Расследование пищевых отравлений.

Расследование пищевых отравлений подразумевает совокупность мероприятий, направленных на выявление этиологии заболевания и фак­торов, способствующих его возникновению с целью осуществления лече­ния и предупреждения подобных заболеваний.

В расследовании пищевого отравления могут принимать участие са­нитарный врач по гигиене питания, главный врач СЭС, а также врачи лечебного профиля (участковый врач, врачи-специалисты поликлиники, врачи медико-санитарных частей и др.).

До прибытия санитарного врача расследование пищевого отравления проводит участковый врач или средний медицинский персонал. При этом они обязаны:

1. Изъять из употребления остатки подозрительной нищи и взять пробу для анализа в количестве 200-300 г

2. Собрать рвотные и каловые массы заболевших, промывные воды же­лудка и мочу в количестве 100-200 мл для бактериологического ана­лиза, взять 10 мл крови из локтевой вены для посева на гемокультуру. Все пробы для анализа следует собрать в стерильную посуду. При от­сутствии ее следует прокипятить чисто вымытую.

3. Направить изъятую пищу, собранные выделения и промывные воды на исследование в санитарно-бактериологическую лабораторию или со­хранить их до прибытия санитарного врача

4. До выяснения всех обстоятельств запретить реализацию подозритель­ных продуктов

5. Немедленно известить о пищевом отравлении местную СЭС

Санитарный врач при расследовании пищевого отравления обязан:

1. Произвести опрос больных, выяснив паспортные данные, чем и где питался пострадавший последние двое суток, имеются ли заболевания среди членов семьи, дату и время начала заболевания, клинические симптомы заболевания, отметить какой продукт или блюдо подозрева­ется, а также место и время приема в пищу подозрительного продукта и предполагаемый период инкубации

2. Тщательно проанализировать с участием лечащих врачей клиническую картину заболевания, исключив заболевания иной этиологии, напоми­нающие по отдельным признакам пищевое отравление

3. Направить (если это не было сделано ранее) на исследование в лабо­раторию подозрительные продукты и выделения заболевших

4. Обеспечить взятие и направление в лабораторию крови заболевших для посева и проведения серологических реакций (ставится на 1-3 и

7-10 день заболевания). В случае летального исхода принимаются во внимание результаты патологоанатомического вскрытия, производятся лабораторные исследования трупного материала (паренхиматозных орга­нов, содержимого желудка и кишечника, крови из сердца). 1. Для выяснения путей инфицирования или загрязнения ядовитыми веществами пищевого продукта, послужившего причиной отравления, необходимо проверить санитарные условия перевозки, технологию приготовления пищи, сроки хранения и реализации сырья, полуфаб­рикатов и готовой продукции, наличие ветеринарно-санитарных удо­стоверений, возможность инфицирования продуктов бактерионосите­лями, лицами с гнойничковыми заболеваниями и др.

В процессе расследования и на основании его результатов санитар­ный врач предпринимает определенные меры:

1. Запрещает использование или устанавливает порядок реализации пи­щевых продуктов, послуживших причиной отравления

2. Отстраняет от работы или переводит на работу, не связанную с пище­выми продуктами лиц, которые могли быть источником инфицирова­ния пищевых продуктов

3. Предлагает и контролирует осуществление необходимых санитарных мероприятий на предприятии, санитарные нарушения в котором по­служили причиной выработки недоброкачественного продукта (временное или постоянное запрещение эксплуатации, дезинфекция, ремонт и тд.)

4. Привлекает к административной ответственности или передает мате­риалы расследования в прокуратуру для привлечения к уголовной от­ветственности лиц, виновных в производстве, выпуску и реализации продукта, вызвавшего пищевое отравление.

Схема расследования пищевых отравлений4

Выявление причинпищево-1 го отравления

Обследование места возникно-вени заболева­ния со сбором анамнеза

Выявление

возбудителя

Исследование

материала от

больных

Обследование инкриминиро ванных пред­приятий

Исследование пищевых продуктов

Исследование смывов с ин­вентаря и оборудования

Клиническое

обследование

больных

Лабораторное

исследование

матерала от

больных

Схема заимствована с плаката кафедры гигиены

41.

