Анкета № 1. Профессиональные данные эксперта-врача
Медицинская специальность | Стаж работы по специальности | Врачебная категория | Ученая степень |
Исходные показатели профессиональных данных экспертов-врачей переводятся в баллы по следующей системе:
Стаж по специальности:
до 5 лет — 1 балл от 20 до 30 лет — 4 балла
от 5 до 10 лет — 2 балла свыше 30 лет — 5 баллов
от 10 до 20 лет — 3 балла
Наличие врачебной категории, ученой степени.
категория — 1 балл Канд. мед. н. — 2 балла
1 категория — 2 балла Докт. мед. н. — 3 балла
Высшая категория — 3 балла
После обработки данных анкеты № 1 рассчитывается сумма баллов, характеризующая профессиональную компетентность каждого эксперта — Kj.
Например: врач-терапевт, стаж работы 22 года, имеет высшую категорию:
Kj = 4+3 = 7 баллов
Анкета № 2 носит название «Экспертная оценка лекарственных средств». Она имеет ряд колонок в зависимости от задач исследования. В колонке 1 указывают порядковый номер ЛC.
В колонке 2 приводится ассортимент ЛC с указанием полного наименования препарата, его лекарственной формы, страны и фирмы производителя. Для идентификации ЛC желательно указать международное непатентованное наименование (если оно есть) и ФТГ.
В колонке 3 эксперты проводят оценку терапевтической эффективности ЛC по следующей шкале:
5 баллов — хорошее ЛC (высокоэффективное, имеет большой спрос, рациональную дозировку, фасовку);
3 балла — плохое ЛC (имеет нерациональную дозировку или фасовку, пользуется небольшим спросом);
1 балл — очень плохое ЛC (неэффективное, токсичное, неудобное в применении, не пользуется спросом).
Для оценки терапевтической эффективности ЛC можно применять и другие шкалы оценок, например, 5-4-3-2-1, но в каждом случае необходимо четко указывать критерии качества ЛC по каждой оценке.
Далее в анкете следует выделить колонку 4 для аргументации экспертом своей оценки в том случае, если ЛC оценивается в 3 или 1 балл.
Например: недостаточная эффективность, неудобная лекарственная форма, нерациональная дозировка или фасовка, устаревшее ЛC, ярко выражены побочные действия, другие причины — на усмотрение эксперта.
В этой колонке эксперт может указать также предложения по улучшению ЛC. В следующие колонки анкеты можно включить и-другие, интересующие исследователя вопросы.
При подготовке к анкетированию определяют необходимое количество анкет для обеспечения репрезентативности (представительности) выборки.
Для определения минимального объема выборки можно воспользоваться несколькими способами:
1) по формуле минимального объема выборки для бесповторного отбора:
n = , где:
n — минимальный объем выборки, t — нормализованное отклонение (при Р — 0,95, t = 2),
d — допустимая ошибка (0,05-0,1), N — объем генеральной совокупности.
Градуировка ассортимента
Градуировка ассортимента ЛС представляет собой качественную оценку торговой номенклатуры конкретного учреждения с использованием атрибутивных и альтернативных характеристик типа: ЛС «благоприятной» или «неблагоприятной» конъюнктуры, группы «риска» и др. Может осуществляться по результатам статистической обработки анкет экспертной оценки терапевтической эффективности ЛС.
Рассчитанные средневзвешенные оценки ЛС группируются и округляются в следующих границах баллов (условные):
5,0 2,8 — 3,29 — округляется до 3,0
— 4,99 — округляется до 5,0 2,3 — 2,79 — округляется до 2,5
— 4,69 — округляется до 4,5 0,1 — 2,29 — округляется до 1,0
— 4,29 — округляется до 4,0 0,0
— 3,79 — округляется до 3,5
По результатам группировки средневзвешенных оценок можно провести градуировку исследуемого ассортимента ЛС:
1) Группа ЛС, имеющих «благоприятную» конъюнктуру — это ЛС, получившие средневзвешенные оценки в пределах 4,5 — 5,0 баллов (5,0, 4,7-4,99, 4,3-4,69). Как правило, это высокоэффективные ЛС, имеющие «авторитет» у экспертов. Аптечным учреждениям рекомендуется увеличивать объем закупок данных ЛС с учетом выявленных тенденций спроса.
2) ЛС группы «риска» — это ЛС, имеющие оценки в пределах 3,5-4,0 баллов (3,8-4,29; 3,3-3,79). В эту группу входят ЛС, получившие примерно треть оценок в 3 балла. Это ЛС, имеющие определенные недостатки. Их продажи имеют тенденции стабилизации или снижения спроса, что требует обоснованных решений по вопросу их закупок. Возможно появление на рынке новых эффективных ЛС, что приведет к риску снижения спроса.
3) ЛС, имеющие «неблагоприятную» конъюнктуру— это ЛС, получившие оценки в пределах 1,0-3,0 баллов (0,1-3,29). Это группа ЛС не пользующихся спросом или имеющих серьезные побочные эффекты. Решение о закупках таких ЛС должно быть отрицательным.
4) Неоцененные ЛС (0,0 баллов). Это ЛС, с которыми данная группа экспертов не знакома. В большинстве случаев в эту группу попадают новые ЛС, которые появились на фармацевтическом рынке России в последние 3-5 лет и которых на данном сегменте рынка еще не было.
Градуировка ассортимента по предлагаемым границам баллов может дополняться мнениями экспертов о перспективах спроса.