Психодиагностическое исследование и обследование.
Различие задач исследования и обследования. Этапы психодиагностического процесса. Психологический диагноз. Сообщение результатов исследования, написание заключения.
Психодиагностическое обследование — деятельность психолога. Результат: психологический диагноз. Этапы: сбор данных; переработка и интерпретация полученных данных; вынесение решения (диагноз или прогноз).
Психодиагностическое исследование – структурированный, развернутый во времени познавательный процесс. Результат: психологическое заключение, согласно задаче и запросам (врача, педагога, юриста, психолога и др.).
Этапы психодиагностического процесса:
1. Этап сбора данных:беседа, история болезни, заключения других специалистов и т. д., формируется исследовательская задача.
2. Этап переработки и интерпретации: Клинический подход: анализ качественных показателей; Статистический подход: учет объективных (количественных) показателей (стандартные величины, профили), их статистическую обработку (факторный анализ).
3. Этап принятия решения: 1 этап: заключение из имеющихся данных; 2 этап: создание связи между результатами отдельных исследований и диагнозом. Возможность планирования дальнейших этапов работы, выбора методов воздействия; 3 этап: переход от описательного обобщения к теории личности. Создается рабочая модель случая (конкретные особенности чел-ка в целостности).
Психологический диагноз - конечный результат деятельности психолога, описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей с целью оценки их состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций. Выяснение, почему данные проявления обнаруживаются в поведении, их причины и следствия. Предмет - установление индивидуально-психологических различий в норме и патологии.
Л. С. Выготский выделил три уровня диагноза:
1. Симптоматический (эмпирический): особенности или симптомы, практические выводы без причины и места в структуре личности.
2. Этиологический + причины их возникновения.
3. Типологический: определение места данных в целостной картине личности.
2 типа диагноза:
1. На основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака (соотнести с нормой или с критерием).
2. Позволяющий находить место испытуемого или группы по шкале выраженности тех или иных качеств. Необходимо проведение сравнений данных внутри обследуемой выборки, ранжирование испытуемых по степени представленности показателей, введение показателя высокого, среднего и низкого уровня путем соотнесения с критерием.
Сообщение результатов психодиагностического исследования клиенту:
Подготовить к восприятию информации, установив контакт; адекватность восприятия содержания клиентом; обратная связь. Просьба повторить информацию или вопрос, насколько понятна информация.
Этические принципы интерпретации результатов теста:
- говори с человеком на его языке; не утверждай того, в чем не уверен; говори так, чтобы поняли однозначно; не оставляй поводов для неправильного домысливания.
Письменное (или устное) заключение - конечный этап
Включает все данные (тестовые и из других источников).
Принципы: 1. Содержание и стиль заключения. Нет единой формы. Должно соответствовало потребностям, уровню подготовки получателя. 2. В содержании обозначена цель исследования: рекомендации, или простая консультация. 3. Обязательно ориентируется на действие (рекомендация по программе обучения, типа лечения, выбора профессии и т.п.). 4. Указаны отличительные свойства чел-ка (результаты, черты значительно ниже, или выше средних показателей). 5.Интерпретация данных и вывод 6. Описания четкие. Указывается с какими нормами сравниваются показатели.
Методы психодиагностики.
Классификация. Достоинства и недостатки.
По частоте использования:
1. Бланковые методики - чаще, серию вопросов, дать ответ.
2. Опросные методики - задает устные вопросы, отмечает и обрабатывает его ответы.
«+»: Не надо специальных бланков, достаточно гибко.
«-»:субъективность в выборе вопросов, в интерпретации ответов, трудно стандартизировать, добиться высокой надежности и сравнимости получ. результатов.
3. Рисуночные методики - созданные рисунки, с темой или спонтанный характер.
4. Проективные: могут быть бланковыми, опросными и рисуночными. Частота использования возрастает, т.к. наиболее валидные и информативные.
«+»: валидны и надежны при высоком уровне профессиональной подготовки. Менее субъективны и мало подвержены ситуативным влияниям.
«-»:трудоемкость, временные затраты.
5. Объективно-манипуляционные - задачи в форме реальных предметов, с которыми предстоит сделать: собрать из заданных материалов, изготовить, разобрать и т.п.