42. Гигиенические требования к устройству и оборудованию пищевых блоков. Пищеблок - комплекс специально оборудованных помещений, предназначенных для временного хранения пищевых продуктов, приготовления и раздачи готовой пищи. В целях профилактики инф. заболеваний поддерживаться санитарно-гигиенический режим. Этот режим обеспечивается выполнением требований к устройству и планировке пищеблока, хранению пищевого сырья и его кулинарной обработке, реализации готовой пищи, содержанию посуды и инвентаря, профотбору работников и соблюдением персоналом правил личной гигиены.Помещения пищеблока разделиют на несколько групп: - помещения, предназначенные для обслуживания питающихся (обеденный зал, гардероб, санузел, буфет); - производственные помещения (заготовочные цехи, холодная и горячая готовочные, овощной и кондитерский цехи, хлеборезка и др.); - моечные (для столовой и кухонной посуды); - складские помещения (холодильные камеры, кладовые и др.); - административно-хозяйственные помещения (бухгалтерия, душевые, санузел, раздевалка для персонала, комната отдыха и т.д.); - технические помещения (бойлерная, щитовая, котельная и др.). Помещения пищеблока должны достаточное освещение, вентатяцию, - кондиционирование воздуха. Стены облицованы керамической белой плиткой .Могут быть централизованного и децентрализованного типа. Децентрализованного типа, когда центральная кухня выносится в отдельное здание, а в отдельных корпусах имеются добавочные кухни, буфетные и столовые при отделениях. В централизованных пищеблоках осуществляется цикл приготовления пищи в одном здании. Буфетные и столовые устраиваются при отделениях, где осуществляется мытье и дезинфекция столовой посуды. Запрещается питание больных туберкулезных, инфекционных, кожно-венерологических отделений совместно с больными других отделений. Текущую уборку проводят влажным способом 1-2 раза ежедневно, моют горячей водой с добавлением кальцинированной соды. Проводятся мероприятия по предупреждению появления насекомых и грызунов. Процесс мытья производится в 3-ной ванной: механически очищается с моющими средствами Прогресс, затем дезинфекции опускают на 10-15 мин. в 0,2% р-р хлорной извести , затем ополаскивается чистой водой (температура не; ниже 65°С), затем просушивается.В туберкулезных больницах производится стерилизация столовой посуды в автоклаве. Маркировка разделочных досок не менее 7 . При транспортировке нельзя допускать порчу, загрязнение и| инфицирование пищевых продуктов. Продукты перевозиться в специальной таре . Хранение в сухих, проветриваемых помещениях. Холодильные камеры (температура не превышать +8^С). Запрещается совместное хранение: - сырых продуктов или полуфабрикатов . Хранениене должно превышать установленного срока. За режимом тепловой обработки должен быть установлен повседневный контроль. Все поступающие на работу проходят медицинское освидетельствование с рентгенологическим исследованием на наличие туберкулеза, исследованием на носительство возбудителей кишечных инфекций и глистов. В дальнейшем персонал проходит медицинский осмотр 1 раз в 3 месяца, рентгеноскопию легких I раз в год и периодически обследование на бактерио- и глистоносительство. Диетсестра ежедневно проводит осмотры персонала. Персонал должен соблюдать правила личной гигиены.

43.

44.???

45.???

46.???

47.???

48.???

49.

50. Первичные функциональные изменения в организ­ме человека при умственном труде наступают преж­де всего в динамике изменений высшей нервной дея­тельности. Локальные процессы активации развива­ются во многих зонах мозга, захватывая левое и пра­вое полушарие. Важнейшую роль в осуществлении психических функций играют лобные отделы мозга.

Основной задачей медицины труда в области ор­ганизации трудового процесса является предупреж­дение развития утомления и переутомления.

Утомление — физиологическое состояние, со­провождающееся чувством усталости, снижением работоспособности, вызванной интенсивной или дли­тельной деятельностью, выражающееся в ухудшении количественных и качественных показателей работы и прекращающееся после отдыха.

В отличие от утомления, переутомление является состоянием пограничным с патологией. Причем обыч­ный кратковременный отдых не восстанавливает ис­ходного уровня работоспособности, а изменение мор­фологических, биохимических и иных показателей организма носит выраженный и длительный характер.

Исходя из сущности утомления и учитывая извест­ные механизмы, вызывающие это состояние, предуп­реждение его может быть достигнуто благодаря ши­рокому кругу социально-экономических, психофизи­ологических, технических и других мероприятий.

