное благополучие» ввёл американский психолог А. Динер, определивший состояние удовлетворённости и переживание приятных и неприятных эмоций.

Проблемой социально-психологической адаптацией личности занимались Ж.Г. Сенокосов, Е.В. Таранов, Н.А. Ермоленко, Р.У. Исмагилов, И.К. Кряжева, Н.Н. Мельникова, А.А. Налчаджян, Г.Г. Овчинникова, В.С. Олейников, А.А. Реан и др. Наше понимание социально-психологической адаптации близко к мнению Д.В. Ольшанского, согласно которому социально-психологическая адаптация – это вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются их взаимные требования и ожидания. Важнейший компонент адаптации - согласование самооценки и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды.

В отечественной психологии понятие субъективного благополучия появилось относительно недавно и означает отношение человека к собственной жизни и происходящим в ней событиям. Таким образом, можно судить о том, что изучаемый нами феномен не является однозначным, вследствии того, что для отдельно взятого человека понятие удовлетворённости собственной жизнью определяется наличием конкретных, характерных только данной личности, компонентов. В контексте данной работы феномен субъективного благополучия рассматривается в совокупности биологических, социальных и психических составляющих. Благополучие является знаменателем не только духовно-нравственного здоровья личности, но и психического и соматического.

Теоретико-методологической основой работы явились работы Р.М. Шамионова, который рассматривал субъективное благополучие как понятие, выражающее собственное отношение человека к своей личности, жизни и процессам, имеющим важное значение для личности с точки зрения усвоенных нормативных представлений о внешней и внутренней среде и характеризующееся ощущением удовлетворенности. [Шамионов, P.M. Психология субъективного благополучия: (к разработке интегративиой концепции) / P.M. Шамионов // Мир психологии. — 2002,-№2.-С. 143-148.]

Наравне с понятием субъективного благополучия, популярностью пользуется интегративный термин «качество жизни», используемый медициной, социологией, психологией и другими науками. В широком смысле под качеством жизни понимают самовосприятие личности с точки зрения оценки своего жизненного пространства. Проблема качества жизни изучается позитивной психологией и одной из составляющих её является комфортные жизненные условия личности. Интерес к проблеме, связанной с качеством жизни соматических больных был вызван неудовлетворённостью пациентов качеством оказания медицинской помощи в 60-70 годы XX века, упустившей из виду базовые потребности человека в благополучии. Разница в оценке уровня качества жизни определяет диагноз заболевания, а также характер лечения. Существует мнение о том, что отношение субъективного благополучия личности и оцениваемое качество жизни не всегда совпадает. Порой субъективное качество жизни не отражает объективного положения вещей пациентов, а иногда и противоречит ему.

Таким образом, учёт мнения пациента о своем благополучии, удовлетворенности жизнью, лечением позволит формировать партнерские взаимоотношения, способствующие возникновению доверия между медицинским персоналом и пациентом, а также повышению чувства ответственности последнего за собственное выздоровление.

Детерминантом офтальмологических патологий с точки зрения психологии соматических больных являются личностные изменения, спровоцированные спецификой заболевания, а также его длительностью и течением. Основной формой влияния заболевания на отношение человека к нему являются те эмоциональные состояния, которые он испытывает, то есть внутренняя картина болезни, которая учувствует в регуляции психической деятельности и поведения пациента. Внутренняя картина болезни отражает внутреннюю картину здоровья. Люди, которые чувствуют источник силы внутри себя, болеют реже, чем те, кто видит источник силы в других людях.

Характеристика изучаемой нами группы офтальмологических больных зависит от того, как они принимают проявления своего заболевания и настроены ли бороться с негативными тенденциями. Для лиц готовых к операционному лечению необходима оптимистичная оценка предстоящей операции, которая будет способствовать снижению предоперационной фрустрации и поможет настроиться на положительный результат. Оптимистичное отношение к самому процессу операционного лечения будет способствовать успешной социально-психологической адаптации на послеоперационной стадии.


Наши рекомендации