Классификация:
1. По типу заданий:
- опросные (вопросы),
- утверждающие (суждения или утверждения, согласие или несогласие с ними),
- продуктивные (вид собств. творческой продукции испытуемого: вербальной, образной, материальной, с темой или спонтан. характер),
- действенные (комплекс практических действий, по характеру которых судят о его психологии),
- физиологические (на основе анализа непроизвольных физических или физиологических реакций организма).
2. По адресату тестового материала:
- Сознательные (опросники).
«+»: позволяют судить о психологии человека на основе, что говорит он о себе или окружающие о нем.
«-»: недостаточно искренне или некритично отвечать. Сознательное субъективное искажение результатов.
- Бессознательные, направленные на неосознаваемые реакции (проективные методики).
3. По форме представления материала:
- бланковые (в письменной или иной знаковой форме: рисунок, схема и т.п.),
- технические (в аудио-, видео- или киноформе),
- сенсорные (в виде физических стимулов органам чувств).
4. По характеру данных, используемых для выводов:
- объективные (показатели, не зависящие от сознания и желания испытуемого или экспериментатора) (тесты, включающие анализ физиологических, рефлексивных показателей)
- субъективные (данные, зависящие, относящиеся к внутренему опыту).
5. По наличию тестовых норм:
- имеющие нормы
- не располагающие ими.
6. По внутренней структуре методики:
- мономерные (диагностируются и оцениваются единственное качество или свойство)
- многомерные (оценки нескольких качеств человека).
7. Научные (используют в научно-исследовательском экспериментировании) и практические(используется в практической ПД).
Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам.
Понятие о двух классах методик. Понятие о стандартизированных методиках – необходимость проверки на надежность, валидность и разработка тестовых норм. Виды проверки надежности, их достоинства и ограничения.
2 класса методик:
1) формализованные методики (короткие сроки, возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой): тесты; опросники; методики проективной техники; психофизиологические методики.
Характерны: регламентация; объективизация процедуры обследования (соблюдение инструкций, способы предъявления стимульного материала и др.); стандартизация; надежность; валидность.
2) малоформализованные методики (трудоемки, основаны на профессиональном опыте.
Минус: могут влиять случайные и побочные факторы): наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности.
Условия объективности теста – этапы стандартизации:
1) единообразие процедуры проведения теста для получения сравнимых с нормой результатов.
- Условия (помещение, освещение и др. внешние факторы).
- Содержание инструкции и особенности ее предъявления (тон голоса, паузы, скорость речи и т.д.).
- Наличие стандартного стимульного материала (не самодельные).
- Временные ограничения.
- Стандартный бланк.
- Ситуационные переменные (состояние испытуемого (усталость, перенапряжение и т.д.), нестандартные условия (плохое освещение, отсутствие вентиляции и др.), прерывание тестирования).
- Поведения диагноста.
- Опыт респондента в тестировании.
2) единообразие оценки выполнения теста - стандартная интерпретация, обработка. Сравнение показателей с нормой для данного возраста (в тестах интеллекта), пола и т.д.;
3) определение нормы выполнения теста для сопоставления показателей - нормы для возрастов, профессий, полов и др.
Для достоверных результатов, правильных практических выводов, методы должны быть научно обоснованными, т.е. отвечать требованиям: валидность, надежность, однозначность и точность.
Валидность - способность давать результаты, для получения которых он предназначен. Степень эффективности и пригодности для измерения нужной характеристики.
1. Валидность теоретическая - соответствию показателей данной методики с показателями которых должна существовать теоретически обоснованная зависимость.
2. Валидностъ эмпирическая - соответствию диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого.
3. Валидностъ внутренняя - соответствие заданий, субтестов, суждений общей цели и замыслу методики в целом.
4. Валидностъ внешняя— связи между показателями методики и наиболее важными, ключевыми внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.
Надежность - возможность получения устойчивых показателей. Устанавливается 2-мя способами:
1. сравнение результатов, получаемых при помощи данной методики разными людьми,
2. сравнение результатов, получаемых при применении одной и той же методики в идентичных условиях.
Точность - способность реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе ПД эксперимента. Можно сравнивать с точностью технических измерительных инструментов.
Однозначность - в какой степени получаемые данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценивания которого данная методика применяется.
Достоверность – защищенность теста от влияния на результаты стремления испытуемого изменить их в желательную сторону.
Репрезентативность – наличие норм результатов массового обследования в популяции, на которую рассчитан тест, позволяющих оценить степень отклонения от средних значений любого индивидуального показателя.