Физиология труда, причины утомления и профилактика переутомления. Утомление - снижение работоспособности, возникающее в результате выполнения труда большой тяжести, напряженности или продолжительности и выража­ющееся в количественном ухудшении его результатов. Утомление — сложный физиологический процесс, начинающийся в высших отделах нервной системы и распространяющийся на все системы организма. О ведущей роли ЦНС в развитии утомления свидетельствуют факты благоприятного воздействия на работоспо­собность эмоционального подъема. После отдыха утомление исче­зает и работоспособность организма восстанавливается Наблюдение режима труда, невнимательное отношение к чувству усталости приводят к накоплению утомления, так называемому переутомлению. Переутомление рассматривают как патологическое состояние, наступающее в тех случаях, когда при тяжелой или длительной работе организм систематически недостаточно отдыхает и его работоспособность не восстанавливается. При переутомлении в состоянии ЦНС обнаруживаются явления перевозбуждения, в результате чего отмечается плохое самочувствие, повышенная раз­дражительность, бессонница. Переутомление может привести к нев­розам, обострению сердечно-сосудистых заболеваний, гипертониче­ской, язвенной болезни. При переутомлении снижаются защитные силы организма, что ведет не только к снижению работоспособности; но и росту общей и профессиональной заболеваемости. Утомление всегда является результатом неправильной организации трудового процесса, выполнения работ, требующих большого нервно-психического напряжения, больших энергетических затрат или работ, связанных с интенсивной деятельностью небольшой группы мышц, неудобной рабочей позой. В целях профилактики утомления и сохранения высокой произ­водительности труда необходима ритмичность в работе. Ритмичный труд позволяет рационально расходовать нервную и мышечную энер-гию. Для поддержания высокой работоспособности и предупреждения утомления работающих следует рационально чередовать работу и перерывы. В целях снижения интенсивности физической работы и облегче­ния труда во всех отраслях народного хозяйства находит широкое внедрение механизация трудоемких работ, переход к автоматизиро­ванным технологическим процессам.

51. Требования, предъявляемые к проведению психофизиоло­гических исследований в условиях эксперимента:

• Группы испытуемых должны быть однородны по таким признакам как пол, возраст, стаж работы по специальности, образование, семейно-бытовые условия

• Для исследований выбираются практически здоровые лица в возрасте 25-40 лет.

• При исследовании обращают внимание на функциональное состояние ЦНС, наиболее загруженных и наименее загруженных при работе сис­тем

• Сначала определяют исходные показатели (до начала работы или через час после начала работы). Заключительное исследование прово­дят за 30-60 минут до окончания работы. Исследования проводят не­сколько дней подряд.

• Учитываются внешние влияния (температура, шум и тд.), организация и характер труда

Физиологические особенности умственного и фи­зического труда. Методы исследования.

Труд условно делится на физический и умственный.

В физическом труде преобладает мышечный компонент, а психи-чсский-даносительно мал. Мышечная деятельность характеризуется со­кращением и расслаблением работающих мышц, образованием тепла, усилением обмена веществ и повышением расхода энергии. Чем интен­сивнее работа, чем больше групп мышц в ней участвует, тем выше энер­готраты. При физической работе усиливается кровообращение и дыхание, развиваетсялщчйз, повышается осмотическое давление и температура тела.- Йрй*тажелом физическом труде возможно нарушение соотношения между потребностью в кислороде и его фактическим потреблением. В результате этого возникает кислородное голодание, и в организме скап­ливаются кедоокисленные продукты распада.

При умственном труде преобладает психический компонент, а мышечный относительно мал. Соответственно энергозатраты при умст­венном труде ниже, чем при физической работе. Повышение основного обмена не превышает 10-15%, незначительны и непостоянны изменения в крови.

Методы исследования.

Определение времени скрытого периода двигательной реакции.

Время скрытого периода двигательной реакции - время, прошедшее с момента действия раздражителя до ответной двигательной реакции на него. Для определения данного показателя используется специальный

прибор - хронорефлексометр, который фиксирует время с момента зажи­гания лампочки до нажатия испытуемым кнопки.

По мере нарастания тренированности в работе время скрытого перио­да двигательной реакции уменьшается, при наступлении утомления и снижении работоспособности - увеличивается.

Определение мышечной силы кисти рук.

Обычно используется ручной динамометр или кистевой динамометр Абалакова. Силовые качества меняются под влиянием физической на­грузки: после незначительной физической работы они остаются без изме­нений, тяжелая физическая работа сопровождается падением мышечной силы. Таким образом, уменьшение мышечной силы кисти является пока­зателем снижения работоспособности и наступления утомления.

