Обучение и развитие - тождественны
У. Джемс, Э. Торндайк: Ребенок развивается в меру того, как он обучается, поэтому развитие = обучение. Шаг в обучении соответствует шагу в развитии (развитие сводится к накоплению всевозможных привычек). Обучение является развивающим (обучение детей грамматическим знаниям приводит к развитию ценных умственных действий (привычек)).
2. Психология воспитания (воспитание: определение, методы воспитания и методы самовоспитания)
Психология воспитания - область психологии, занимающаяся разработкой психологических основ обучения и воспитания.
Воспитание в социальном смысле:
Широком: передача накопленного опыта от старших поколений к младшим.
Узком: направленное воздействие на человека со стороны общ.институтов с целью формирования у него определенных знаний, взгядов, убеждений, нарвствственных ценностей и др.
Воспитание в педагогическом смысле:
Широком: специально организованное, целенаправленное, управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формированя у него заданных качеств, осуществляющих в учебно-воспитательных учреждениях.
Узком: процесс и результат воспитательской работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
Цель: создание условий для реализации задатков и способностей.
Методы воспитания –Это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспиатнников с целью выработки у них заданных качеств.
Методы формирования познания, сознания личности: понимание воспитаником норм и парвил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания.
Методы организации деятельности: основаны на практической деятельности воспитоников.
1. Упражнение 2. Поручение 3. Требование
Методы стимулирования:
1. Соревнование 2. Поощрение 3. Наказание
Методы самовоспитания – сознательная деятельность субъекта, направленная на более полную реализацию себя как личности, изменение своей личности в соответствии с осознанными целями, идеалами, личностными смыслами. Связанное с определенным уровнем развития самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самосовершенствованию. Основывается на адекватной самооценке.
Самоубеждение– метод, основанный на самооценке. Самообязательство - проговаривании обязательства, которое дает сам себе. Стремиться выполнить - формированию соответствующей привычки. Самокритика– метод, рождающий внутреннее противоречие в сознании (побуждает к работе над собой, усовершенствованию личностных качеств, искоренению плохого).
Самопринуждение и самоприказ - при воспитании воли. Если необходимость действия, но не достаточно воли к его совершению, то мысленный или словесный приказ сделать необходимое. Самонаказание– метод, основанный на самоконтроле за соблюдением намеченных правил. Если нет, то в следующий раз может поступить так же.
3. Психология учебной деятельности (структура учебной деятельности, основные компоненты)
Учебная деятельность – это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.
2 взаимосвязанных процесса: учение и обучение.
Обучение - специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение ЗУН, способов познавательной деятельности, развитие умственных способностей и познавательных интересов. Акцент на деятельности учителя.
Учение - процесс деятельности учащегося по освоению ЗУН, опыта, творчества и эмоционально-ценностных отношений, в ходе которого возникают новые формы поведения и д-ти, применяются ранее приобретенные знания и навыки.
Структура:
Учебные ситуации и задачи.
Задача – это цель, данная в определенных условиях. По мере выполнения учебных задач происходит изменение ученика. Учебная деятельность - система учебных задач, которые даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия;
2) учебные действия,направленные на решение соответствующих задач (определена часть сведений, остальную требуется найти, используя имеющиеся знания, поиск оптимальных способов решения);
3) контроль - как соотношение действия и его результата с заданными образцами. 3 звена: 1) образ желаемого результата действия; 2) процесс сличения этого образа и реального действия и 3) принятие решения о продолжении или коррекции действия;
4) оценка – как фиксация качества (но не количества) результата обучения, как мотивация последующей учебной деятельности, работы.
Компоненты:
Мотивация.
Определяется следующими факторами: 1) самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; 2) организацией образовательного процесса; 3) субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); 4) субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу; 5) спецификой учебного предмета.
2. Осмысленность деятельности, внимание, сознательность, эмоциональность, проявление волевых качеств;
3. Направленность и активность деятельности, разнообразие видов и форм деятельности;
4. Мышление как активная переработка материала, его понимание и усвоение;
5. Работа памяти (запоминания, сохранения и воспроизведения материала);
6. Практическое использование приобретенных знаний и уменийв последующей деятельности, их уточнение и корректировка.
4. Психология педагогической деятельности(структура педагогической деятельности, стили педагогической деятельности)
Педагогическая деятельность – это особый вид социальной (профессиональной) деятельности, которая направлена на реализацию целей образования.
Основной вид: обучение и воспитание.
Обучение - специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение ЗУН, способов познавательной деятельности, развитие умственных способностей и познавательных интересов. Акцент на деятельности учителя.
Воспитание:
В широком смысле: специально организованное, целенаправленное, управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осущуществляемый в учебно-воспитательных учреждениях.
В узком смысле: процесс и результат воспитательской работы, направленной на решение конкретных воспитательских задач.