Учащимся профессионально-технических училищ.
Стом помощь детям оказывается в дет стомат поликлиниках, стоматологических отделениях (кабинетах) в составе детских поликлиник, в кабинетах при школах Основной задачей плановой профил санации полости рта у детей дошкольного и школьного возраста является выявление путем регулярных осмотров ранних не осложненных стадий заболеваний и своевременное и полное их излечение, предотвращение осложнений, функциональных и морфологических нарушений зубо-чел системы .Санированым считать ребенка, у которого запломбированы все пораженные кариесом молочные и постоянные зубы, удалены зубы и корни, не подлежащие лечению, а также устранены воспалительные заболевания слизистой оболочки полости рта. При проведении плановой санации первоочередное внимание обращается на раннее лечение аномалий прикуса и профилактику деформации челюстей.Плановые осмотры у детей дошкольного и школьного возраста проводятся 2 раза в год. Проводится санация полости рта у детей, поступающих в школу. В течение учебного года подлежат обязательной санации учащиеся выпускных классов. Стоматолог в школе проводит сан-просв работу среди учеников и педагогов, организует оздоровительные мероприятия, направленные на снижение стомат заболеваний. Для повышения эффективности работы врача стоматолога в школе диспансерное наблюдение за детьми следует осуществлять не только по срокам ( 2 раза в год), но и по медицинским показаниям. В первую очередь необходимо брать на учет детей с множественным кариесом. Плановые осмотры с одновременной санацией у этой группы проводятся не менее 2-х раз в год. Дети с интактными зубами (они составляют в среднем 20%) и с поражением 1-5 зубов ( около 70%) проходят плановые осмотры 1 раз в год. В специальную группу выделяют детей с пародонтопатиями, аномалией прикуса, а также имеющих хронические заболевания других органов (хронический тонзиллит, ревматизм и др.) С учетом состояния здоровья и степени активности кариеса среди детей выделяют три группы диспансерного наблюдения. Показатели работы детских стоматологов: охват (в процентах) санацией полости рта детей школьного возраста и детей
детских садов, дет домов; охват (в процентах) санацией полости рта у детей с хроническими заболеваниями (туберкулезная интоксикация, частые ангины, ревматизм, желудочно- кишечные заболевания);
эффективность (в процентах) проводимого лечения (санации, иммунизации) наиболее распространенных заболеваний зубочелюстной системы - кариеса, болезней пародонта и др.; охват (в процентах) детей разных возрастных групп школьного и дошкольного возраста , подростков, учащихся СПТУ, призывников оздоровительно- профилактическими мероприятиями; процент детей (разных возрастных групп) нуждающихся в санации полости рта; доля детей, нуждающихся в ортодонтическом лечении и получивших его; увеличение доли (в процентах) здоровых детей и детей с 1-й степенью активности кариеса (до 65 %) среди учащихся школ и детей посещающих детские дошкольные учреждения ( минимальный показатель 15%); индекс КПУ (кп) среди детей различных возрастных групп (вычисляется по учебным классам или группам детских садов, СПТУ)
№70. Организация стационарной помощи стоматологическим больным.
В Волгограде 2 отделения. Стационары на 30 коек и более, м.б. выделены палты в хир отделениях. Особенности: особый психологический подход, принципы деонтологии, организация ухода и питания. Документация: мед карта стационарного больного, карта выбывшего из стационара, операционный журнал, журнал переливания крови, лист учета больных и коечного фонда, и др. Анализ деятельности отделения ЧЛХ:
1. средне-годовая занятость койки= число койко-дней, проведенных больными в стационаре/ число среднегодовых коек. Норматив – 330-340 дней.
2. средняя длительность пребывания больного в стационаре= число проведенных койко-дней / число выбывших больных (выписанные+умершие). (14-15 дней)
3. оборот койки= число выбывших больных / среднегодовое число коек. (20 больных за год)
Качественные показатели:
4. общий больничный показатель летальности= число умерших в стационаре *100% / число выбывших больных.
5. частота послеоперационных осложнений= число послеоперационных осложнений *100% / кол-во проведенных операций.
6. хир активность= чисо прооперированных больных *100% / общее число выбывших из хир отделения.
7. Стр-ра исходов лечения – (экстенсивный показатель): выздоровление, улучшение, без перемен, с ухудшением, летальность.
Дневной стационар является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения, в том числе амбулаторно-поликлинических, больничных, клиник медицинских научно-исследовательских институтов и образовательных учреждений и предназначен для проведения профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий больным, не требующим круглосуточного медицинского наблюдения.
Дневной стационар поликлиники является лечебно-диагностическим подразделением, входящим в состав амбулаторно-поликлинического учреждения. Число мест в дневном стационаре поликлиники определяется руководителем ЛПУ, в составе которого он создан. В дневной стационар поликлиники пациенты поступают по направлению врачей поликлиники, стационара и пр.
71. Организация работы ортодонтического отделения
Ортодонтическое отделение входит в состав детской стоматологической поликлиники (краевой, областной, городской, районной) наравне с профилактическим, терапевтическим, хирургическим отделениями. В поликлинике оказывают стоматологическую помощь детям до 15 лет. В крупных городах имеются региональные центры оказания детской стоматологической помощи на соответствующей территории (республика, край, область, город). Республиканские и краевые поликлиники обычно базируются на кафедрах стоматологии детского возраста стоматологических факультетов медицинских институтов страны.
Рациональное лечение ортодонтических больных бывает комбинированным и связано с работой других подразделений поликлиники.
Ортодонтическую помощь детям оказывают с 4—5 лет, а при врожденной патологии (полная адентия, расщелина неба) в более раннем возрасте. В некоторых крупных детских поликлиниках созданы ортодонтические центры, куда могут обращаться за помощью подростки от 15 до 18 лет.
В организованных детских коллективах (детские сады, школы, интернаты, детские санатории) развивается профилактическая ортодонтия. В крупных стационарах проводятся ортодонтическое лечение путем хирургического устранения аномалий прикуса (на предварительном и заключительном этапах), протезирование после операций на челюстях. Особое внимание в центрах уделяют больным с врожденным несращением губы и неба.
В штатном расписании отделения имеются должности врачей-ортодонтов, медсестер, санитарок. Врачи оказывают консультативную помощь пациентам и ведут прием больных по участково-территориальному принципу: 0,45 должности врача-стоматолога (детского) на 10 000 детей, проживающих в городе с населением более 25 000 человек, в сельской местности — 2,5 должности на 10 000 детей. Штатные нормативы медперсонала стоматологических поликлиник определены приказом Минздрава СССР от 01.10.1976 г. № 950. Должность заведующего ортодонтическим отделением устанавливается при наличии в штате 3,5—6 должностей врачей-ортодонтов. Заведующий этим отделением выполняет врачебную работу в объеме 50 % ставки.
Должности медсестер устанавливаются из расчета 1 медсестра на 2 врача-ортодонта, должности санитарок — 1 санитарка на 3 врачей-ортодонтов, должности техников 2—3 техника на 1 врача-ортодонта.