Так что для нас МКБ-10 атеоретична и эклектична.
ОТВЕТЫ
на примерные вопросы к экзамену по клинической психологии
© Хохлов Н.А., 2011
Тема 1. Предмет и объект клинической психологии.
1. Различные определения клинической психологии в отечественной и зарубежной науке
Клиническая психология – частная психологическая дисциплина, предмет которой – нарушения психической деятельности при психических болезнях, нарушениях развития, поражениях ЦНС (преимущественно головного мозга), а также психологические аспекты соматических расстройств/болезней (определение, которое давалось на лекции).
Клиническая психология – отрасль психологии, объектом которой является диагностика, модификация и предупреждение расстройств переживания и поведения, имеющего социальные причины и следствия, реализуемые на уровне обучения, исследования и практики (определение из американского учебника).
Клиническая психология (европейское определение):
· научная психология конкретного человеческого поведения
· изучение конкретного человеческого существа со всеми его неразрешёнными проблемами
· изучение человеческого существа в его бытии и самочувствии как уникального субъекта, имеющего личную историю и живущего в ситуации, которая не может быть сведена ни к какой другой
Клиническая психология есть частная психологическая дисциплина, предмет которой – психические расстройства (нарушения) и психические аспекты соматических расстройств/болезней. Сюда относятся следующие разделы: этиология / анализ условий возникновения расстройств, классификация, диагностика, эпидемиология, интервенция (профилактика, психотерапия, реабилитация, охрана здоровья, оценка) (определение из Перре и Баумана).
Предмет клинической психологии зависит от понимания конкретным автором психологии в целом и того, что есть патология (ИВП).
Клиническая психология выступает как метод общей психологии.
Клиническая психология изучает психологические факторы расстройств и расстройства деятельности при различных психических состояниях.
Патопсихология изучает особенности протекания психической деятельности, эмоциональных процессов, познавательных процессов при психических заболеваниях. Исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме.
Нейропсихология изучает особенности протекания психической деятельности, эмоциональных процессов, познавательных процессов в связи с очаговым поражениями мозга и связь этих процессов с участками мозга.
Разделы клинической психологии. Основные понятия: этиология (анализ условий возникновения), патогенез (анализ механизмов происхождения и развития), классификация, диагностика, эпидемиология, интервенция (профилактика, психотерапия, реабилитация, охрана здоровья).
Основные направления клинической психологии:
· нейропсихология – нарушения психической деятельности при локальных (диффузных) поражениях мозга
· патопсихология – нарушения психической деятельности при психических болезнях
· психологическая реабилитация и восстановительное обучение
· психотерапия, психологическая коррекция и психологическое консультирование
· психосоматика и психология телесности
· детская нейропсихология
· детская патопсихология
· клиническая психология вне клинических условий
Этиология – раздел медицины, изучающий причины болезней. В случае клинической психологии – раздел, изучающий психологические факторы расстройства.
Патогенез – механизмы возникновения и развития болезни и отдельных её проявлений на различных уровнях организма. Основная цель патогенеза – ответить применительно к болезни на вопрос "Как? Каким образом?". В случае клинической психологии изучаются психологические механизмы развития расстройства.
Фактические то, на каких механизмах делается акцент, зависит от выбираемой парадигмы – бихеовиоральный, когнитивистсткий, психоаналитический, деятельностный подходы.
Классификация – процесс группировки объектов исследования или наблюдения в соответствии с их общими признаками. В данном случае имеется в виду классификация психических расстройств.
Классический категориальный подход предполагает, что каждый диагноз имеет ясную, лежащую в основе причину, например, инфекцию или дисфункцию нервной системы, и что такое нарушение функционально отличается от любого другого заболевания. Следовательно, случаи можно подразделить на различные категории.
DSM-IV является категориальной классификацией, которая разделяет психические расстройства на виды в соответствии с четко определенными наборами критериев.
