Физиологический и патологический климакс.
Климактерологический период в жизни женщины связан с возростной перестройкой гипоталамической области (повышеие порога чувствительности к влиянию половых гормонов), приводящий к нарушению цикличности менструаций и прекращению репродуктивной способности.
Физиологический климакс - постепенное угасанием менструальной функции.
Патологический климакс проявляется дисфункциями маточными кровотечениями- синдромом. Симптомы: 1) вегетатативный ("приливы" жара, потливость, колебания давления крови),
2) эндокринные проявления, 3)стоновятся мнительными, тревожными, снижается самооценка. Варианты: астенический, сенесто-ипохондрический, тревожно-депрессивный и истерический. Снижается способность адаптироваться к жизненым ситуациям.
Биологический аспект –между календарным (возрастным) и фактическим (телесным и психическим) старением не всегда отмечается совпадение (может быть как запоздалое, так и преждевременное старение), в основном, поздний возраст определяет старческие изменения в организме.
Замедленность простых сенсорных функций (зрение, слух, вкус, осязание), сложных — психомоторики, восприятия нового, запоминания. Умственная деятельность, т.е. способность к анализу и синтезу, процессу образования понятий, суждений и умозаключений, долго является сохранной в позднем возрасте. Мотивация позновательной активности снижение интереса к новому, преувеличенного интереса к прошлому.
Социологические подходы: Физическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие и здоровье у пожилых людей взаимосвязаны теснее, чем в более молодых возросных группах они находяться.
Медико-психологические аспекты Важное значение придается субъективной оценке человеком происходящих с ним изменений.
А.У. Тибилова, 3 типа нормовозрастных изменений личности в позднем возрасте
I тип — тип адекватного самовосприятия с пониманем ущербных изменений: повышенной тревожности, неудовленности своими возможностями, пониманием неотвратимости усиления недугов и стремлением "себя обезопасить", консерватизмом взглядов и ригидностью суждений, интересов.
II тип — гипертрофическое восприятие изменений, невозвратимости жизненых потерь, "замыканием" интересов на вопросах здоровья, социального и материального благополучия, разв-ем ипохондричности, тревожности и в целом — интровертированности.
III тип — субъективной недооценкой возрастных изменений, несколько преувеличиным представлением о своих способностях наряду с недооценкой снижения возможностей.
2. Психологические особенности периода взрослости.
Психологические особенности стадий взрослости. Периодизация зрелости по Э. Эриксону.
Акмеология—наука о периоде максимального расцвета личностного роста, высшего момента проявления духовных сил и творчества. Акме (древнегреческое — "цветущая сила", "вершина возможностей человека") — базовая категория данной науки, вбирающая в себя, наряду с физическими, также социальные, нравственные, профессиональные, ментальные и многие иные высшие достижения в развитии человека.
Для стадии ранней взрослости (18-30 лет) характерно овладение ролью взрослого человека, получение избирательного права, полная юридическая и экономическая ответственность.
Средняя взрослость(30-45) —совершенства в выполнении профессиональной роли и старшинства, относительная материальная самостоятельность и сравнительно широкий круг социальных связей, а также наличие и удовлетворение интересов в не рамок профессиональной деятельности.
Поздняя взрослость(45-55) характеризуется высококвалифицированным выполнением избранных в молодости профессиональных и социальных ролей и, как правило, достижением пика в должностном статусе, а также некоторым снижением социальной активности. Во многих случаях в это время происходит уход из семьи выросших детей.
Предпенсионный возраст(50-55 ж; 55-60 м)— происходит заметное снижение физических и умственных функций, но вместе с тем это годы, благоприятные для занятия наиболее видного положения в своем социальном кругу.
Эрика Эриксона В психологии взрослых людей он выделил три основные стадии: ранней (25-35 лет), средней (35-45 лет) и поздней (45-60 лет) зрелости.
