Методики исследования нарушений памяти.
1) Методика «Заучивание 10 слов». Предложена А.Р. Лурия. Направлена на изучение непосредственного запоминания. Главное – тишина в помещении! Многоэтапная инструкция:
· «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же повторите столько, сколько запомните. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?».
Испытуемый повторяет слова, которые записываются в протокол.
- «Сейчас я снова прочту вам те же самые слова, и вы опять должны повторить их – и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили, - все вместе, в любом порядке».
Испытуемый повторяет слова, которые записываются в протокол.
- Далее опыт продолжается таким же образом 3, 4, 5 раз. Инструкция не повторяется – экспериментатор просто говорит «Еще раз!».
- Через час испытуемый ещё раз повторяет слова, но уже без напоминания их экспериментатором.
«Кривая запоминания»: по горизонтальной оси откладываются номера повторений, по вертикальной – число (сумма) правильных воспроизведений.
Результаты:
Норма: первое повторение – 6, второе – 8, третье – 9.
Эпилепсия: кривая выходит на плато: 4-5-6-6-6-5.
Диффузные органические поражения мозга: общее снижение продуктивности, истощаемость, лабильность: 6-3-5-2-0-2-2. Иногда включаются лишние слова.
Корсаковский синдром: 1-2-0-1-1.
Шизофрения (в период интенсивной фармакотерапии): 4-4-5-3-5.
Депрессивно-параноидный и астено-депрессивный синдромы в остром периоде: 3-4-4-3-2.
Что ещё дает методика? Можно посмотреть утомляемость, работоспособность, активность внимания, индивидуально-личностные характеристики эмоционального реагирования.
2) Методика «Воспроизведение рассказов». Направлена на изучение непосредственного запоминания. Варианты предъявления:
- Испытуемому дается лист с текстом рассказа. Инструкция: «Прочитайте с выражением, с чувством, толком, расстановкой». После прочтения испытуемого спрашивают, о чём был рассказ. Проверяется непроизвольное запоминание.
- Испытуемому читается рассказ с инструкцией «Я сейчас прочту короткий рассказ, слушайте внимательно, после того, как я закончу читать, попытайтесь его рассказать как можно ближе к тексту».
- Два рассказа подряд – интерференция. Пр.: «Галка и голуби», «Умная галка» или «Муравей и голубка».
Результаты:
Норма: в любых условиях воспроизводят нормально.
Нормальные испытуемые с аггравацией или симуляцией: вычурные ошибки, подчеркнуто противоречащие заданному тексту, например, «охотник укусил муравья».
Шизофрения: в рассказы вплетаются бредовые идеи.
Диффузные органические поражения мозга: смешение событий двух рассказов.
Что ещё дает методика? Шизофрения: особенности речи, аграмматизмы, разорванность. Парафазии, персеверации, застревания и т.п.
3) Методика «Опосредованное запоминание». Предложена А.Н. Леонтьевым. Направлена на изучение опосредствованной памяти.
Перед больным раскладываются все 30 карточек в любом порядке, но так, что бы все они были видны ему.
Инструкция: «Вам нужно будет запомнить ряд слов. Для того, что бы легче это сделать, нужно каждый раз, когда я назову слово, выбрать какую-либо одну из карточек, такую, чтоб она помогла вспомнить заданное слово. Вот, например, первое слово, которое надо запомнить – дождь. Здесь дождь нигде не нарисован, но можно выбрать карточку, которая поможет запомнить это слово». Когда испытуемый выбрал карточку, ее откладывают в сторону и спрашивают: «Как эта карточка напомнит вам дождь?». Через час испытуемому предъявляют карточки и он должен назвать искомое слово. Протокол:
Слова | Выбираемая карточка | Объяснение связи для запоминания | Воспроизведение | Объяснение связи |
Результаты:
Норма: большие индивидуальные различия в выборе карточек, но воспроизведение – 100%, объяснение связи адекватное. Схема: А-Х-А (А – заданное слово, Х – опосредование, карточка)
Олигофрения: опосредование не доступно. Простые слова: «Лес» - карточка с изображением земляники – «лес»; сложные слова, напр., ночь или игра – не доступно. А-Х-Х.
Эпилепсия: примерно то же, что и при олигофрении. См. вопросы № 23, 43.
Шизофрения: связи для запоминания «пустые», бессодержательные и свидетельствуют о выхолощенности, непродуктивности мышления.
Корсаковский синдром: опосредование доступно, связи адекватные, но воспроизведения искомого слова нет.
4) Методика «Пиктограмма». Инструкция: «Сейчас будет проверяться ваша зрительная память. На этой бумаге нельзя писать ни слов, ни букв. Я буду называть слова и целые выражения, которые вы должны будете запомнить. Для того, чтобы легче было запомнить, вы должны к каждому к каждому слову нарисовать что-либо такое, что бы могло помочь вам вспомнить заданное слово. Качество рисунка роли не играет, можно нарисовать что угодно и как угодно, лишь бы вам это смогло напомнить заданное слово – как узелок на память завязывают. Вот, например, я вам задаю первое выражение «Веселый праздник». Что можно нарисовать, чтобы потом вспомнить «Веселый праздник»?». После выполнения лист с рисунком откладывается и показывается испытуемом для воспроизведения слов через час. Протокол:
Заданные выражения | Рисунок и объяснение больного | Воспроизведение спустя час |
1… 10-20 |
Критерии оценки результатов методики:
- Доступна ли больному обобщенная символизация слова. Норма: «тяжелая работа» - лопата и молоток. Патология (олигофрения, эпилепсия): «тяжелая работа» - пытается нарисовать целую сценку работы в шахте.
- Адекватность ассоциаций. Норма: «весёлый праздник» - флаг или цветы или шарики или бокал вина. Патология (шизофрения): «сомнение» - рисует речку – объяснение: «Есть романс Глинки «Сомнение», а Глинка – это есть Неглинка – речка».
- Критерий запоминания. Сопоставляем с методикой заучивания 10 слов. Случаи:
ü Непосредственное запоминание (по методике 10 слов) плохое, но опосредование помогает – органические поражения мозга.
ü Легко усваивает 10 слов, но припомнить слова исходя из рисунков не может – больны шизофренией с расстройством мышления и сохранностью формальных способностей усвоения нового.
Что еще даёт методика? «Пиктограмма» как проективная методика (Херсонский). Особые феномены (ну прям как в тесте Роршаха и т.п. J):
- Шоковые реакции. Выражаются в прямом (речевом или мимическом) выражении неудовольствия либо в парадоксальных высказываниях типа «какое прекрасное слово…», «это интересно…» (повышенная эмоциональная значимость стимула).
- Отказ от выбора образа. Или слишком сложное слово (при интеллектуальных нарушениях) или это шоковая реакция на аффективно насыщенный стимул.
- Употребление буквенных обозначений вопреки инструкции. Или недостаточность активного внимания или негативизм.
- «Феномен единой системы». Все пиктограммы построены по единой схеме, например, везде есть кружочки (стереотипность, инертность, ригидность мышления и личности).
- Феномены «замены» или «возврата». При предъявлении нового понятия для опосредования испытуемый стремиться вернуться к предыдущему рисунку, чтобы доработать его (тревога, неуверенность, эмоциональная значимость второго стимула).
- Феномен «упорядоченности пиктограмм». Тщательное соблюдение одинаковости размеров рисунка и расстояний между ними (повышенная склонность к планированию и самоконтролю - ананкастные и субдепрессивные состояния).
- «Органический графический симптомкомплекс». Перекос рисунка, несовпадающие и пересекающиеся линии (диффузные органические поражения мозга).
Билет №9