Психологические особенности детей с умственной отсталостью и оказание им специализированной помощи.

Умственно Отсталые – группа разнородных состояний, в самой различной степени и по разным причинам нарушающих адекватное функционирование в обществе вследствие дефекта познавательных способностей (или стойкое необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга)

Критерии: тотальность, непроградиентность нарушений, нарушение абстрактного мышления.

1-ый год жизни: недостаточность эмоционально-волевой сферы и моторики, искажение сроков становления зрительных и слуховых рефлексов, неполноценность «комплекса оживления», позднее эмоциональное реагирование, преобладание общей вялости.

2 – 3 год: трудно обучаемы навыкам самообслуживания (есть, одеваться), нет любопытства к окружающему миру, манипулирование с игрушками, не понимают условий игры.

Дошкольный возраст: не справляется с программой д/сада (родители должны быть критичны к способностям ребёнка), не любят познавательные игры, более привлекаемы подвижные и нецеленаправленные, примитивные игры (подражание, стереотипность, бытовые сюжеты), развитие эмоций зависит от семьи и воспитания.

Школьный возраст: отстают от школьной программы, слабо развиты внимание, память, абстрактное мышление, низкая работоспособность; на первый план выступают интеллектуальные проблемы.

Особенности познавательной деятельности:

Ощущение, восприятие: узость зрительного восприятия, снижение остроты зрения, пассивность, недостаточная целенаправленность осязательной деятельности, отождествление сходных предметов, нарушение пространственной ориентировки, плохая адаптация зрительного анализатора к изменению условиям среды.

Память: низкий объём (3 ед.) запоминаемой информации, преобладает непроизвольное запоминание, лучше развита визуальная память, мнемотехники (ритм, рифмы) облегчают запоминание.

Внимание: снижен объём, пассивное (непроизвольное), неустойчиво, низкая переключаемость, свойственна отвлекаемость, ориентировочная реакция развита слабо.

Мышление: плохо сформированы все основные мыслительные операции, низкий уровень обобщения, стереотипность, тугоподвижность мышления, решение задач методом проб и ошибок.

Эмоционально-волевая сфера: отстающее развитие, плохая дифференфированность высших эмоций, ограниченный диапазон переживаний, неадекватность, нестабильность эмоциональных состояний.

Речь: нарушение артикуляционного аппарата, позднее овладение фонематическим слухом, сложности в овладении диалоговой и монологичной речью, слабость регулирующей функции речи, бедный словарный запас.

Моторика: двигательная неловкость, плохая координация движений, трудности произвольных целенаправленных движений.

Игра: пассивность, плохо овладевают совместной сюжетно-ролевой игрой, предпочитают игры в одиночку, игры стереотипны, сюжеты просты, креативный компонент развит слабо.

Учебная деятельность: недостаточно развита познавательная активность, низкая критичность к результатам, ослаблен самоконтроль, работоспособность снижена.

Специализированная помощь

Командная работа специалистов: детский психиатр, педиатр, медицинские сёстры, психолог, дефектолог, логопед…

Помощь оказывается учреждениями здравоохранения, социального обеспечения, общими и профессиональными образовательными учреждениями. Специальные коррекционные учреждения 8 вида, которые готовят своих воспитанников к непосредственному включению их в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства.

Психологические особенности детей с задержкой психического развития и оказание им специализированной помощи

Задержка Психического Развития - понятие, сложившееся в отеч. психологии в 60-х гг. XX в. Это нарушение темпа всего психического развития при нали­чии значительных потенциальных возможностей. ЗПР — временное нарушение развития, вызванное запаздыванием созревания мозговых структур головного мозга, приводящее к незрелости мышления, дефициту общего запаса знаний и навыков. IQ – 70-79.В целом свойственны несформированность, слабость саморегуляции психической деятельности, низкая работоспособность, повышенная истощаемость и утомляемость, недостаточность мотивации.

Дошкольники

Восприятие, ощущение:первичных сенсорных недостатков нет. Недостаточная целенаправленность, фрагментарность восприятия, недостатки зрительно-пространственной ориентировки, трудности восприятие похожих предметов, глубины, дифференциации фигуры и фона, отдельных звуков (фонематический слух), недоразвитие тактильной и двигательной чувствительности.

Моторика: двигательная неловкость и недостаточная координация, гиперкинезы (не всегда), мед­лительность, не­точность и неловкость психомоторных движений, трудности в воспроизведении поз руки и пальцев (Þ трудности в проведения простых линий, выполнении мелких деталей рисунка, а в дальнейшем — трудности овладения письмом)

Внимание:неустойчиво, концентрация и продуктивность низкая.

Память: несколько снижен объём, наглядно-образная память преобладает над словесной.

