Основные психологические теории неврозогенеза.

Психоаналитическая каузальная сексуальная теория неврозов З. Фрейда. Теория «автономного комплекса» и «мистический невроз» К.Г.Юнга. Теория «невротических наклонностей» К. Хорни. Теория «невротического превосходства» А. Адлера. Ноогенная теория неврозов В. Франкла. Теория «отношений» В.Н. Мясищева применительно к неврозогенезу.

Фрейд.Причина невроза заключена в неосознаваемом внутреннем душевном напряжении, возникшем в результате конфликтной ситуации. Больной неосознанно фиксируется, застревает на каком-либо травмирующем переживании из своего прошлого. Это скрытое в бессознательном переживание проявляется в навязчивом проявлении одних и тех же симптомов, невозможности самому освободиться от них. Если человек вспомнит причину и эмоционально отреагирует (катарсис) вытесненный в бессознательное аффект, то он тем самым избавится от симптомов невроза. Невроз возникает по причине подавления его сознательным компонентом психики, обусловленным моралью и правилами поведения, принятыми в обществе. В бессознательное из сознания так же вытесняются и все неприемлемые с точки зрения нравственности и соц. норм импульсы. Вытесненные в бессознательное они не теряют своей энергетической силы и далее проявляются либо в социально приемлемых формах за счёт сублимации, либо в виде симптомов невроза. Сексуальная травма, возникшая на определённом этапе возрастного развития, влияет на особенности снов, фантазий, творчества, на характер взрослого человека.

Юнг.Нарушения динамического равновесия сознания и бессознательного проявляются неврозами. Это возникает, когда проблемы жизни препятствуют полноте воплощения личностью своих возможностей, исходящих из архетипа Самость. При этом происходит регресс психики с оживлением других, более древних, архаических типов коллективного бессознательного, которые в прошлом обеспечивали выживание популяции. Причиной бессознательного оживления и вторжения в сознание этих архетипов может быть и внезапная психическая травма, проблемная ситуация, которая ослабляет Самость. Древние архетипы, проникая в сознание, своим необычным обликом расстраивают психику. Они порождают «благоговейные» страхи, депрессию и часто мистические неврозы. При слабой форме мистических неврозов человек испытывает лишь неприятные переживания, а при сильной появляется мистический страх, сознание наполняется мифологическими образами, мышление становится архаичным и даже мистичным.

Адлер.Основная детерминанта в развитии личности – стремление к превосходству. Душевное заболевание возникает по причине рассогласованности между этим неосознаваемым стремлением к самосовершенствованию и реальными характеристиками личности.

Главным признаком - отсутствие или подавление у человека «социального общественного чувства». Здесь уже имеет место не адекватное и успешное преодоление чувства неполноценности, а преодоление его посредством «сверхкомпенсации».

Корень неврозов – недостаток искреннего сотрудничества с людьми, неразвитость социального чувства. Истинные причины невроза уходят в детство, когда вырабатывался невротический стиль жизни.

Хорни.Главная черта невроза – отчуждение от реального Я. Реальное Я – это ряд врождённых возможностей (темперамент, таланты, способности). Они являются частью нашей наследственности, но для их развития необходимы благоприятные условия в семье. Когда ребёнок чувствует, что его не воспринимают как самостоятельную личность, у него возникает чувство незащищённости и тревога, которая вынуждает его развивать защитные стратегии. Так формируется базальный внутриличностный конфликт как своеобразное расстройство с самим собой. В попытках справиться с чувством базальной тревоги могут вырабатываться различные стратегии поведения. Невроз представляет собой набор защитных реакций на базальную тревогу (невротическое стремление к любви, власти и т.п.)

Мясищев. Главным принципом изучения природы в целом является принцип изучения ее объектов в процессе взаимоотношений с окружающим миром. Сложнейшие отношения человека к окружающему миру выражаются в его психической деятельности. В этих отношениях человек выступает в роли субъекта, деятеля, лица, сознательно преобразующего действительность. Отношения человека в развитом виде представляют систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. В связи с этим источником нарушений в личности, многих форм ее патологии (и прежде всего при неврозах) являются опять же совершенно конкретные общественные, производственные, социально-бытовые, семейные, личные и другие коллизии, которые человек переживает в своей жизни и которые грубо ломают дорогие его сердцу планы, встают неодолимым препятствием к достижению субъективно значимых для него целей и т.д.



Наши рекомендации