Мотивация и патология восприятия при психических заболеваниях.
Восприятие составляет основу ориентировки человека в мире. Продукт процесса восприятия зависит от эмоциональных и личностных особенностей человека.
Роль личностного компонента в восприятии можно выявить разыми путями:
- Анализ расстройств самого процесса восприятия
- Создание специального экспериментального приема, позволяющего изменить смыслообразующую функцию мотива.
Специальное исследование для уточнения роли мотивационного компонента в восприятии (Соколова).
Цель исследования:
- Показать зависимость восприятия от характера мотивации
- Выявить особенности восприятия, связанные с нарушением смыслообразующей функции мотива.
Методика: предъявлялись сложные сюжетные картинки и картинки с неясным сюжетом в условиях разной мотивации.
Мотивация задавалась: инструкцией (опора на внутренние качества испытуемого) + разной степенью неопределенности изображений (опора на качества стимула).
Инструкции:
А- описать, что изображено (Самостоятельная актуализация мотивов испытуемыми. Актуализировались 2 мотива: мотив экспертизы, вызванный самой экспериментальной ситуацией. Он порожден и опосредован социальными и личными установками испытуемых. Он не только побуждает, но и придает личностный смысл деятельности. Также деятельность побуждалась собственным мотивом восприятия, который играет роль дополнительного стимула.)
Б- исследуется воображение
В- исследуются умственные способности
Участники:
1- Здоровые испытуемые
2- Больные эпилепсией
3- Больные шизофренией
А | Формальные ответы. Норма считала картинки детскими. | Формальные ответы. Односложные ответы, нет сюжета. | Формальные ответы в большей степени, чем у остальных. |
Б | Появился интерес к заданию и к оценке эксперимента. Гипотезы стали более развернутыми, эмоционально насыщенными. Самих гипотез много (чем больше кол-во, тем лучше с творчеством). | Сократилось число формальных высказываний. Больные подолгу и с удовольствием описывают картинки, фантазируют на тему. Гипотезы становятся эмоциональными. Напевная интонация, попытки рифмовать рассказ, употребление прямой речи. Больные больше высказывают свое отношение к героям, а не описывают их. | У 30% сохранились формальные ответы и отказы. Изменение инструкции не приводит к изменению стратегии. |
В | Деятельность принимает вид развернутого решения персептивной задачи. Построение и проверка гипотез. Сопоставление частей изображения. В итоге выбирали один самый приемлемый результат. Очень интересовались оценкой экспериментатора. | Обстоятельное, детальное описание изображений. Для построения гипотез привлекаются детали, которые не несут смысловой нагрузки. В итоге принимается одна из гипотез. | Больные не проявляют интереса к заданию, не реагируют на оценку экспериментатора. Деятельность свернута, нет поисковой активности. Высказывания лаконичны, малоэмоциональны. |
Вывод: Изменение мотивации обуславливают разную структуру деятельности. В соответствии с этим изменяется структура восприятия. Она разная в норме и патологии
Одним из видов нарушений развития личности являются изменения в мотивационной сфере. А. Н. Леонтьев утверждал, что анализ деятельности должен проводиться через анализ изменения мотивов. Психологический анализ изменений мотивов является одним из способов исследования личности больного человека, в том числе и особенностей его деятельности. Кроме того, как отмечает Б. В. Зейгарник, «патологический материал дает в некоторых случаях возможность не только проанализировать изменения мотивов и потребностей, но и проследить процесс формирования этих изменений».
К основным характеристикам мотивов относят:
1) опосредованный характер мотивов;
2) иерархичность построения мотивов.
У детей иерархическое построение мотивов и их опосредование начинает зарождаться еще до школы. Затем в течение всей жизни происходит усложнение мотивов. Одни мотивы подчиняются другим: какой-либо один общий мотив (например, овладеть определенной профессией) включает в себя ряд частных мотивов (овладеть необходимыми знаниями, усвоить определенные навыки и т. п.). Таким образом, деятельность человека всегда побуждается несколькими мотивами и отвечает не одной, а нескольким потребностям. Но в конкретной деятельности всегда можно выделить один ведущий мотив, придающий всему поведению человека некий смысл. Дополнительные мотивы являются необходимыми, так как они непосредственно стимулируют человеческое поведение. Содержание какой-либо деятельности утрачивает личностный смысл, если нет ведущих мотивов, которые дают возможность опосредования мотивов в их иерархическом строении.
Б. С. Братусь указывает, что изменения происходят в первую очередь в мотивационной сфере (как пример – сужение круга интересов). В ходе патопсихологического исследования не обнаруживается грубых изменений познавательных процессов, но при выполнении некоторых заданий (особенно тех, которые требуют длительной концентрации внимания, быстрой ориентации в новом материале), больной не всегда замечает допущенные им ошибки (некритичность), не реагирует на замечания экспериментатора и не руководствуется ими в дальнейшем. Также у больного обнаруживается завышенная самооценка.
Итак, мы видим, как под влиянием алкоголизма данного больного разрушается прежняя иерархия мотивов. Иногда у него появляются какие-то желания (например, устроиться на работу), и больной совершает какие-то действия, руководствуясь прежней иерархией мотивов. Однако все эти побуждения не носят стойкого характера. Главным (смыслообразующим) мотивом, который контролирует деятельность больного, в результате является удовлетворение потребности в алкоголе.
Итак, на основании проведенного анализа изменений опосредованности и иерархии мотивов можно сделать следующие выводы:
1) данные изменения не выводятся непосредственно из нарушений мозга;
2) они проходят сложный и длительный путь формирования;
3) при формировании изменений действуют механизмы, схожие с механизмами нормального развития мотивов.