Типологическая классификация. Классификации, в которых есть устойчивые типы, выделенные на основе какого-либо психологического или анатомо-физиологического свойства относятся к формальным типологиям. Формальные типологии могут иметь самый разный масштаб. Кречмер, Шелдон и т.п.
Нозологическая классификация – это классификация по болезням.
МКБ-10 в принципе является нозологической классификацией. Но не для класс V (F), включающего психические расстройство.
Основные направления клинической психологии (нейропсихология, патопсихология, психологическая реабилитация и восстановительное обучение, психотерапия, психологическая коррекция и психологическое консультирование, психосоматика и психология телесности, детская нейро- и патопсихология, клиническая психология вне клинических условий).
Патопсихология изучает особенности протекания психической деятельности, эмоциональных процессов, познавательных процессов при психических заболеваниях. Исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме.
Нейропсихология изучает особенности протекания психической деятельности, эмоциональных процессов, познавательных процессов в связи с очаговым поражениями мозга и связь этих процессов с участками мозга.
Нейропсихология — междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.
Основные направления клинической психологии:
· нейропсихология – нарушения психической деятельности при локальных (диффузных) поражениях мозга
· патопсихология – нарушения психической деятельности при психических болезнях
· психологическая реабилитация и восстановительное обучение
· психотерапия, психологическая коррекция и психологическое консультирование
· психосоматика и психология телесности
· детская нейропсихология
· детская патопсихология
· клиническая психология вне клинических условий
Практические задачи клинической психологии:
· клинико-психологическая диагностика
· клинико-психологическая экспертиза
· клинико-психологическая интервенция: психотерапия, психологическое консультирование, реабилитация.
Диагностика:
· топическая нейропсихологическая диагностика
· функциональная диагностика
· дифференциальная (нозологическая) диагностика
· индивидуально-типологическая диагностика
Тема 2. Исторические корни клинической психологии
Основные этапы развития клинической психологии с конца XIX до наших дней. Основоположники главных направлений клинической психологии в России и за рубежом (Л.Уитмер, Э.Крепелин, Т.Рибо, К.Ясперс, 3.Фрейд, И.П.Павлов, А.Р.Лурия). Идеографический и номотетический подходы в клинической психологии.
Broadmoor Hospital – закрытая психиатрическая больница в Великобритании с XIX века.
Психиатрическая больница №1 им. Н.А. Алексеева в России.
Формирование научной клинической психологии:
· психиатрическая традиция (Ф. Пинель, Б. Раш, П. Жане, Э. Крепелин, В.М. Бехтерев, З. Фрейд, Ганушкин, Ясперс)
· Гуманистическое движение
· Общая и экспериментальная психология
· Дифференциальная психология и психодиагностика (Ф. Гальтон, В. Штерн, А. Бине)
[шкала IQ Бине, созданная для распределения учеников по уровням развития]
· Философия жизни, понимающая психология и феноменология
Основатели клинической психологии:
· Л. Уитмер (1892) – создание первой кафедры клинической психологии, презентация в Американской Психологической Ассоциации, создание журнала «Клиническая психология»
· Э. Крепелин – 90-е годы XIX века начал применять экспериментальные методы в психиатрии
· К. Ясперс – создание патопсихологии (у Ясперса «патологическая психология»)
· З. Фрейд – герменевтический подход (истолкование, нахождение смысла и внутренней логики в том, что человек испытывает)
· И.П. Павлов – теория ВНД
А.Р. Лурия (1902-1977) – основатель кафедры нейро- и патопсихологии.
Б.В. Зейгарник (1900-1988) – основатель отечественной патопсихологии, работы в области нарушения мышления при шизофрении.
Основные этапы развития клинической психологии:
1896-1918 гг. – развитие тестов и прикладных аспектов клинической психологии
1918-1940 гг. – начало массового использования разработанных тестов для отбора рекрутов, распределения учеников, в промышленности и консультировании. Создание личностных тестов.