Определение выносливости.

Показателем выносливости является предельное время, в течение ко­торого может выполняться данная работа. Выносливость препятствует развитию утомления и обеспечивает более длительное сохранение рабо­тоспособности.

При определении выносливости вначале измеряют мышечную силу кисти рук с помощью динамометра, а затем испытуемый сжатием руко­яток прибора устанавливает стрелку динамометра на цифре, равной поло­вине максимальной силы, и держит ее на этом уровне сколько может. Время удержания и является показателем выносливости.

Психофизиологические методики.

Существует большое количество различных психофизиологических методик определения работоспособности. Одним из возможных вариантов является использование специально составленных арифметических при­меров, на решение которых необходимо определенное время. Испытуе­мый решает примеры до работы, и число правильно решенных приннма- -ют за 100%. Снижение процентного содержания правильно решенных примеров по мере выполнения той или иной работы свидетельствует о снижении умственной работоспособности, увеличение - о ее повышении.

Понятие о производственных вредностях и про­фессиональных заболеваниях. Классификация про­фессиональных вредностей. Медицинские меры профилактики профзаболеваний.

В процессе труда важное значение имеют условия труда. Условия труда - это совокупность факторов производственной среды, оказываю­щих влияние на здоровье и работоспособность человека.

Согласно гигиенической классификации выделяют следующие виды условий труда:

1. Оптимальные условия - исключается неблагоприятное действие на здоровье и создаются условия для постоянно высокой работоспособ­ности.

2. Допустимые условия - воздействие производственных факторов не превышает установленных норм, а возможные функциональные изме­нения носят временный характер и легко восстанавливаются после от­дыха.

3. Вредные условия - из-за нарушения норм возможно воздействие про­изводственных факторов, изменяющее функциональное состояние и приводящее к нарушению работоспособности и здоровья.

Условия труда состоят из нескольких производственных факторов. При определенном уровне этих факторов они могут приводить к наруше­нию здоровья.

С точки зрения негативного влияния производственных факторов на здоровье человека выделяют:

1. Опасные производственные факторы - факторы, воздействие которых при определенных условиях может привести к травме или резкому ухудшению здоровья.

2. Вредные производственные факторы - факторы, воздействие которых в определенных условиях может привести к заболеваниям или стой­кому снижению работоспособности.

В ГОСТе существует классификация вредных производственных факторов :

1. Физические - повышенная или пониженная температура, увеличенная или пониженная влажность, наличие движущихся механических час­тей, повышенное давление, повышенный уровень шума, вибрация, действие ИИ, электромагнитные поля, лазерное излучение и др.

2. Химические:

• По происхождению

- органические

- неорганические

• По пути проникновения в организм

- пероральные

- ингаляционные

- перкутанные

• По преимущественному характеру действия

- раздражающие

- сенсибилизирующие (аллергены)

- канцерогены (канцерогенное действие)

- мутагены

- тератогенные

- влияющие на репродуктивную функцию организма

4. Биологические - микроорганизмы, бактерии, вирусы, риккетсии, пато­генные животные, патогенные растения.

5. Психофизиологические

Физические нагрузки (статические и динамические) Гиподинамические

Монотонность труда (так называемый конвейерный труд) Перегрузка отдельных систем органов (дыхательной системы, кровообращения, голосовых связок и тд.) Перегрузка анализаторов (слухового, зрительного, тактильного) Нервно-психические перенапряжения (эмоциональное, умствен­ное)

Существует и другая классификация опасных и вредных производст­венных факторов :

1) Физические (статические и динамические) перегрузки опорно-двигательного аппарата: подъем и перенос тяжестей, неудобное по­ложение тела, длительное давление на кожу, суставы, мышцы и кости. Пример: немеханизированный труд (погрузочно-разфузочные работы, ремонтные работы, труд шахтеров, горняков и тд.)

2) Физиологически недостаточная двигательная активность (гиподинамия). Пример: умственный труд.

Данная классификация была представлена на лекции.

Данная классификация заимствована с плаката кафедры гигиены

3) Физиологические перегрузки органов кровообращения, дыхания, голо­совых связок. Пример: тяжелые работы в разных областях промыш­ленности, музыканты, играющие на духовых инструментах, стеклодувы и др.

4) Нервно-психические перегрузки - умственное перенапряжение, эмо­циональные нагрузки, перенапряжение анализаторов. Пример: труд операторов, диспетчеров, водителей и тд.

Наши рекомендации