Обучение и развитие - тождественны

У. Джемс, Э. Торндайк: Ребенок развивается в меру того, как он обучается, поэтому развитие = обучение. Шаг в обучении соответствует шагу в развитии (развитие сводится к накоплению всевозможных привычек). Обучение является развивающим (обучение детей грамматическим знаниям приводит к развитию ценных умственных действий (привычек)).

2. Психология воспитания (воспитание: определение, методы воспитания и методы самовоспитания)

Психология воспитания - область психологии, занимающаяся разработкой психологических основ обучения и воспитания.

Воспитание в социальном смысле:

Широком: передача накопленного опыта от старших поколений к младшим.

Узком: направленное воздействие на человека со стороны общ.институтов с целью формирования у него определенных знаний, взгядов, убеждений, нарвствственных ценностей и др.

Воспитание в педагогическом смысле:

Широком: специально организованное, целенаправленное, управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формированя у него заданных качеств, осуществляющих в учебно-воспитательных учреждениях.

Узком: процесс и результат воспитательской работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Цель: создание условий для реализации задатков и способностей.

Методы воспитания –Это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспиатнников с целью выработки у них заданных качеств.

Методы формирования познания, сознания личности: понимание воспитаником норм и парвил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания.

Методы организации деятельности: основаны на практической деятельности воспитоников.

1. Упражнение 2. Поручение 3. Требование

Методы стимулирования:

1. Соревнование 2. Поощрение 3. Наказание

Методы самовоспитания – сознательная деятельность субъекта, направленная на более полную реализацию себя как личности, изменение своей личности в соответствии с осознанными целями, идеалами, личностными смыслами. Связанное с определенным уровнем развития самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самосовершенствованию. Основывается на адекватной самооценке.

Самоубеждение– метод, основанный на самооценке. Самообязательство - проговаривании обязательства, которое дает сам себе. Стремиться выполнить - формированию соответствующей привычки. Самокритика– метод, рождающий внутреннее противоречие в сознании (побуждает к работе над собой, усовершенствованию личностных качеств, искоренению плохого).

Самопринуждение и самоприказ - при воспитании воли. Если необходимость действия, но не достаточно воли к его совершению, то мысленный или словесный приказ сделать необходимое. Самонаказание– метод, основанный на самоконтроле за соблюдением намеченных правил. Если нет, то в следующий раз может поступить так же.

3. Психология учебной деятельности (структура учебной деятельности, основные компоненты)

Учебная деятельность – это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.

2 взаимосвязанных процесса: учение и обучение.

Обучение - специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение ЗУН, способов познавательной деятельности, развитие умственных способностей и познавательных интересов. Акцент на деятельности учителя.

Учение - процесс деятельности учащегося по освоению ЗУН, опыта, творчества и эмоционально-ценностных отношений, в ходе которого возникают новые формы поведения и д-ти, применяются ранее приобретенные знания и навыки.

Структура:

Учебные ситуации и задачи.

Задача – это цель, данная в определенных условиях. По мере выполнения учебных задач происходит изменение ученика. Учебная деятельность - система учебных задач, которые даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия;

2) учебные действия,направленные на решение соответствующих задач (определена часть сведений, остальную требуется найти, используя имеющиеся знания, поиск оптимальных способов решения);

3) контроль - как соотношение действия и его результата с заданными образцами. 3 звена: 1) образ желаемого результата действия; 2) процесс сличения этого образа и реального действия и 3) принятие решения о продолжении или коррекции действия;

4) оценка – как фиксация качества (но не количества) результата обучения, как мотивация последующей учебной деятельности, работы.

Компоненты:

Мотивация.

Определяется следующими факторами: 1) самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; 2) организацией образовательного процесса; 3) субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); 4) субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу; 5) спецификой учебного предмета.

2. Осмысленность деятельности, внимание, сознательность, эмоциональность, проявление волевых качеств;

3. Направленность и активность деятельности, разнообразие видов и форм деятельности;

4. Мышление как активная переработка материала, его понимание и усвоение;

5. Работа памяти (запоминания, сохранения и воспроизведения материала);

6. Практическое использование приобретенных знаний и уменийв последующей деятельности, их уточнение и корректировка.

4. Психология педагогической деятельности(структура педагогической деятельности, стили педагогической деятельности)

Педагогическая деятельность – это особый вид социальной (профессиональной) деятельности, которая направлена на реализацию целей образования.

Основной вид: обучение и воспитание.

Обучение - специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение ЗУН, способов познавательной деятельности, развитие умственных способностей и познавательных интересов. Акцент на деятельности учителя.

Воспитание:

В широком смысле: специально организованное, целенаправленное, управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осущуществляемый в учебно-воспитательных учреждениях.

В узком смысле: процесс и результат воспитательской работы, направленной на решение конкретных воспитательских задач.

Наши рекомендации