1940-1960 гг. – формирование профессионального сообщества, стандартов, программ подготовки и аттестации.1879 год – выделение психологии в отдельную область знания.
В 1879 году открывается лаборатория Вунда. В 1880 году стажируется в этой лаборатории Эмиль Крепелин – основатель психиатрии. Он первым предлагает использовать экспериментальные методы для диагностики психических процессов у больных.
В 1890 году Т. Рибо открывает первую психологическую лабораторию в Париже при психиатрической больнице.
В 1891 году П. Жане открывает ещё одну лабораторию во Франции.
Лайтнер Уитмер в США организует психологическую клинику (лабораторию) на базе факультета психологии Пенсильванского университета. В 1907 году учреждение журнала «Психологическая клиника». С 1917 года Американская ассоциация клинической психологии, которая затем становится секцией Американской психологической ассоциации.
Калр Кляйст в 1934 издал монографию, в которой проанализировал более 2000 случаев очаговых поражений мозга в I Мировой войне.
В США была нейропсихология, не было патопсихологии.
В лаборатории Вунда стажировался Бехтерев, который в 1885 году открывает психологическую лабораторию в Казани.
Клиника Корсакова в 1886
Синдром Корсакова – разрушение мамиллярных тел в гиппокампе.
Открываются лаборатории психиатра Чиж («Болезнь Гоголя», симптом Чижа), Сикорский, Ковалевский.
Разрабатываются методы исследования (альбом Рыбакова, А.Н. Бернштейн, Рассолимов).
После Революции начинает свою деятельность Л.С. Выготский. Основывает лабораторию в ВИЭМ. Там работали Биренбаум, Зейгарник. После смерти Выготского (1934) лабораторией руководил А.Р. Лурия («Этапы пройденного пути»). Там он занимается афазиями, детьми с умственной отсталостью. В 1937 переходит на работу в Институт нейрохирургии (им. Бурденко) и там активно занимается нейропсихологией.
В Ленинграде психологи занимаются тем, что приводит к неврозу (Мясищев – межличностные отношения).
В городе Кисегач во время войны находится лаборатория Лурия.
В 1942 году основывается кафедра психологии в МГУ, зав. С.Л. Рубинштейн.
В 1947 году выходит книга Лурия «Травматическая афазия».
Леонтьев, Запорожец «Восстановление движений после военной травмы».
В 1950 году проходит Павловская сессия. Иванов-Смоленский (психиатр и физиолог) был инициатором обожествления теории Павлова. Все остальные направления психологии были признаны неправильными. Закрыта лаборатория Лурия. Он и его сотрудники стали работать в НИИ дефектологии.
В 1962 году монография Лурия «Высшие корковые функции».
В Центре имени Сербского открывают психологическую лабораторию, занимающуюся экспертологической деятельностью.
В 1962 открывается психологическая лаборатория в РАМН на Каширке.
В 1966 году – основан факультет психологии МГУ.
В середине 1970-х годах начинается тайная интеграция с западной психологией.
Идеографический подход
Качественные методы
Подход к изучению личности, при котором уникальность каждого человека является первичной целью исследования. Впервые введен Олпортом.
Номотетический подход
Количественные методы
Подход, направленный на выявление общих закономерностей. Согласно классификации наук и методов Г. Риккерта, номотетический метод противополагается идиографическому, направленному на выявление в изучаемом объекте его уникальности (последним, по мнению Риккерта, должны пользоваться науки, исследующие единичные, особенные феномены, такие как, например, история).
Тема 3. Методологические проблемы клинической психологии
Проблема нормы и патологии.
Изменение подходов:
· Норма как реально существующий феномен.
· Устойчивость границ: психопатология обыденной жизни, пограничные и транзиторные расстройства.
· Релятивистские представления о норме.
