Нейропсихологические синдромы при поражении лобных отделов головного мозга.
Синдромы нарушения динамической (кинетической) составляющей движений и действий при поражении заднелобных отделов мозга. Синдром нарушения регуляции, программирования и контроля деятельности при поражении префронтальных отделов мозга. Синдром эмоционально-личностных и мнестических расстройств при поражении базальных отделов лобных долей. Синдром нарушения памяти и сознания при поражении медиальных отделов лобных долей мозга.
а) Синдром нарушения динамической (кинетической) составляющей движений и действий при поражении заднелобных отделов мозга.
Центральным нарушением при поражении заднелобной области выступает эфферентная (кинетическая) апраксия (нарушение целенаправленных движений и действий при сохранности составляющих его элементарных движений), которая в клинико-экспериментальном контексте оценивается как нарушение динамического праксиса (адекватно координированное действие).
При запоминании и выполнении специальной двигательной программы, состоящей из трех последовательно сменяющих друг друга движений ("кулак – ребро – ладонь"), обнаруживаются отчетливые трудности в ее исполнении при правильном запоминании последовательности на вербальном уровне.
Помимо собственно нарушений двигательного акта поражение этой зоны приводит в схожим явлениям в речевой деятельности – эфферентная моторная и динамическая афазии (расстройство речи состоящее в утрате способности пользоваться словами и фразами как средством выражения мысли), характеризующиеся нарушением формирования внутренней динамической схемы и реализации последовательного речевого высказывания.
б) Синдром нарушения регуляции, программирования и контроля деятельности при поражении префронтальных отделов.
Префронтальные отделы мозга относятся к третичным системам, формирующимся поздно и в филогенезе, и в онтогенезе. Ведущим признаком в структуре этого лобного синдрома является диссоциация между относительной сохранностью непроизвольного уровня активности и дефицитарностью в произвольной регуляции психических процессов. Отсюда поведение подчинено стереотипам, штампам и интерпретируется как феномен "откликаемости" или "полевого поведения".
Подобные нарушения сложной программы действия в виде замены его элементарным "полевым" поведением можно наблюдать у многих больных с выраженным "префронтальным синдромом". Так, один из больных, посмотрев на кнопку звонка, тянулся к ней и нажимал, а когда на звонок приходила няня, не мог объяснить, зачем он ее звал.
Поражение лобных долей не приводит к первичным нарушениям памяти; это видно хотя бы из того, что хорошо упроченные в прошлом опыте стереотипы могут сохраняться у таких больных достаточно долго. Однако в этих случаях существенно страдает другая сторона мнестической деятельности, а именно возможность создавать прочные мотивы запоминания и поддерживать активное напряжение, необходимое для произвольного запоминания, а также возможность переключения от одного комплекса следов к другому. В результате процесс запоминания и воспроизведения материала существенно нарушается.
в) Синдром эмоционально-личностных и мнестических расстройств при поражении базальных отделов лобных долей.
Оценка своего заболевания, когнитивная и эмоциональная составляющие внутренней картины болезни у больных с поражением базальных отделов лобных долей принимают диссоциированный характер, хотя при этом каждая из них не имеет адекватного уровня. Излагая жалобы, больной говорит как бы не о себе самом, игнорируя значимые симптомы (анозогнозия).
Общий фон настроения при правосторонних локализациях процесса при этом благодушно–эйфоричный, проявляется расторможенностью аффективной сферы. Поражение базальных отделов левой лобной доли характеризуется общим депрессивным фоном поведения, который однако не обусловлен истинным переживанием болезни, когнитивная составляющая внутренней картины которой у больного отсутствует.
Мышление: операциональная сторона мышления остается сохранной, но оно нарушается в звене осуществления планомерного контроля за деятельностью. Выполняя последовательность мыслительных операций, больные обнаруживают импульсивное соскальзывание на побочные ассоциации, уходят в сторону от основного задания, проявляют ригидность при необходимости смены алгоритма.
Память: уровень достижений колеблется, но не за счет изменения продуктивности, а за счет преобладания в продукте воспроизведения то одной, то другой части стимульного материала.
г) Синдром нарушения памяти и сознания при поражении медиальных отделов лобных долей мозга.
Медиальные отделы лобных долей включены в первый блок мозга – блок активации и тонуса. Они играют решающую роль в обеспечении одноного из важнейших условий сознательной деятельности человека - создание необходимого тонуса коры и модифицируют состояние бодрствования в соответствии с задачами, которые ставятся перед индивидуумом.
Поражения этих отделов мозга приводят к снижению тонуса коры и к выраженным нарушениям регулирующих и модулирующих влияний лобной коры на неспецифические образования мозга, Снижение тонуса коры у подобных больных приводит к нарушению состояний бодрствования. А иногда к появлению онейроидных состояний(расстройство сознания, состоящее в необычном сочетании образов реального мира и фантастических представлений), характерных для поражения лимбической области мозга.
