Классификация болезней, травм и причин смерти (МКБ-10)
I — Некоторые инфекционные и паразитарные болезни
II — Новообразования
III — Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм
IV — Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ
V — Психические расстройства и расстройства поведения
VI — Болезни нервной системы
VII — Болезни глаза и его придаточного аппарата
VIII - Болезни уха и сосцевидного отростка
IX — Болезни системы кровообращения
X — Болезни органов дыхания
XI — Болезни органов пищеварения
XII - Болезни кожи и подкожной клетчатки
XIII - Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани
XIV — Болезни мочеполовой системы
XV - Беременность, роды и послеродовый период
XVI — Отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде
XVII — Врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения
XVIII - Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках
XIX - Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин
XX - Внешние причины заболеваемости и смертности
XXI - Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения
МКБ была впервые сформулирована в 1893 г. как Классификация Бертильона (известный французский статистик), или Международный перечень причин смерти.
По примеру МКБ созданы частные классификации (для отраслей и отдельных групп заболеваний). Таким образом, создана концепция «семьи» классификации, в центре которой находится традиционная МКБ с присущими ей формами и структурами. Сама МКБ удовлетворяет потребности в диагностической информации для общих целей, а дополнительные классификации можно использовать в сочетании с ней с учетом разных подходов к информации, особенно в плане терапевтических или хирургических процедур и инвалидности.
В МКБ- 10 сохранена традиционная структура, но введена алфавитно-цифровая система кодирования, заменившая цифровую. Это позволило расширить рамки классификации.
В класс «Болезни крови и кроветворных органов» включены отдельные нарушения иммунного механизма. Образованы новые классы для болезней глаза его придаточного аппарата, также для болезней уха, горла и сосцевидного отростка. Включены дополнительные классы внешних причин и факторов, влияющих на состояние здоровья и обращения в учреждения здравоохранения (классы XX, XXI).
МКБ-10 — результат огромной международной деятельности, сотрудничества и компромиссов. Для помощи странам в использовании классификации созданы 9 сотрудничающих центров ВОЗ.
3. Семья и здоровье. Медико-социальная характеристика семьи. Связь семейных проблем с медицинскими. Семья с позиций потребности в медико-социальной помощи.
Билет №8
1. Социальная медицина и организация здравоохранения как наука и предмет преподавания, основные задачи, объект изучения. Основные методы исследования, используемые социальной медициной и организацией здравоохранения для оценки общественного здоровья и деятельности органов и учреждений здравоохранения.
Социальная медицина и управление здравоохранением
как врачебная специальность и наука о здоровье населения
Основатели отечественной социальной медицины определяли социальную медицину как науку об общественном здоровье и здравоохранении. Основной ее задачей являются изучение влияния медико-социальных факторов, условий и образа жизни на здоровье различных групп населения, разработка научно обоснованных рекомендаций по предупреждению и устранению неблагоприятных социальных условий и факторов, а также оздоровительных мероприятий для повышения уровня здоровья населения. Основное назначение социальной медицины и управления здравоохранением как науки и учебной дисциплины — оценка критериев общественного здоровья и качества медицинской помощи, их оптимизация.
Структура предмета: 1) история здравоохранения; 2) теоретические проблемы здравоохранения; 3) состояние здоровья и методы его изучения; 4) организация медико-социального обеспечения и медицинского страхования; 5) организация медицинской помощи населению; 6) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 7) экономические и планово-организационные формы совершенствования здравоохранения, менеджмент, маркетинг и моделирование медицинских услуг; 8) международное сотрудничество в области медицины и здравоохранения.
Методы медико-социальных исследований: 1) исторический;
2) динамического наблюдения и описания; 3) санитарно-статистический; 4) медико-социологического анализа; 5) экспертных оценок; 6) системного анализа и моделирования; 7) организационного эксперимента; 8) планово-нормативный и др.
Социальная медицина — это наука о стратегии и тактике здравоохранения. Объектами медико-социальных исследований являются:
1) группы лиц, население административной территории; 2) отдельные учреждения (поликлиники, стационары, диагностические центры, специализированные службы); 3) органы здравоохранения; 4) объекты окружающей среды; 5) общие и специфические факторы риска различных заболеваний и др.
2. Закон больших чисел как теоретическая основа выборочного метода. Требования к выборочному методу. Методы формирования выборочной совокупности.
Закон больших чисел.
математическая статистика изучает статистические закономерности, т.е. такие закономерности, которые проявляют себя лишь при исследовании массы однородных явлений.