Норма как статистическое понятие
1. Плюсы
· возможность объективной квалификации
· возможность верификации
· возможность измерения
· устойчивость
2. Минусы
· нечувствительность к динамике
· игнорирование крайних значений
(гениальность – форма ненормальности)
· усреднённость как норма
· игнорирование индивидуальности
Норма как приспособленность к условиям жизни
· оптиум адаптации
· связь с идеей естественного отбора
· микросоциум и макросоциум
· конформность как вариант оптиума адаптации
· патологические формы адаптации
Человек, адаптированный к привычной текущей среде, не имеет необходимости (и желания) адаптироваться к более сложным условиям существования. Мотивация к достижению возникает в условиях дезадаптации. Нарушение норматива «больного» общества не является адаптивным поведением, но может ли такое поведение рассматриваться ненормальным? (Чацкий).
Норма как идеал
· Существование эталона «нормативности»
· Игнорирование индивидуальности
· Игнорирование социальных и культурных различий
· Субъективность критериев
· Моральное обоснование
· Культурный релятивизм
Социальные критерии нормы:
· культурный релятивизм
· ситуативность критериев
· ценностный характер критериев
· проблема выбора
Индивидуальное и видовое понятие нормы:
· несовпадение критериев нормальной и видовой нормы
· значение индивидуальных различий для видовой эволюции
· «Патологические» формы поведения как варианты адаптации материал эволюционного развития
· телеологический смысл нормы
Субъективная норма (сравнение себя с собой, разрыв между собой в прошлом, в настоящем и в будущем) – хороший подход для психотерапии, чтобы определить, какого рода жалобы; критерий хорошо работает в отношении высокорефлексивного человека. Анормальное – неподходящее для индивида.
Медицинское понимание нормы
· Норма – отсутствие болезни
· Норма – отсутствие синдрома
· Норма – отсутствие симптома
Здоровье есть не просто отсутствие болезни, но состояние полного физического, психического и социального благополучия (определение ВОЗ).
Психическое расстройство по DSM-IV:
· Определённые типы поведения должны превышать статистическую частоту
· Социально неприемлемо
· Наносит ущерб самому индивиду
Норма как идеал.
Норма как идеал
· Существование эталона «нормативности»
· Игнорирование индивидуальности
· Игнорирование социальных и культурных различий
· Субъективность критериев
· Моральное обоснование
· Культурный релятивизм
Понятие болезни. Понятие внутренней картины болезни (ВКБ).
Болезнь – это закономерное сочетание синдромов, которые в свою очередь представляют собой закономерное сочетание симптомов.
Внутренняя картина болезни (ВКБ).
Объективно существующая болезнь может субъективно рассматриваться совершенно по-разному (юродивые, блаженные, пророки и т.п.).
1898 – врач Goldsheider разделил аллопластическую и аутопластическую картины болезни. Аллполастическая – что есть на самом деле. Аутопластическая – что человек по этому поводу чувствует, думает и переживает.
1936 – Р.А. Лурия (отец А.Р. Лурия) – «внутренняя картина болезни»: сензитивная и интеллектуальная составляющие. Что человек чувствует и думает по поводу своей болезни.
ВКБ – это «всё то, что испытывает и переживает больной, всю массу его ощущений, не только местных болезненных, но его общее самочувствие, самонаблюдение, его представление о своей болезни, а её причинах, - всё то, что связано для больного с приходом его к врачу, весь тот огромный внутренний мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущений, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм».
