Распространенность и классификация аффективных расстройств (синдромальная, нозологическая, по течению – МКБ-10, по этиологии и др.).
Нозологическая классификация депрессий
· по этиологии
ü эндогенные
ü экзогенные
ü психогенные
ü смешанные
· классификация О.П. Вертоградовой (по содержанию ведущего аффекта):
ü тоска
ü тревога
ü апатия
ü нет аффекта
Тимический компонент, моторный компонент, идеаторный компонент.
Основные формы (МКБ-10):
· биполярное аффективное расстройство
(депрессия – светлый промежуток – мания)
· депрессивный эпизод
· маниакальный эпизод
· реккурентное депрессивное расстройство
(повторяется, хотя бы 2 эпизода)
· хронические аффективные расстройства (дистимия, циклотимия)
Дистимия – всегда подавленное настроение (траурный флёр).
Циклотимия – мягкие колебания, не достигающие выраженного эпизода («жить на качелях эмоций»).
Биологические факторы развития депрессии.
Генетические факторы
50% биполярных больных имеют хотя бы одного родителя, страдающего расстройствами настроения.
Если оба родителя имеют биполярные расстройства, вероятность заболевания ребёнка – 50-75%.
Уровень конкордантности биполярных расстройств у монозиготных близнецов – 0,67, у дизиготных – 0,20.
Другие биологические факторы. Важна роль:
· биогенных аминов: дисбаланс норадреналина и дофамина. Именно поэтому помогают соответствующие антидепрессанты.
· нейромедиаторов (ГАМК) и нейроактивных пептидов (вазопрессин и опиоиды)
· нейроэндокринной регуляции: нарушение регуляции входа биогенных аминов в таламусе
· ЦНС. Нейровизуализационные данные (ПЭТ, МРТ, КТ) говорят о том, что у депрессивных больных снижен мозговой кровоток височных и лобных долей, увеличены желудочки (впрочем, желудочки увеличены у всех психически больных).
Когнитивно-бихевиоральная модель депрессии: аффективные, поведенческие, мотивационные, физиологические и когнитивные симптомы
Ааарон Бек и Альберт Эллис – основатели когнитивно-бихевиорального подхода.
Бихевиористская модель депрессии
· стресс и травматические события
· M. Seligman – теория обученной беспомощности. Животным не давали контролировать ситуацию, они становились заторможенными, плохо спали, не хотели есть.
· P. Lewinsohn – отсутствие положительного подкрепления приводит к депрессии.
· J. Wolpe – хронические неудачи в попытках получить превосходство в межличностных отношениях. Дефицит социального интеллекта ведёт к снижению самооценки и как результат к депрессии.
Когнитивная модель депрессии
Когнитивная триада (A.A. Beck)
Под влиянием семьи и социального окружения у человека формируется определённая когнитивная схема, через которую он воспринимает действительность. Если она выстраивается по модели «тирании долженствования» (перфекционизм), неудачи приводят к накоплению негативного опыта, который приводит к расширению когнитивной схемы, что приводит к негативному восприятию себя («всё, что я делал, это цепь ошибок») и негативному образу будущего.
Когнитивные ошибки:
· произвольные умозаключения – извлечение выводов в отсутствие подтверждающих фактов или даже при наличии фактов, противоречащих заключению.
· сверхобобщение – умозаключения, основанные на единичн6ом эпизоде, с последующей их генерализацией.
· избирательное абстрагирование – фокусирование внимания индивида на каких-либо деталях ситуации с игнорированием всех остальных её особенностей.
· преувеличение и преуменьшение – противоположные оценки самого себя, ситуации и событий. Субъект преувеличивает сложность ситуации, приуменьшая свои возможности с ней справиться.
· персонализация – отношение индивида к внешним событиям как к имеющим к нему отношения, когда этого нет на самом деле.
· дихотомическое мышление («чёрно-белое» мышление или максимализм) – причисление себя или какого-либо события к одному из двух полюсов, положительному или отрицательному (в абсолютных оценках).
Когнитивная триада депрессии А. Бека. «Депрессивный стиль» - когнитивные ошибки при депрессии (произвольный вывод, избирательная абстракция, сверхгенерализация, преувеличение или преуменьшение, персонализация, абсолютистское дихотомическое мышление)
Когнитивная модель депрессии
Когнитивная триада (A.A. Beck)
Под влиянием семьи и социального окружения у человека формируется определённая когнитивная схема, через которую он воспринимает действительность. Если она выстраивается по модели «тирании долженствования» (перфекционизм), неудачи приводят к накоплению негативного опыта, который приводит к расширению когнитивной схемы, что приводит к негативному восприятию себя («всё, что я делал, это цепь ошибок») и негативному образу будущего.
Когнитивные ошибки:
· произвольные умозаключения – извлечение выводов в отсутствие подтверждающих фактов или даже при наличии фактов, противоречащих заключению.
· сверхобобщение – умозаключения, основанные на единичн6ом эпизоде, с последующей их генерализацией.
· избирательное абстрагирование – фокусирование внимания индивида на каких-либо деталях ситуации с игнорированием всех остальных её особенностей.
· преувеличение и преуменьшение – противоположные оценки самого себя, ситуации и событий. Субъект преувеличивает сложность ситуации, приуменьшая свои возможности с ней справиться.
· персонализация – отношение индивида к внешним событиям как к имеющим к нему отношения, когда этого нет на самом деле.
· дихотомическое мышление («чёрно-белое» мышление или максимализм) – причисление себя или какого-либо события к одному из двух полюсов, положительному или отрицательному (в абсолютных оценках).