Ранняя зрелость– установление интимности и близкости личных связей с др. человеком (неудача в интимных общениях ммжет повысить чувство изоляции от людей с ощущением, что он может во всем полагаться только на себя)
Средняя зрелость–– «кризис середины жизни» (расхождение между мечтами, целями молодости и достигнутыми результатами - часто негативно и окрашнный отрицательными эмоциями)
· снижение физ. сил и привлекательности – основная проблема - среднего возраст может стать поводом тяжелой депрессии. Б-во людей начинают полаг-ся не на «мышцы», а на «мозги», преим-ва в знании, накопл. жизн. опыте; приобр-т мудрость. · Главным в средней зрелости стан-ся желание повлиять на поколение через собственных детей или путем личного вклада в успехи общества. Эта центральнная тема «генеративности» и определяет желание человека быть продуктивным, нужным окружающим людям, что и делает его счастливым. Жизненная неудача на этой стадии может таки же способствовать изоляции и поглощенности только самим собой.
Поздняя зрелость(45-60 лет) – Если переоценка ценностей в середине жизни состоялась. Активность личности не снижается и даже наблюдается ее рост. Например, есть наблюдения, что кроме 1го оптимального интервала для выдающихся открытий (40 лет) существует и 2й пик творческой активности – в 50-55 лет.
3.Психологические особенности детей в период от рождения до раннего детства.
Общая характеристика периода новорожденности. Период младенчества. Кризис 1-го года. Общая характеристика преддошкольного периода. Кризис 3- х лет.
Период новорожденности–наблюдаются только врожденные, инстинктивные формы поведения, направленные на удовлетворение потребностей, обеспечивающих выживание.
4 основные группы: 1) основные потребности организма: сосательный, оборонитльный, ориентировочный и специальные двигательные - хватательный, опорный и переступания; 2) Защитный: отдергивание конечности, сужение зрачка; 3) Ориентировачные: прикосновение к губам и щекам голодного ребенка - реакция поиска; 4) Атавистические: цепляния, отталкивания, плавания.
В 3 месяца появление «комплекса оживления» у новорожденного новая ступень развития – младенчество.
Младенец полностью зависит от взрослого. Психические процессы у него складываются под решающим влиянием условий жизни на основании подражения. В младенчестве начинают форм-ся и развиваться функции системы социальных и предметных контактов ребенка.
Повышается интерес к человеческой речи » в 2-4 м. – гукание ; 4-6 мес. – гуление. Во 2м полуг-ии – лепет, а в 9-10 месяцев – 1ые слова.
К концу 1го г. жизни начинает понимать связь между самим предметом и его названием. К концу младенчества точно понимает в среднем 10-20 слов.
За период младенчества «открывает» собстенное тело и начинает его использовать для воздействия на окружающее + освоение ходьбы + манипуляции с предметами. Развитие интеллекта.
Кризис 1 года. - переходный период между младенчеством и ранним детством, он связан со всплеском самостоятельности ребенка, становлением ходьбы и речи, повышение у него аффективных реакций, когда взрослые не понимают его желаний, слов или жестов, а т.ж. если взрослые не выполняют того, что он хочет).
Преддошкольный период (1-3 г) Накопление за 1-й год физической силы и опыт манипуляции предметами, потребность в активных действиях.
· развитие интеллекта (формирование образов предметов, воображение);
· предметная деятельность (манипулирование, использование по назначению)
· игровая деятельность (игра на основании манипуляции предметами и познания их назначения)
· освоение ходьбы (прямохождение)
· овладение речью (просьбы ко взрослым, автономномные слова, к концу 3го года » 1500 слов).
· продуктивная деятельность (лепка, рисование)
· К концу раннего детства возникает главное новооброзование – формирование элементарного самосознания (собственного «Я») ® «Я сам» - новый всплеск самостоятоятельности.
Кризис 3х лет. Стремясь быть как взрослый, ребенок хочет сам выполнять ту деятельность, которую он наблюдает у взрослых.
· проявления упрямства и негативизма. Внешне кризис 3х лет проявляется как «семизвездие симптомов»:
1. Негативизм – отрицательная реакция и отказ от выполнения определенных требованй взрослых.
2. Упрямство – настойчивость в его решениях.
3. Строптивость – это протест против порядков.
4. Своеволие – эмансипации от взрослого, стремление к отстаиванию своих прав на самостоятельность, независимость.
5. Обесценивание взрослых – необоснованно обзывается на взрослых.
6. Протест-бунт – частые ссоры с родителями («война» со взрослыми).
7. Стремление к деспотизму – желание властвовать и управлять поведением взрослых.