История понятия «внутренняя картина болезни»
В.В. Николаева (1976):
· уровень непосредственно-чувственного отражения болезни
· эмоциональный уровень
· интеллектуальный уровень
· мотивационный уровень
Важнейшие характеристики ВКБ:
· универсальность (возникает при любом заболевании)
· возможность проследить у человека становление всего этого новообразования
· ВКБ – продукт собственной активности пациента. Познание самого себя в качестве больного
· вторичное, психологическое по своей природе явление. Психологическое новообразование, имеющее сложную структуру и столь же сложные иерархически организованные механизмы функционирования
· динамическое образование, то есть меняющее своё содержание в зависимости от многих факторов: пола, возраста, тяжести и длительности болезни, степени её витальной угрозы, тяжести и длительности ситуации лечения
· сама ВКБ, сложившись, становится важнейшим условием дальнейшего существования и функционирования человека
· ВКБ в ряде случаев начинает детерминировать успех лечения и выздоровления
· на начальных этапах становления ВКБ может быть использована в качестве метода, средства диагностики личности пациента
· ВКБ доступна «коррекции» в процессе психотерапии
ВКБ как феномен сознания:
· чувственная ткань
ü неопределённость ощущений
ü невозможность локализации
ü трудность рефлексии
ü подвижность модальности
ü невозможность использования культурных эталонов
ü использование эмоционально-оценочных координат
· значение
1. первичное означение
ü выбор категорий
ü возможность локализации (схема тела)
ü устойчивая модальность
ü сравнимая степень интенсивности
ü соотнесение с культурными, перцептивными и языковыми эталонами
ü возможность вербализации (метафоризации: режет, колит, морозит, жжёт, ломит, мозжит, тупая или острая боль, пульсирующая боль)
2. вторичное означение
ü встраивание означенных первично ощущений в определённую категориальную сетку
ü формирование представлений о болезни (интеллектуальный уровень ВКБ)
ü роль существующих в культуре взглядов на болезни, их причины, механизмы и вытекающие из этого методы лечения
· личностный смысл болезни
Смысл – это след деятельности субъекта (Е.Ю. Артемьева), который открывает не объективный, а связанные с актуальными мотивами свойства объектов или ситуаций.
Личностный смысл болезни – это жизненное значение для субъекта обстоятельств болезни в отношении к мотивам деятельности.
Виды личностного смысла болезни:
· преградный (негативный) личностный смысл болезни
· позитивный личностный смысл болезни
· конфликтный личностный смысл болезни
Гетерогенные болезни – вызываются тем, что врач ставит диагноз, и пациент начинает вести себя так, как будто он болен.
Вторичная выгода болезни
П.Д. Тищенко: «Болезнь характеризуется не только психосоматическим состоянием. Заболевание формирует особую органическую систему «индивид-общество». В неё создаётся особый психосоматический функциональный орган болезни, специфическая, часто более благоприятная для индивида система межличностных отношений».
· материальная
· почти материальная – выгода от отказа от деятельности, выгода капитуляции, что-то не делать
· получение заботы, внимания и любви
Семиотическая модель внутренней картины болезни:
1. означающее (чувственная ткань)
2. означаемое (телесный конструкт)
3. знак (означенное телесное ощущение) I. ОЗНАЧАЮЩЕЕ
4. II. ОЗНАЧАЕМОЕ
5. Cимптом
Болезненное поведение (illness behavior)
Обыденное сознание
Уровень индивидуального сознания, занимающий положение медиатора по отношению к:
· общественному и индивидуальному сознанию;
· к мифологическому и научному отражению мира;
· к бессознательному и рефлексивному сознанию.
Условия использования мифологического мышления в оценке ситуации
· личностная значимость
· отсутствие социальной поддержки
· стрессовый характер ситуации
· включённость в ситуацию
Ситуация болезни отвечает всем перечисленным условиям.
Группы мифов:
· сакральные (магические, духовные, энергетические)
· механистические (инженерные, природные, биологические)
· психические (личностные, межличностные)
Понятие инсайта – осознание собственной психической болезни и ей психопатологических проявлений (Amador et al., 1991).
Включены параметры осознания:
· отдельных симптомов
· необходимости лечения
· эффекта медикаментов
· социальных последствий психического расстройства
Стигматизация и самостигматизация
Стигматизация – результат влияния негативных представлений о психически больных на отношение к ним окружающих.
Самостигматизация – снижение самооценки психически больного под влиянием этих же представлений.