Снижения критики, т. е. нарушения аппарата акцептора действия, обеспечивающего контроль над протеканием сознательных процессов.
Основной симптом - нарушение избирательности, селективности, психических процессов. Наблюдаются два основных комплекса симптомов – нарушение сознания и памяти. Нарушения сознания характеризуются дезориентировкой в месте, времени, своем заболевании, в собственной личности. Нарушения памяти характеризуются тремя чертами: модальной неспецифичностью, нарушением отсроченного (в условиях интерференции) воспроизведения по сравнению с относительно сохранным непосредственным воспроизведением и нарушением избирательности процессов воспроизведения.
Клиническая нейропсихология.
Предмет, задачи. Основные направления. Основные понятия клинической нейропсихологии: фактор, синдром и симптом. Три функциональных блока мозга.
Нейропсихология – отрасль клинической психологии, изучающей мозговые механизмы высших психических функций и эмоционально-личностной сферы, анализирующая их нарушения у больных с локальными поражениями мозга.
Клиническая нейропсихология способствует решению задач топической диагностики очагов поражения мозга, более ранней и точной дифференциации общемозговых и локальных синдромов (с выявлением структуры последних), оценки эффективности лечения и психологической коррекции нарушений высших психических функций в результате болезни (или нейрохирургической операции), а также дефектов их развития. Основоположниками Л. С. Выготского, А. Р. Лурия.
Задачи: 1. Установление закономерностей функционирования мозга при взаимодействии организма с внешней и внутренней средой. 2. Нейропсихологический анализ локальных повреждений мозга. 3. Проверка функционального состояния мозга и отдельных его структур
Направления:
Экспериментальная - направление в нейропсихологии, в задачи которого входит экспериментальное (в том числе аппаратурное) изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга. А.Р.Лурия разработал экспериментальную нейропсихологию познавательных процессов (речи, памяти, восприятия, мышления), а также произвольных движений и действий.
Психофизиологическая - направление, в задачу которого входит изучение физиологических механизмов нарушений высших психических функций методами психофизиологии. А.Р.Лурия и его сотрудники использовали в своих исследованиях различные физиологические показатели психической деятельности: механограмму, миограмму - для исследования произвольных движений; электрофизиологические показатели - для изучения процессов произвольной регуляции психических функций в норме и при локальных поражениях мозга, а также при нарушениях памяти, восприятия, интеллектуальной деятельности.
Основные понятия клинической нейропсихологии:
Фактор – вид аналитико-синтетической деятельности, обеспечевающий ту или иную функцию, показывает что и в какой форме отражается в нашей психике. Симптом – внешнее проявление функционального дефицита. Синдром - определяется как сочетанное, комплексное нарушение психических функций, возникающее при поражении определенных зон мозга и закономерно обусловленное выведением из нормальной работы того или иного фактора.
Функциональные блоки мозга:
1-й блок Энергетический: функция его состоит в регуляции общих изменений активации мозга (тонус мозга, уровень бодрствования) и локальных избирательных активационных изменений, необходимых для осуществления высших психических функций.
- ретикулярная формация ствола мозга
- неспецифические структуры среднего мозга
- диэнцефальные отделы
- лимбическая система
- медиобазальные отделы коры лобных и височных долей
Если болезненный процесс станет причиной отказа в нормальной работе 1-го блока, то следствием будет понижение тонуса коры головного мозга. У человека становится неустойчивым внимание, появляется патологически повышенная истощаемость, сонливость. Мышление теряет избирательный, произвольный характер, который оно имеет в норме. Эмоциональная жизнь человека изменяется, он либо становится безразличным, либо патологически встревоженным.
2-й блокПриём, переработка, хранение экстероцептивной информации:включает в себя центральные части основных анализаторов — зрительного, слухового и кожно-кинестетического. Их корковые зоны расположены в височных, теменных и затылочных долях мозга. Формально сюда можно включить и центральные части вкусовой иобонятельной модальности, однако в коре головного мозга они представлены незначительно по сравнению с основными сенсорными системами.
В основе данного блока лежат первичные проекционные зоны коры головного мозга, выполняющие задачу идентификации стимула. Основная функция первичных проекционных зон — тонкая идентификация свойств внешней и внутренней среды на уровне ощущения.
Нарушения второго блока: в пределах височной доли — может существенно пострадать слух; поражение теменных долей — нарушение кожной чувствительности,осязания (больному сложно узнать предмет на ощупь, нарушается ощущение нормального положения тела, что влечёт за собой потерю чёткости движений); поражения в затылочной области и прилегающих участков мозговой коры — ухудшается процесс приёма и обработки зрительной информации. Модальная специфичность является отличительной чертой работы мозговых систем 2-го блока.
3-й блокПрограммирование, регуляция и контроль:занимается формированием планов действий. Локализуется в передних отделах полушарий мозга, расположенных впереди от передней центральной извилины (моторные, премоторные, префронтальные отделы коры головного мозга), в основном в лобных долях.