Мышление:выраженное отставание в развитии наглядно-образного мышления, в словесно-логическом мышлении способность к обобщению и классификации развита лучше чем возможность формирования суждений и умозаключений. Наглядно-действенное мышление в меньшей степени отличается от нормы.

Речь: запоздалое появление пер­вых слов и фраз, медленное расшире­ние словаря и овладение грамматическим строем, недостатки произношения и различения отдель­ных звуков, низкая речевая активность, затруднения словообразования. Отсутствует познавательное отношение к речи (не отделяют слова от их предметного содержания).

Игра:однообразие, отсутствие творчества, бедность воображения, недостаточная эмо­циональность, низкая по сравнению с нормой ак­тивность, отсутствует развернутый сюжет,

Эмоц-волевая сфера: отставание в развитии эмоций, эмоциональная неустойчивость, лабильность, контрастные проявле­ния эмоций, нетолерантность к фрустрирующим ситуациям, трудности вызывают резкие эмоциональные ре­акции, аффективные вспышки. Плохо понимают собственные эмоции, однако успешно выделяют на картинах причины эмоциональных состояний персонажей, что оказывается недоступным детям с УО.

Коррекция: формирование знаний и представлений об окружающем мире, развитие речи и общения, развитие моторики, формирование про­извольной регуляции поведения и познавательной мотивации.

Школьный возраст

Отсутствие школьной готовности: знания и представления об окружающей действи­тельности неполноценны, обрывочны, основные мыс­лительные операции сформированы недостаточно, а имеющиеся неустойчивы, познавательные интересы выражены крайне слабо, учебная мотивация отсутствует, проявляемое ими желание идти в школу связано лишь с внешней атрибутикой (приобретение ран­ца, карандашей, тетрадей и т.п.), речь не сформирована до не­обходимого уровня, в частности отсутствуют даже элементы моно­логической речи, произвольная регуляция поведения отсутствует Þ трудности школьной адаптации.

Специализированная помощь:

По решение ПМПК выставляется диагноз. Для адекватной коррекционной работы ребёнок посещает специальные образовательные учреждения 7 вида (учреждения компенсирующего и комбинированного вида, группы кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии, коррекционные классы и школы). Образовательный процесс осуществляется в 2 этапа: 1-я ступень - начальное общее образование (3-5 лет), 2-я ступень - основное общее образование (5 лет). Количество детей в классе (группе) не более 12 человек. У обучающихся в школе 7 вида сохраняется возможность перехода в обычную школу. При необходимости уточнения диагноза ребенок может обучаться в школе 7 вида в течение года. Специальную педагогическую и психологическую помощь дети получают на индивидуальных, групповых коррекционных и логопедических занятиях. Комплексная помощь оказывается и в центрах медико-психолого-педагогического сопровождения, центрах реабилитации.

4.Психологические особенности детей с речевыми нарушениями и оказание им специализированной помощи.

Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе всей жизни человека и служит показателем его общего развития.

Нарушение речи – Расстройства речевых функций являются последствием перинатального (28 нед. внутреотробного развития) поражения ЦНС.

Норма речи – употребления языка в процессе речевой деятельности, при которой речевые механизмы не нарушены.

Выделяют: ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – нарушение произношения вследствие дефектов восприятия и произношения фонем и ОНР(общее недоразвитие речи) – страдают все компоненты речи: бедный словарный запас, нарушен грамматический строй, отставание в появлении активной речи, недост фонематического слуха, нарушение звукопроизношения.

У детей с ОНР страдают ВПФ, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. Значительно снижен объем внимания, неустойчивость, ограниченные возможности его распределения. Дети забывают последовательность заданий, сложные инструкции, с трудом овладевают операциями анализа, синтеза, отстают в развитии словесно – логического мышления.

Эмоционально – волевая сфера: Они затрудняют общение с окружающими, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу.

Специализированная помошь

Эффективность устранения речевых нарушений связана с ранним выявлением структуры нарушения. Помощь предоставляют учреждения здравоохранения и образования (коррекционные учреждения 5 вида для детей с тяжёлыми речевыми нарушениями, логопедические классы ОШ). Спец. школы имеют 2 отделения: 1 – обучаются дети с ОНР тяжёлой степени (алалии, дизартрия, ринолалия, афазия) и заиканием, 2 – тяжёлая форма заикания при нормально развитой речи. Специальная логопедическая и педагогическая помощь оказывается ребенку в процессе обучения и воспитания, на всех уроках и во внеклассное время. В школе предусмотрен специальный речевой режим.

Если речевое нарушение устранено, ребенок может на основании заключения ПМПК и с согласия родителей перейти в обычную школу.

Наши рекомендации