Автоматизированные системы управления в здравоохранении (клиничекий, городсокй. Областной, уровни управления.
АСУ- совокупность программно- технических средств, предназначенных для накопления, обработки и анализа данных с целью принятия управленческих решений. Цели создания АСУ:Совершенствование организационной структуры управления (оперативное получение информации и формирование отчетных форм).Оптимизация производственных процессов ( облегчение хранения, распространения и потребления информационных ресурсов.). Совершенствование документации и системы документооборота (автоматизация формирования, унификация и структурирование).Автоматизация процессов получения, сбора, хранения, поиска, передачи и использования информации (диагностическая аппаратура, сбор данных о проведенных исследованиях).
Среди органов управления здравоохранением следует выделять центральные
(республиканские) и местные (краевые, областные, городские, районные) органы здравоохранения. К центральным органам относятся министерства здравоохранения, которые несут ответственность за состояние и развитие медицинской помощи. К местным органам относятся комитеты по здравоохранению при областной, городской и районной администрации. Они осуществляют деятельность по развитию сети учреждений здравоохранения, рациональному их размещению, организации первичной медицинской помощи населению и др. Органы здравоохранения направляют и координируют работу медицинских учреждений, обеспечивают единство методов и организационных принципов.
Под управлением здравоохранением принято понимать структуры, определяющие условия и формы принятия организационных решений, а также содержащие элементы организации (планирование, координация, анализ) и контроля.
Информацию, необходимую для контроля, подразделяют на медико-статистическую
(о здоровье, кадрах, материальной базе, деятельности медицинских учреждений), экономическую (финансовую) и научно-медицинскую информацию о материально-техническом и лекарственном обеспечении. Министерство здравоохранения имеет в структуре управления отделы, которые осуществляют организационно-методическую, статистическую и планово-финансовую деятельность, координируют работу по подготовке и усовершенствованию кадров и др.
Местные комитеты и органы здравоохранения функционально подчиняются
Министерству здравоохранения, а координацию работы по осуществлению медицинской помощи на местах проводят под управлением местной администрации. В структуре местных комитетов по здравоохранению имеются управления и отделы амбулаторно-поликлинической помощи, стационарной помощи, педиатрической, скорой и неотложной помощи, статистические бюро, организационно-методические и информационно-вычислительные центры. В ряде районов созданы районные территориально-медицинские объединения (ТМО), где роль головного центра выполняет одна из поликлиник, работающая в функциональной связи с женскими консультациями, детскими поликлиниками, диспансерами, стоматологическими учреждениями.
98. Составные части АСУ (технические средства, информация, персонал); требования, предъявляемые к ним. Этапы разработки и внедрения АСУ.
АСУ- совокупность программно- технических средств, предназначенных для накопления, обработки и анализа данных с целью принятия управленческих решений. Части: 1.Технические средства: комп., цифровое оборудование и приборы, средства связи, программное обеспечение. Требования: надежность, функциональность, совместимость. 2. Информационные потоки: справочники, текущие данные, отчеты. Защита информации: физическая и логическая. Требования: достоверность, оперативность, достаточность. 3.Персонал: пользователи и специалисты. Требования: квалификация, заинтересованность, организация труда. Цели создания АСУ:Совершенствование организационной структуры управления (оперативное получение информации и формирование отчетных форм).Оптимизация производственных процессов ( облегчение хранения, распространения и потребления информационных ресурсов.). Совершенствование документации и системы документооборота (автоматизация формирования, унификация и структурирование).Автоматизация процессов получения, сбора, хранения, поиска, передачи и использования информации (диагностическая аппаратура, сбор данных о проведенных исследованиях). Этапы внедрения: обследование объекта автоматизации- концепция автоматизации в форме служебной или докладной записки. технико-экономическое обоснование и финансирование проекта- составление сметы расходов и ориентировочное планирование затрат. техническое проектирование- создание проекта АСУ. инженерно-технические работы- приобретение и установка оборудования и программного обеспечения, их отладка и настройка. ввод в эксплуатацию- обучение персонала, подготовка информационных баз данных, опытная эксплуатация.
Вопрос 97. Автоматизированные рабочие места (АРМ) врачей различных специальностей. Примеры использования АРМ.
АРМ мед персонала предполагают применение компьютерных систем в качестве инструмента, помогающего мед работнику выполнятьт свои функции. АРМ – это место работы сотрудника, оснащённое вычислительной техникой и программным обеспечением, обеспечивающих сбор, хранение и обработку медицинской и парамедицинской информации с целью принятия организационных, диагностич., и др. решений. Основные действия выполняются с помощью компьютера (накопление, обработка и хранение информации). Специалист вводит информацию в компьютерную систему и производит творчекий анализ обработанных данных с их обобщением и представлением в удобной для анализа форме. АРМ врача длжен обеспечивать поддержку след. ф-ий:
1) формирование диагностической гипотезы
2) Д.Д.-ка и формулирование диагноза основного и сопутствующего заболеваний
3) Рекомендации о плане лечения и обследования больного
4) Хранение информации о пациенте и назначениях
5) Создание электронной истории болезни
6) Ведение дневника в истории болезни, отражающей динамику состояния
7) Выписку рецептов, талонов и др мед документации
8) Формирование эпикриза, статистической отчетности, и расчет стоимости лечения
Вариант АРМа- программа «ГИППОКРАТ».
98. Составные части АСУ (технические средства, информация, персонал); требования, предъявляемые к ним. Этапы разработки и внедрения АСУ.
АСУ- совокупность программно- технических средств, предназначенных для накопления, обработки и анализа данных с целью принятия управленческих решений. Части: 1.Технические средства: комп., цифровое оборудование и приборы, средства связи, программное обеспечение. Требования: надежность, функциональность, совместимость. 2. Информационные потоки: справочники, текущие данные, отчеты. Защита информации: физическая и логическая. Требования: достоверность, оперативность, достаточность. 3.Персонал: пользователи и специалисты. Требования: квалификация, заинтересованность, организация труда. Цели создания АСУ:Совершенствование организационной структуры управления (оперативное получение информации и формирование отчетных форм).Оптимизация производственных процессов ( облегчение хранения, распространения и потребления информационных ресурсов.). Совершенствование документации и системы документооборота (автоматизация формирования, унификация и структурирование).Автоматизация процессов получения, сбора, хранения, поиска, передачи и использования информации (диагностическая аппаратура, сбор данных о проведенных исследованиях). Этапы внедрения: обследование объекта автоматизации- концепция автоматизации в форме служебной или докладной записки. технико-экономическое обоснование и финансирование проекта- составление сметы расходов и ориентировочное планирование затрат. техническое проектирование- создание проекта АСУ. инженерно-технические работы- приобретение и установка оборудования и программного обеспечения, их отладка и настройка. ввод в эксплуатацию- обучение персонала, подготовка информационных баз данных, опытная эксплуатация.