В настоящее время существуют точные математические формулировки закона больших чисел. Однако мы воспользуемся более простой формулой этого закона, которая предложена Р.МизесомЗакон больших чисел в этом виде может, быть представлен следующей формулой:
lim (Xn - Pn) | → | |
n → ¥ |
т.е. в пределе при числе наблюдений (n), стремящемся к бесконечности, разность между наблюдаемой частотой какого-либо явления и его математической вероятностью стремится к нулю.
Иначе говоря, фактическая частота наблюдаемого случайного явления совпадает с вычисленной вероятностью его (их разность только при этом условии может быть равна нулю) лишь при достаточно большом числе наблюдений.
Из этого следует очень важный вывод, на основании которого в ряде случаев применяется так называемыйстатистический метод определения вероятности.
В медицине, как и в других отраслях научного знания, мы нередко сталкиваемся с такими явлениями, при которых найти вероятность его появления обычным математическим расчетом не представляется возможным; но из изложенного ранее закона следует, что при достаточно большом числе наблюдений найденную опытным методом частоту явления можно, считать вероятностью его появления, т.е. в этом случае вероятность Р события А находится по формуле: Р(А) = M/n, где n - общее количество испытаний (наблюдений), а М - число появления при этих испытаниях интересующего нас явления А.
Методы математической статистики позволяют определить степень достоверности явлений при любом (даже очень малом) количестве наблюдений, а также заранее рассчитать количество необходимых наблюдений, чтобы получить результаты, достоверные с заданной величиной вероятности.
В законе больших чисел проявляется диалектическая взаимосвязь категорий случайного и необходимого.
Появление каждого явления (события) зависит, с одной стороны, от действияпостоянных причин, содержащихся в самой сущности этого явления (иначе говоря,внутреннихдля него), а с другой стороны, под влияниемслучайных(внешних) причин, не связанных с самой сущностью исследуемого явления.
Действие последних причин неустойчиво и беспорядочно, они могут вызывать отклонения при малом числе наблюдений как в ту, так и в другую сторону.
При достаточно же большом числе наблюдений действие таких случайных причин, вызывающих отклонения в отрицательном и положительном направлениях, как бы взаимно погашается и частота возникновения события определяется уже лишь его внутренними (постоянными) причинами.
Выборочный метод – изучение репрезентативной (представительной) части генеральной совокупности или выборки.
|
Репрезентативность - чрезвычайно важное свойство выборки, позволяющее полученные в ходе изучения относительно малочисленной группы выводы распространять на всю генеральную совокупность.
При проведении выборочного исследования всегда решаются два основных вопроса:
- сколько единиц отобрать?
- кого конкретно отобрать?
3. Методы оценки качества медицинской помощи. Метод экспертных оценок. Показатели, характеризующие качество медицинской помощи, методика их расчета и оценки.
В 1992 г. были утверждены «Методические рекомендации по порядку создания стандартов (нормативов) диагностики, лечения и стандартов качества лечения для лицензирования и аккредитации лечебных учреждений». Разработаны и разосланы руководителям органов здравоохранения федеральные медицинские стандарты, включающие 218 групп с кодовыми обозначениями в терминах МКБ. Схема представления федеральных медицинских стандартов включает класс МКБ, наименование заболевания (групп заболеваний), шифр МКБ, диагностические процедуры, лечебные процедуры, требования к результатам лечения.
Минздрав РФ предложил Программу работ по стандартизации на 1998-2002 гг. Программой предусмотрена разработка 85 нормативных документов по стандартизации в здравоохранении. Проблема стандартизации непосредственно связана с созданием и применением отраслевого стандарта «Протоколы ведения больных. Общие требования». С 1999 г. началось создание протоколов ведения больных. Уже созданы десятки таких протоколов из 5000-6000 протоколов, учитывающих различные заболевания, синдромы и клинические ситуации. Протоколы как развитие стандартизации способствуют улучшению качества медицинской помощи и снижению расходов на лечение больных.
Предложено несколько критериевоценки качества медицинского обслуживания. Региональное бюро ВОЗ для Европы предложило следующие критерии.
Эффективность— соотношение между фактическим действием службы и максимальным воздействием, которое эта служба или программа может оказать в идеальных условиях.
Экономичность— соотношение между фактическим воздействием службы или программы и ее стоимостью.
Адекватность- соответствие фактического обслуживания его целям и методам реализации.
Научно-технический уровень- применение имеющихся медицинских знаний и техники при оказании медицинской помощи.
В условиях переходного периода рекомендуется использовать и такие компоненты качества, как своевременность, доступность — достаточность, репрезентативность критериев качества.
Своевременностьопределяется как соотношение между временем получения адекватной помощи от момента возникновения потребности и минимальным временем, которое понадобилось бы службе здравоохранения для оказания такой помощи в идеальных условиях.
