Общая характеристика дошкольного периода.
Ведущая деятельность дошкольника, психологические «новообразования» данного периода. Психологическая готовность к школьному обучению
Дошкольный период (3-6-7 лет): подразделяется на 3 периода: характерезуется играми: от предметно-манипуляторских до сюжетно-ролевых.
1) Младший дошкольный (3-4 года):младшие дошкольники играют в одиночку, преобладают предметные и конструкторные игры.
2) Средний дошкольный (4-5лет): совместные игры, иммитация отношений между людьми, создаются правила игры. Преоблодают семейные игры
3) Старший дошкольный (5-6 лет): сюжетно-ролевые игры усложняюся, реальные предметы заменяются условными заменителями, возникают символические игра.
В конце дошкольного возраста развивается словетно-логическое мышление, появляется феномен эгоцентрической речи. Важна поддержка, оценка деятельности со стороны взрослых, если её недостаточно - комплекс неполноцености.
Мышление формируется в 2 стадии:
1) допонятийное: центральная особенность - эгоцентризм, т.е. окружающий мир кажется продолжением его самого (не может посмотреть на себя со стороны).
2) С 3-х лет - децентрация мышления: ребенок начинает пользоваться местоимением "я" и узнает себя на фотографии, к 3м годам делает обобщения.
.
6.Психологические особенности детей младшего школьного возраста.
Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Кризис 7 лет. Адаптация ребёнка к школе. Возрастные особенности страхов.
Младший школьный возраст. от 6-7 лет до 10-11 лет (1-4 классы школы). Границы возрастного диапазона зависят от готовности ребенка к школьному обучению. К 7 годам ребенок обладает всеми необходимыми физическими и психическими предпосылками для школы и для получения новых знаний - произвольность, совершенствуются рефлексивные способности. Достижение в 7 лет преобладание мотива "Я должен" над мотивом "Я хочу".
Психологические особенности детей младшего школьного возраста
В младшем школьном возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка.
Непроизвольное восприятие - в целенаправленное и произвольное восприятие —наблюдение. Память - произвольная, формирование приемов запоминания.
Мышление образное , словесно-логическое. Приобретает абстрактный и обобщенный характер, перенастраивает и нацеливает восприятие, память и другие психические процессы на установление смысловых, логических связей и отношений.
Кризис 7 лет – семизведие симптомов
1. утрата непосредственности;
2. смена основных переживаний;
3. обощение переживаний – формирование логики чувств;
4. новое отношение к окружающей среде – соответственно среда относиться по новому к реб.
5. обобщенное отношение к себе
6. переоценка ценностей
7. обощенное отношение к окружающим людям.
Основные психологические проблемы периода вхождения в школу
В возрасте 6 - 7 лет – принципиальная смена содержания отношений, переход к новой социальнойи ситуации развития (основное содержаниее кризиса 7 лет). Выготский: поведение - вычурное, искусственное, натянутое и странное. Общий отличительный признак – «утрата непосредственности». Ее причина - развивается рефлексия, интеллектуализации и дифференциации внутренней на внешню жизни ребенка с процессом социализиализации ребенка - «роль ученика».
Трудности при вхождении Р-ка в младший школьный возрозраст «малый кризис» (7 лет).
Л.С. Божович - проблемы школьной зрелости. Возникают 2 главные потребности – в знаниях и в определенных социальных отношениях, выражается в положении школьника. Депривация этих потребностей возможна при позднем начале обучения. Переход начала обучения с 8 к обучению с 7 лет уменьшил число детей с кризисной симптоматикой.
Социально-психологическая адаптация – процесс активного приспособления.
1. Адаптация к новому режиму дня – продолжительность урока, перемены, число уроков, режим питания, д/з и др.;
2. Адаптация к классному колличеству – проблемы приобретения социального статуса, взаимоотношений со сверстниками;
3. Трудности взаимоотношений с учитилем;
4. изменение ситуации в домашней обстановке – изменения отношения родителей к Р-ку (дисциплина, ответственность).