Поражения данного отдела мозга ведут к нарушениям опорно-двигательного аппарата, движения теряют свою плавность, двигательные навыки распадаются. При этом переработка информации и речь не подвергаются изменениям. При сложных глубоких повреждениях коры лобной области, возможна относительная сохранность двигательных функций, но действия человека перестают подчиняться заданным программам. Целесообразное поведение заменяется инертным, стереотипным либо импульсивными реакциями на отдельные впечатления.
Сексология
Сексология.
Определение. Структура сексологии, как самостоятельной клинической дисциплины. Понятия нормы и сексуального здоровья.
Сексология– междисциплинарная область знаний, изучающая причины, условия развития и клинического проявления нарушений сексуального здоровья человека с целью их диагностики, рационального лечения, психологичесой коррекции, действенной профилактики, а также разработки вопросов психогигиены половой жизни.
Сексология базируется на медицинских, психологических, социологических знаниях и соответственно связана как с медицинскими дисциплинами (психиатрией, неврологией, урологией, гинекологией, эндокринологией и др.), так и с медицинской, социальной психологией и социологией.
В состав сексологии входят:нормальная сексология; клиническая сексология (сексопатология); судебная сексология.
Нормальная сексология изучает вопросы биологического, анатомо-физиологического, социального, психологического и социально-психологического обеспечения сексуального здоровья.
Клиническая сексологияизучает особенности различных нарушений сексуального здоровья, их диагностику, лечение и профилактику. Включает в себя два раздела: Общая сексопатология изучает эпидемиологию, нарушения и девиации сексуального здоровья, факторы риска, причины и условия их возникновения, клинические проявления и особенности течения этих нарушений, закономерности формирования сексопатологических симптомов и синдромов. Частная сексопатология изучает определенные формы нарушения сексуального здоровья и сексуальные девиации.
Первичные нарушения сексуального здоровья - это сексуальные расстройства и девиации, являющиеся самостоятельными формами патологии. К ним относится нарушение дифференцировки пола (интерсексуальные состояния), нарушение половой дифференцировки мозга (транссексуализм) и первичные формы сексуальных дисфункций (оргазмическая, эректильная). Вариантывторичных нарушений сексуального здоровья представляют собой сексуальные расстройства и девиации, являющиеся следствием, симптомами (синдромами) соматических или психических заболеваний, которые ведут к расстройству нервной, эндокринной, психической регуляции сексуальной функции или нарушению состояния половых органов.
Судебная сексология – изучает сексуальное поведение человека с точки зрения норм гражданского и уголовного права, в частности, девиантное сексуальное поведение, приводящее к совершению противоправных деяний. Судебная сексология рассматривает вопросы мотивообразования девиантного сексуального поведения, причин и механизмов совершения сексуальных преступлений, судебно-сексологическая экспертиза с целью определения вменяемости человека, т.е. его способности нести ответственность за совершенные деяния, а также обследование жертв сексуальных преступлений.
Сексуальное здоровье – ВОЗ. 1.Способность к наслаждению и контролю сексуального детородного поведения в соответствии с нормами этики. 2. Свобода от страха, вины, ложных представленийинтегральный. 3. Отсутствие органических расстройств.
Комплекс, взаимодействующих компонентов сексуальности – биологического (анатомо-физиологического), социального, психологического, социально-психологического, обеспечивающих сексуальное поведение, сложную систему сексуальных взаимоотношений сексуальной гармонии в соответствии с нормами социальной и личной морали.
Социальное обеспечение сексуального здоровья определяется ролью личности в развитии и проявлении сексуальности, индивидуально-психологическими особенностями, познавательными процессами, эмоционально-волевой сферой, деятельностью, коммуникативными способностями. Оно связано с физиологическим обеспечением сексуальности, но имеет свои особенности и механизмы. Биологическое обеспечение сексуального здоровья обусловлено генетическими и анатомо-физиологическими факторами.
Генетические факторы, особенности развития человека в онтогенезе, особенности функционирования центральной и периферической нервной системы, эндокринной, ферментативной системы, обеспечивающих обмен веществ и правильное функционирование половых органов (имеет значение состояние мочеполовой, эндокринной, сердечно-сосудистой системы, состояние всего организма в целом).
Сексуальное здоровье включает, кроме сексуальной нормы, и уровень сексуальной адаптации, обусловленной всеми уровнями взаимодействия партнеров: анатомо-физиологическим, социальным, социально-психологическим. Сексуальная норма определяется по окончании развития организма (20 − 25 лет).
Выделяют следующие критерии оценки нормы сексуальности:
- Правильная дифференциация пола. - Правильная половая дифференцировка мозга.
- Отсутствие нарушений соматополового развития и его завершения.
- Отсутствие нарушения психосексуального развития и его завершения.
- Отсутствие заболеваний (соматических или психических), негативно влияющих на сексуальную функцию. - Правильные сексуальные действия и поведение, не приводящие к развитию заболеваний.