Доступность— соотношение между числом пациентов, своевременно получающих адекватную помощь, и общим числом нуждающихся.
Достаточность— минимальный набор лечебно-профилактических мероприятий, необходимых для оказания адекватного объема медицинской помощи и наибольшей ее эффективности.
Репрезентативность критериев качества— соотношение реально полученных величин принимаемых к анализу показателей с некой идеально точной величиной, наиболее полно отражающей свойства изучаемого объекта.
В НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А. Семашко был разработан интегральный показатель для оценки эффективности медицинского обслуживания, включающий 3 компонента: медицинский, социальный и экономический.
Коэффициент (показатель) медицинской эффективности:
При наличии медико-экономических стандартов можно предложить соответствующий расчет экономической эффективности:
Интегрированный коэффициент (показатель) эффективности медицинского обслуживания:
Интегрированный коэффициент эффективности медицинского обслуживания равен произведению коэффициентов медицинской, социальной и экономической эффективности.
Помимо коэффициента эффективности, вычисляется коэффициент качества (который оценивает соблюдение оптимальной технологии обслуживания):
Возможна оценка технологии обслуживания по ее медико-экономическим стандартам. Существовали и иные экспертные методики оценки технологии обслуживания, использованные до разработки стандартов.
Интегрированный показатель эффективности и коэффициент качества, характеризующий технологию обслуживания, можно объединить, рассчитав комплексный коэффициент (показатель) качества медицинского обслуживания.
Комплексный показатель качества медицинского обслуживания:
где КП — комплексный показатель качества; Км — коэффициент медицинской эффективности; Кс — коэффициент социальной эффективности; Кз (или Кэ) - коэффициент экономической эффективности; Кк — коэффициент качества, рассчитанный на основании процессуального (технологического) подхода.
Контроль качества предполагает 5 уровней организации, которые осуществляются:
— заведующим структурным подразделением;
— заместителем главного врача ЛПУ по лечебным вопросам;
— экспертной комиссией ЛПУ по контролю качества;
— экспертной комиссией при городском отделе здравоохранения по контролю качества;
— экспертной комиссией при областном отделе здравоохранения по контролю качества.
В странах с классической моделью страховой медицины, например в Германии, для обеспечения качества используется контроль по отклонению от среднего уровня (в основном по числу определенных услуг и их стоимости) в сочетании с экспертной оценкой.
Помимо названных подходов к оценке и контролю качества, в том числе международными организациями, предложены простые оценки, основанные на практическом, клиническом опыте и обобщенные в работах кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения РГМУ (Ю.П. Лисицын, К.А. Отдельнова). Были предложены критерии качества и факторы, на него влияющие, представленные ниже.
Критерии качества медицинской помощи. Конечный результат деятельности в здравоохранении и факторы, на него влияющие
I. Субъективный критерий— удовлетворенность медицинской помощью:
— населения;
- медицинских работников;
- руководства медицинских учреждений.
II. Объективный критерий- показатели здоровья человека (населения).
III. Объективный критерий— качество медицинской помощи:
- своевременность;
— квалификация персонала;
— экономическая эффективность;
— деонтологические критерии.
IV. Факторы, влияющие на качество медицинской помощи:
— общеэкономические и качества состояния медицинского учреждения;
— зависящие от врача, медицинского персонала;
- зависящие от больного, условий и образа его жизни.
Как отмечалось, оценка, контроль качества медицинской помощи и особенно управление качествомявляются наименее разработанной проблемой ввиду ее сложности и зависимости от многих условий — организации, финансирования, информационного обеспечения и др. На основе специальных исследований и изучения опыта медицинских учреждений разрабатываются и успешно испытываются модели управления качеством. Одна из наиболее эффективных моделей предложена В.П. Зиминым (Тамбов, 1997). В основе этой модели, как и других (учрежденческих, территориальных и пр.), лежат: система сбора информации о контроле качества; принятие решений, направленных на создание благоприятных условий для оказания медицинской помощи; контроль за реализацией принятых решений. Как и в других моделях, у В.П. Зимина оценка-анализ и контроль качества медицинских услуг реализуются на 3 уровнях: заведующий подразделением, экспертно-аналитическая группа, возглавляемая заместителем главного врача по медико-экспертной работе, главный врач, возглавляющий комиссию по подведению итогов деятельности учреждения. При оценке, контроле качества медицинской помощи, т.е. основы использования всех организационных, экономических, кадровых, материально-технических, юридических, морально-нравственных и других ресурсов, выявляемых при изучении информации о работе учреждения с целью повышения показателей качества его деятельности, использования только (или исключительно) стандартов в экспертной работе недостаточно. Эксперту (группе экспертов) необходимо анализировать весь лечебно-диагностический процесс, в соответствии с программой (алгоритмом) управления качеством. В такой алгоритм входят все составляющие оценки и контроля качества. Можно сказать, что все элементы процесса контроля и оценки служат созданию технологии, более того, системы управления качеством.