Аутопсихическая самостигматизация – изменение личной идентичности больного, его представлений о своих индивидуальных признаках. Отказ от прежних стандартов, снижение требований к себе.
Компенсаторная самостигматизация – игнорирование проявлений заболевания. Утрированные представления о несостоятельности психических больных. Подчёркивание собственных отличий от «типичного» психически больного.
Социореверсивная самостигматизация – изменение социально идентичности больного. Больной перестаёт отождествлять себя с сообществом здоровых и интерпретирует отношение к нему окружающих как предвзятое.
Когнитивная триада депрессии А. Бека. «Депрессивный стиль» - когнитивные ошибки при депрессии (произвольный вывод, избирательная абстракция, сверхгенерализация, преувеличение или преуменьшение, персонализация, абсолютистское дихотомическое мышление)
Когнитивная модель депрессии
Когнитивная триада (A.A. Beck)
Под влиянием семьи и социального окружения у человека формируется определённая когнитивная схема, через которую он воспринимает действительность. Если она выстраивается по модели «тирании долженствования» (перфекционизм), неудачи приводят к накоплению негативного опыта, который приводит к расширению когнитивной схемы, что приводит к негативному восприятию себя («всё, что я делал, это цепь ошибок») и негативному образу будущего.
Когнитивные ошибки:
· произвольные умозаключения – извлечение выводов в отсутствие подтверждающих фактов или даже при наличии фактов, противоречащих заключению.
· сверхобобщение – умозаключения, основанные на единичн6ом эпизоде, с последующей их генерализацией.
· избирательное абстрагирование – фокусирование внимания индивида на каких-либо деталях ситуации с игнорированием всех остальных её особенностей.
· преувеличение и преуменьшение – противоположные оценки самого себя, ситуации и событий. Субъект преувеличивает сложность ситуации, приуменьшая свои возможности с ней справиться.
· персонализация – отношение индивида к внешним событиям как к имеющим к нему отношения, когда этого нет на самом деле.
· дихотомическое мышление («чёрно-белое» мышление или максимализм) – причисление себя или какого-либо события к одному из двух полюсов, положительному или отрицательному (в абсолютных оценках).
Тревожно-фобические расстройства: паническое расстройство, агорафобия, социальные фобии, специфические (изолированные) фобии, генерализованное тревожное расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство.
Общая психология тревоги:
· адаптивная функция тревоги: эволюционный подход
· нормальная и патологическая тревога
(тревога как сигнал опасности, тревожность, тревога как симптом, тревога как синдром, тревога как отдельное заболевание)
· тревога и страх, голотимный (беспредметный) и кататимный (есть объект страха) аффект
· экзистенциальная тревога
(нормальная тревога о той опасности, которая всегда с нами: потеря близких, одиночество, смерть)
· тревога и культура
(пик тревожных расстройств приходится на середину XX века, опасность преподносится с помощью СМИ, общий неблагоприятный фон техногенной культуры)
Общая характеристика основных тревожно-фобических расстройств
· хроническая патологическая тревога:
ü генерализованное тревожное расстройство (ТГР) – протекает более 6 месяцев; около 5 ситуаций, по поводу которых возникает тревога.
ü генерализованное социальное тревожное расстройство [генерализованная социофобия] – тревога касается социальной сферы, патологическая тревога в ситуациях общения.
ü расстройство приспособительных реакций – тревожно-депрессивные симптомы, чаще всего у больных с различными формами соматических заболеваний, у них возникает постоянная тревога относительно своей болезни.
ü смешанное тревожно-депрессивное расстройство (СТДР) – равное количество тревожных и депрессивных признаков.
· пароксизмальная [резко возникающая, приступообразная] патологическая тревога:
ü паническое расстройство (ПР) – панические приступы и часто их постоянное тревожное ожидание; обычно сопровождается страхом открытых пространств. Панический приступ (1-5 минут) сопровождается аффективными, когнитивными и вегетативными (одышка, головокружение, дрожь во всём теле, позывы к мочеиспусканию) проявлениями. Между паническими приступами могут быть короткие промежутки.
