Психологический аспект изучения галлюцинаций
Галлюцинации – расстройства восприятия, когда человек вследствие нарушения психической деятельности видит, слышит, ощущает то, что в реальной действительности не существует (также бывают зрительные, слуховые, обонятельные и пр.). Это восприятие без объекта.
Бывают истинные галлюцинации – развертываются в реальном пространстве;
псевдогаллюцинации – нет полной чувственно-телесной ясности образов ( я «как будто» вижу.)
Психиатр Попов: Галлюцинация есть образ, который обретает чувственную яркость, и проецируется во вне при определенных условиях, когда кора головного мозга находится в парадоксальной фазе. Так же должно быть определенное соматическое и эмоциональное состояние человека + состояние интеллекта и социокультурные воздействия.
З. Фрейд: Галлюцинация – мысль, превращенная в чувственный образ, т.е. сначала – бред
К. Ясперс: Галлюцинация зависит от состояния, тонуса сознания; от направленности внимания и от культурной среды.
Экспериментальные исследования галлюцинаций.
1. В.М. Бехтерев. Он усомнился, что возможно восприятие без объекта. Гипотеза: галлюцинации возникают в ответ на слабые, подпороговые раздражения. Эксперимент: звукоизолированная комната; больной, ранее перенесший слуховые галлюцинации. Слабая стимуляция вызывает галлюцинации! Но важнейший фактор – направленность внимания. Вывод: галлюцинации не есть восприятие без объекта, восприятие носит рефлекторный характер. Психологический механизм: собственная активность субъекта.
Эпизоды галлюцинаторных переживаний бывают и в норме, например в состоянии засыпания (просыпания), когда активно воображение и др.
Одним из условий возникновения галлюцинаций является сенсорная депривация, тревога и т.п. (эмоциональность). Пр.: заключенные в одиночных камерах, эксперименты с сенсорной депривацией и проч.
У слепых от рождения не бывает зрительных галлюцинаций; у глухих от рождения не бывает слуховых. А вот у слабослышащих (слабовидящих) – бывают!
2. С.Я. Рубинштейн. Она разделяет гипотезу Бехтерева о рефлекторной природе галлюцинаций. Эксперименты направлены на провокацию, актуализацию галлюцинаций. Гипотеза: в механизме развития галлюцинаторных слуховых образов (обманов слуха) существенную роль играет тревожное прислушивание людей к звукам, особенно плохо различимым. Психологический механизм: активность, направленная на поиск сенсорной информации. Процедура: в звукоизолированной комнате транслировались слабые звуки. Группы стимулов:
ü однотонные звуки (бульканье воды, шелест листьев, тиканье часов и др.).
ü предметный источник определить сложно (кашель, стук в дверь, шаги, всхлипывание).
Испытуемые: здоровые; больные с реактивными состояниями (в т.ч. истерические, депрессивные), больные шизофренией, больные перенесшие алкогольные психозы.
Инструкция: «Слушайте внимательно, прислушивайтесь и говорите, что вы слышите».
Результаты. Ни у кого из здоровых испытуемых не удалось спровоцировать галлюцинации. А у больных, перенесших галлюцинаторный эпизод галлюцинации возникали, но тут были различия:
Ø Здоровые. 78% звуков опознано правильно. Галлюцинации вызваны не были.
Ø Реактивный психоз. Больные погружались в припомнившуюся им или вымышленную ситуацию, вызванную звуком.
Ø Шизофрения: возникали слуховые галлюцинации; больные слышали голоса, отвечали на «их» вопросы.
Ø Хронический алкоголизм: кроме слуховых галлюцинаций актуализировались еще и зрительные. Также можно отметить сценичность, яркость, образность восприятия предметного источника звука.
Выводы: У всех больных длительное и напряженное прислушивание к тихим звукам провоцировало различные обманы слуха.
Николаева: не все галлюцинации (разных видов) можно так объяснить. Вопрос: какая активность, в чём её специфика? Вопрос остается!
3. А.П. Егидес. Провоцирование зрительных галлюцинаций. Предъявляли серии изображений самого неопределенного рода (картины художника Чюрлёниса). У больных возникают галлюцинации, в норме – нет.
Билет№13
Искажение процессов обобщения
Экспериментальные факты и их теоретическая интерпретация. (Выготский)