X. Методика Выготского-Сахарова

Исследование способности самостоятельно формировать понятия. Особенности эмоциональных реакций, подверженность аффективной дезорганизации суждений.

Набор деревянных фигурок разной формы и цвета с подписанными названиями (бик, цев, гур, гацун).

Фигурки выкладываются названием вниз, одна из фигурок открывается. Испытуемому предлагают найти все фигурки такого же типа, предупреждая, что это сложно, что надо учитывать свои ошибки, рассуждать. Вы выкладываете фигурки этого типа, не переворачивая. Когда испытуемый отбирает несколько фигурок, экспериментатор открывает фигурку другой группы, а остальные откладывает обратно. Так несколько раз. Пока не будет найден нужный признак – размер.

XI. Существенные признаки

Выявляет логичность суждений больного, его умение сохранять направленность и устойчивость способа рассуждения при решении длинного ряда однотипных задач.

Стимульный материал: список слов с вариантами:

Сад(растения, садовник, собака, забор, земля)

Река(берег, рыба, рыболов, тина, вода)

….

Книга(рисунки, рассказ, оглавление, бумага, текст)

Любовь(розы, чувства, человек, свидание, свадьба)

Патриотизм(город, друзья, родина, семья, человек)

Нет жесткой инструкции. Совместно делается первая задача: «Видите, здесь ряд слов, напечатанных жирным шрифтом, а рядом с каждым словом в скобках еще 5 слов на выбор. Из этих пяти слов только 2 – не больше, не меньше – два слова, обозначающих неотъемлемые признаки предмета, обозначенным первым крупным словом, т.е. то, без чего его не может быть. Например, сад. Все слова в скобках имеют в нему отношение. Все это в саду бывает. Но без чего сад не может быть садом? Без земли и растений. Без садовника, забора и собаки сад будет садом, хоть и плохим, а без земли и растений сада не бывает».

Потом больной решает и объясняет свои решения самостоятельно, а экспериментатор все это фиксирует. Обсуждение может проводиться либо после каждого ответа, либо в конце.

Можно выявить:

- некритичность и ненаправленность мышления

- резонерство, аморфность и расплывачатость мышления

- слабость абстрагирования

XII. Простые аналогии

Выполнение задания требует понимания логических связей и отношения между понятиями, умения сохранять заданный способ рассуждения при решении длинного ряда разнообразных задач. Для проведения нужен бланк:

Лошадь Корова
Жеребенок Пастбище, рога, молоко, теленок, бык
Яйцо Картофель
Скорлупа Курица, огород, капуста, суп, шелуха
Школа Больница
Обучение Доктор, ученик, учреждение, лечение, больной

Всего 32.

Инструкция дается в форме совместного решения первых трех заданий. Необходимо, чтобы инструкция была прочно усвоена.

«Вот здесь написаны два слова – сверху «лошадь», снизу «жеребенок». Какая между ними связь? Жеребенок – детеныш лошади. А справа – тоже слова. Сверху «корова», а снизу – пять слов на выбор. Из них надо выбрать слово, которое относиться к корове так же, как жеребенок относится к лошади, т.е. чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет теленок. Значит нужно установить, в какой связи находятся слова слева, а потом установить такую же связь справа. Разберем еще пример….»

Выявляется хрупкость, неустойчивость, непоследовательность решений. Данная методика не выявляет тонкие, маловыраженные расстройства мышления.

XIII. Сложные аналогии

Выявляет то, в какой мере больному доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Провоцирует резонерство.

Бланк:

1) овца-стадо 2) малина – ягода 3) море – океан 4) свет – темнота 5) отравление – смерть 6) враг – неприятель
Испуг- бегство Физика – наука Правильно – верно Месть – поджог Бережливость – скупость Десять – число Грядка – огород Похвала – брань Пара - два Слово – фраза Бодрость – вялость Свобода – независимость Праздность – безделье Глава – роман Покой – движение Прохлада – мороз Обман – недоверие Пение – искусство

Инструкция: Давайте рассмотрим, какая связь между этими парами слов (верхний список). И подробно характеризуют связи между парами, говоря, например, «Свет-темнота» - противоположности, «отравление – смерть» - причинно-следственная, «море-океан» - количественное сравнение и т.д. Далее предлагается самостоятельно прочесть пары из нижнего списка и сказать, к какой паре верхнего она подходит, и назвать принцип этой связи. Например: «испуг – бегство» соотносится с парой «отравление – смерть» по принципу причинно-следственной связи.

Диагностика основывается на анализе рассуждений, которыми больные обосновывают свои решения.

XIV. Сравнение понятий

Исследование процессов анализа и синтеза.

Бланк – список пар понятий (утро-вечер, корова-лошадь, дождь-снег, ветер-соль и пр.) Понятия разной степени общности, есть несравнимые понятия.

Инструкция: чем похожи и чем различаются эти понятия.

Ответы записываются полностью. Вначале надо указывать сходство, а потом различия.

При оценке надо обращать внимание на способность выделить существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение ® слабость обобщения больного. Оценивается то, выдерживает ли больной заданный ему план сравнения или мысль соскальзывает.

Наши рекомендации