ü специфическое социальное тревожное расстройство [изолированная социофобия] – страх конкретной социальной ситуации.
ü изолированные (простые) фобии – тревога возрастает, когда увеличивается вероятность встречи с предметом страха. Больной делает всё, чтобы избежать предмета страха. Страхи иррациональны и больной это понимает (эгодистонность).
Обсессивно-компульсивное расстройство относится к пароксизмальным патологическим тревогами, хотя это спорный вопрос (см. кандидатскую диссертацию И.В. Плужникова). Навязчивая мысль: «если я не совершу нечто, то свершится что-то ужасное». Если эта мысль приходит там, где невозможно совершить «нечто», наступает панический приступ. Навязчивые мысли внедряются в сознание субъекта. Обсессии и компульсии эгодистонны, за исключением особого вида ОКР с бедным осознанием. Обычно субъект страдает и стремится противостоять своему расстройству.
Конверсионное расстройство
[ранее описывалось в едином синдроме истерии]
Критерии конверсионного расстройства:
· отсутствие или недостаточность соматической базы
· наличие символического значения симптома (психоанализ)
· псевдоневрологические симптомы (сенсорные или моторные)
· невозможность сознательного управления симптомами
· наличие психосоциального стресса, который как-то связан с симптомами (наличие временной связи)
· дополнительно: расстройство личности, психопатия
· дополнительно: вторичная выгода болезни
· «прекрасное равнодушие»
Утрата или нарушение какой-либо моторной или сенсорной функции без реальной органной патологии.
Этиологическая связь психологических факторов с данным нарушением.
Несоответствие локализации и/или формы расстройства анатомической проекции.
Симптом санкционируется особенностями данной культуры.
Эпидемиология конверсионных расстройств
Среди обращающихся за специализированной помощью – 0,01-0,02%. Ранее было больше.
Частота встречаемости у женщин в 2-5 раз выше, чем у мужчин.
Корреляция с низким уровнем образования, низким социально-экономическим уровнем.
Психоаналитическая теория рассматривает символическую связь «нарушенного» органа.
Психоаналитическая модель объяснения конверсионных расстройств: конфликт на ранней стадии + обида и вторичная выгода болезни.
Когнитивная модель конверсионного расстройства: коммуникативный смысл симптома.
Бихевиоральная модель: выученное поведение для реализации вторичной выгоды болезни.
Диссоциативные расстройства
Диссоциативные расстройства – расстройства отчуждения в сфере психики под влиянием психотравматической ситуации; отчуждение памяти, частей собственной личности (деперсонализация), реальности (дереализация), расстройство множественной личности (на самом деле не существует).
Феномен верчения на кончике языке – мягкая форма диссоциативного расстройства. «Как бы не моё…».
Нарушение целой психической функции
· диссоциативная амнезия
(состояние появляется обычно после психологической травмы, а затем исчезает)
· диссоциативная фуга
(амнезия, сопровождающая неосознаваемым и запоминаемым перемещением человека, «путешественники без багажа»)
· диссоциативный ступор
(нарушение и невозможность движения, человек не может ничего ни сказать, ни сделать, «окаменелость»; состояние сопровождается нарушениями чувствительности; часто сопровождается амнезией)
· трансы и состояния овладения
(транс – резко изменённое состояние сознания, человек переживает, что находится в другом мире, чувство особой открытости для высших сил; овладение – близко к синдрому Кандинского-Клерамбо, ощущение того, что овладевают извне, но может возникать и исчезать)
· расстройство в виде «множественной личности»
(преимущественно в США; периодически человек ощущает себя совершенно иной личностью, затем переходит обратно, не помнит, что с ним было)
· псевдодеменция (синдром Ганзера)
(внезапно происходящее резкое снижение интеллектуальных функций, неустойчиво, не коррелирует с общим уровнем интеллекта, демонстрируемым в других ситуациях)
· расстройство в виде деперсонализации-дереализации
(ощущение «сделанности» чувств, «ощущения не вполне мои»; всё вокруг искусственное и отчуждённое)
Литоргия – длительный сон человека. Редкое расстройство. Рассматривается как относящееся к диссоциативным расстройствам.