Пока же общегосударственной системы управления качеством не создано. Действует, как отмечено, механизм контроля, а точнее говоря, обеспечения качества, который предусматривает улучшение медицинского обслуживания на основе рационального использ
Билет №9
1. Проблемы соотношения социального, биологического и экологического в медицине. Научно-технический прогресс, урбанизация и здоровье.
Биологические характеристики человека (пол, возраст, наследственность, конституция, темперамент, адаптационные возможности и др.) составляют в общей доле воздействия факторов на здоровье не более 20%. Как социальные, так и биологические факторы воздействуют на человека в определенных условиях окружающей среды, доля влияния которых составляет от 18 до 22%. Только незначительная часть (8—10%) показателей здоровья определяется уровнем деятельности медицинских учреждений и усилиями медицинских работников. Поэтому здоровье человека — это гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными свойствами,
а болезнь — нарушение этой гармонии.
Состояние здоровья в целом зависит от:
— биологических, психологических (наследственность, конституция, тип высшей нервной деятельности и др.) свойств человека;
— природных (климат, погода, ландшафт местности, флора, фауна и др.) воздействий;
— состояния окружающей среды (загрязнение химическими, физическими, биологическими агентами и др.);
— социально-экономических, политических и прочих факторов, обычно действующих через условия труда и быта;
— состояния служб здравоохранения, кадров, уровня медицинской науки;
— многих других воздействий окружающей человека среды, отношений между людьми и др. (см. рис. 3.).
Здоровье и болезни опосредованы через социальные условия и социальные факторы. Конкретные условия жизни — труда, быта, питания, жилища, отдыха, образования, воспитания, культурные потребности и вообще то, что ранее в социально-гигиенических трудах называлось условиями коллективной жизни, и есть социальные условия и факторы.
При решении вопроса об обусловленности здоровья недостаточно представить и систематизировать многообразные воздействия на него, от которых оно зависит, нужно определить решающие условия и факторы,сконструировать модель обусловленности здоровья. Нужно попытаться ответить на основной вопрос медицины: от чего непосредственно зависит здоровье.Здесь приобретают первостепенное значение факторы риска здоровью.
Социально-экономические, политические условия и факторы
Условия труда
Здоровье населения: индивидуальное; групповое; общественное
Условия быта
Условия, факторы: биологические; психологические; наследственные
Состояние
служб, систем
здравоохранения
Состояние окружающей среды: экология;
природные условия и факторы (климат, погода, ландшафт, флора, фауна и загрязнение внешней среды)
Урбанизация — это демографический процесс, который характеризуется ростом числа городов, увеличением их мощности и вследствие этого преобладанием доли городских жителей среди всего населения. В России доля городского населения увеличилась с 18% в
1897 г. до 67% в 1989 г. (по данным последней переписи). В перспективе городские жители будут составлять 80% от всего населения страны.
2. Статистическая оценка достоверности результатов исследования. Применение критерия "t". Доверительные границы средних и относительных величин.
Одним из самых распространенных классов задач в здравоохранении является оценка различий между показателями. И в повседневной работе, при оперативном управлении объектами здравоохранения, и при проведении специальных исследований, при анализе какой-то специфической информации часто приходиться сравнивать величины показателей между собой. В одних случаях разница между сравниваемыми числами бросается в глаза и, что называется, очевидна, в других – нет. Но все это – субъективные ощущения: очевидное для одного человека может не быть таковым для другого. Поэтому следует взять за правило: никогда не полагаться только на свои субъективные чувства и интуицию, а всегда, даже в самых очевидных случаях, опираться на объективные способы оценки.
Среди широко распространенных в здравоохранении и относительно простых способов оценки достоверности различий показателей первое место по праву принадлежит использованию коэффициента достоверности Стьюдента – t.
Если получена величина t > 2, различия между средними следует признать существенными (достоверными) с вероятностью ошибочности этого заявления менее 5% (р < 0,05[1]). При t > 2,5 различия признаются существенными с вероятностью ошибочности этого заявления менее 2% (р < 0,02). При t > 3,3 различия еще более существенны (р < 0,001).
Величина t < 2 говорит о недостоверности различий показателей (р > 0,05).
Не следует путать существенность, достоверность различий с силой связи между признаками, что иногда встречается при отсутствии достаточного опыта в проведении анализа.