Основные ошибки статистического анализа

Наиболее частые ошибки на 4-м этапе исследований объединя­ют в 3 группы: ошибки методики; неправильная оценка показате­лей; логические ошибки.

К ошибкам методики (первая группа) относят, прежде всего, ариф­метические ошибки, мысль о которых должна возникать каждый раз, когда получается неожиданный результат. Проверка и перепро­верка вычислений — непременное условие всякого исследования.

Недостаточное число наблюдений ведет к получению недосто­верных результатов. Исследователь должен рассчитывать необхо­димый объем наблюдений, чтобы застраховать себя от получения недостоверных результатов.

Нередко имеет место неправильное определение единицы наблю­дения. В клинико-статистическом исследовании часто это непра­вильный диагноз.

В социально-гигиенических исследованиях неправильное опре­деление единицы наблюдения также возможно из-за невнимательности и недостаточное компетентности исследователя (непра­вильное определение случая заболевания, утраты трудоспособнос­ти и т.д.).

Использование слишком сложных таблиц, содержащих много признаков, ведет к тому, что получаются очень малочисленные группы и основная закономерность теряется. В комбинационных таблицах не рекомендуется иметь более 3—4 сказуемых. Следует избегать группировок признаков-подлежащих, расположенных по строкам.

Причинное неправильного анализа может быть и недостаточная обработка данных. Например, не рассчитаны относительные по­казатели, вывод делается только на основании абсолютных чисел, не составлены динамические ряды и не рассчитаны показатели, ха­рактеризующие динамику процессов, явление, не рассчитаны ко­эффициенты корреляции и т.д.

Неправильности группировки — очень частая ошибка статисти­ческого анализа. Это, прежде всего, ошибки, имеющие в основе качественную неоднородность групп и недоучет изменение в клас­сификациях. Классическим примером ошибочного вывода, связан­ного с качественное неоднородностью групп, является неправиль­ные вывод народников, отрицавших развитие капитализма в сельском хозяйстве России. Крестьянские дворы группировали по числу душ в семье, наделу земли, т.е. по формальному признаку, и объединяли «вместе бедняка, которые сдает землю, и богача, ко­торые арендует или получает землю». Примером неправильного анализа, связанного с недоучетом изменение в классификации, является анализ заболеваемости и травматизма при разработке дан­ных по МКБ разных пересмотров: в МКБ-10 1985 г. внесены зна­чительные изменения в сравнении с МКБ-9 1975 г., в частности, в классе «Травмы, несчастные случаи, отравления».

Вторая большая группа ошибок статистического анализа — не­правильная оценка показателей.

Подчас происходит смешение экстенсивных и интенсивных показателей. Вывод о большее или меньшее частоте каких-то явле­ние , процессов можно и нужно делать только на основании интен­сивных показателее.

В практическом здравоохранении смешение экстенсивных и ин­тенсивных показателее — самая частая ошибка статистического анализа.

Довольно частая ошибка статистического анализа, — когда де­лается вывод на искусственно неравнозначных группах. Например, испытывают новое медикаментозное средство для лечения какого-то заболевания, но оно имеет определенные противопоказания. Про­водят курсы лечения в соответствии с инструкцией. Однако резуль­таты сравнивают с группой больных, которых лечили прежним методом — медикаментами, к которым не было никаких противопо­казаний. Результаты несопоставимы, так как группы больных нерав­нозначны; результат мог зависеть также и от того, что больные, леченные новым методом, имели более легкую форму заболевания.

Нельзя оценивать темп роста без учета исходного уровня пока­зателя. Существует статистическая закономерность, в соответствии с которой чем ниже исходный уровень каждого явления, тем выше темп роста, и наоборот.

Иногда представляются слишком общие сведения, преднамерен­но или непреднамеренно не проводится детальный анализ матери­ала.

К числу ошибок статистического анализа относят неиспользо­вание метода стандартизации при анализе показателей, характери­зующих статистические совокупности, имеющие разный состав по каким-то признакам (полу, возрасту, нозологии заболеваний и т.д.).

Третья группа ошибок статистического анализа — это логичес­кие ошибки.

Иногда вывод делают на основе простого сравнения цифр без учета качественной характеристики явления. Этого недостаточно, так как статистический анализ всегда предполагает не только кон­статацию цифр по различным группам, но установление взаимо­связи с особенностями влияющих факторов и т.д.

Такой вывод нельзя считать правильным. После этого — не зна­чит вследствие этого.

Статистический анализ — это не только анализ цифр и явлений, но в значительной мере искусство специалиста, умение выделить из ряда последовательных событий ведущие, установить достовер­ную связь между ними, наметить пути воздействия.

Статистический анализ будет ошибочным, если не изучены все­сторонние связи явления. Эта ошибка тесно связана с предыдущими.

3. Организация контроля качества медицинской помощи. Уровни контроля КМП (государственный, ведомственный, вневедомственный), их задачи и функции.

Контроль качества предполагает 5 уровней организации, кото­рые осуществляются:

— заведующим структурным подразделением;

— заместителем главного врача ЛПУ по лечебным вопросам;

— экспертной комиссией ЛПУ по контролю качества;

— экспертной комиссией при городском отделе здравоохране­ния по контролю качества;

— экспертной комиссией при областном отделе здравоохране­ния по контролю качества.

Введение медицинского страхования заставило организовать ве­домственный и вневедомственный контроль качествамедицинской помощи страховыми медицинскими организациями и территори­альными фондами ОМС. Система контроля качества в ОМС созда­ется на основе единых методических подходов, в разработке кото­рых ведущая роль принадлежит Федеральному фонду ОМС. В добровольном медицинском страховании система контроля каче­ства определяется страховой медицинской организацией и закреп­ляется ее договорами с медицинскими учреждениями. Вневедом­ственный контроль качества при медицинском страховании не исключает, а дополняет внутриведомственный контроль качества медицинской помощи в системе здравоохранения

Наши рекомендации