Психологические механизмы конверсионных и диссоциативных расстройств:
· бихевиористская модель – устойчивые формы регрессивного научения
· психодинамическая модель – регрессия как форма психологической зашиты
· семиотический характер конверсионных и диссоциативных симптомов
· конверсия и диссоциация как формы нарушения произвольной регуляции (расстройства затрагивают только те сферы, которые могут произвольно и постпроизвольно регулироваться)
Постпроизвольная регуляция – речь, хождение, т.е. те формы поведения, которые автоматизировались, но изначально осваивались как произвольные.
Тема 12. Психологические модели расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами
Расстройства, связанные со злоупотреблением психоактивными веществами (ПАВ)
Расстройства, связанные со злоупотребление психоактивными веществами:
· острая интоксикация
· употребление с вредными последствиями
· синдром зависимости
· состояние отмены
· состояние отмены с делирием
(с нарушением сознания)
· психотическое расстройство
· амнестический синдром
(человек забывает, что происходило с ним в период употребления психоактивного вещества)
Эпидемиология
Кокаин, марихуана – 6-22% лиц от 18 до 26 лет.
Мужчины в 3 раза чаще женщин.
Алкоголизм – 13% взрослого населения, клинические формы – 3-8%.
30% пьющего населения потребляет 80% производимого алкоголя.
Этиопатогенез
Биологические факторы: связь с серотонином, дофамином и ГАМК.
Генетические исследования: дети алкоголиков заболевают в 4 раза чаще, заболеваемость среди монозиготных близнецов в 2 раза чаще.
Социокультурные факторы
Психоаналитическая теория: «растворение» сурового супер-Эго, оральная фиксация, влечение к смерти, фантазматическая самореализация.
Теория научения: снижение тревоги, позитивное подкрепление.
Алкоголизм рассматривается как медиаторная деятельность. Это деятельность выступает в роли посредника для реализации других деятельностей. Например, застолье для общения.
Клинический и психологический анализ основных расстройств личности: параноидное, шизоидное, шизотипное, истерическое, нарциссическое, пограничное, антисоциальное, избегающее, зависимое, пассивно-агрессивное.
Параноидное расстройство
· чрезмерное чувствительность к неудачам и отказам
· тенденция постоянно быть недовольным
· подозрительность и тенденция к искажению фактов
· воинственно-щепетильное отношение к вопросам, связанным с правами личности
· возобновляющиеся неоправданные подозрения относительно верности партнёра
· тенденция к переживанию своей повышенной значимости
· охваченность «законспирированными» толкованиями
(всё, что происходит, имеет некоторый смысл)
Классический пример: И.В. Сталин – параноидная структура в параноидном обществе (плакат «О каждом из нас заботится Сталин в Кремле»).
Шизоидное расстройство
· мало что доставляет удовольствие
· эмоциональная холодность, уплощённая аффективность
· неспособность проявлять тёплые чувства, равно как и гнев
· слабая ответная реакция как на похвалу, так и на критику
· незначительные интерес к сексуальным контактам
· повышенная озабоченность фантазиями или интроспекцией
· предпочтение уединённой деятельностью
· нечуткость к социальным нормам
Примеры: Печорин («Герой нашего времени»), Шерлок Холмс, Акакий Акакиевич Башмачкин, компьютерщики и лесники.
Шизотипное расстройство
· идеи отношения
· повышенная тревожность, связанная с социальными ситуациями
· странная вера в мистическое, не соответствующая культурными нормам
· необыкновенные перцептивные феномены
· странное и/или эксцентричное поведен<