Психодиагностическое исследование и обследование.

Различие задач исследования и обследования. Этапы психодиагностического процесса. Психологический диагноз. Сообщение результатов исследования, написание заключения.

Психодиагностическое обследование — деятельность психолога. Результат: психологический диагноз. Этапы: сбор данных; переработка и интерпретация полученных данных; вынесение решения (диагноз или прогноз).

Психодиагностическое исследование – структурированный, развернутый во времени познавательный процесс. Результат: психологическое заключение, согласно задаче и запросам (врача, педагога, юриста, психолога и др.).

Этапы психодиагностического процесса:

1. Этап сбора данных:беседа, история болезни, заключения других специалистов и т. д., формируется исследовательская задача.

2. Этап переработки и интерпретации: Клинический подход: анализ качественных показателей; Статистический подход: учет объективных (количественных) показателей (стандартные величины, профили), их статистическую обработку (факторный анализ).

3. Этап принятия решения: 1 этап: заключение из имеющихся данных; 2 этап: создание связи между результатами отдельных исследований и диагнозом. Возможность планирования дальнейших этапов работы, выбора методов воздействия; 3 этап: переход от описательного обобщения к теории личности. Создается рабочая модель случая (конкретные особенности чел-ка в целостности).

Психологический диагноз - конечный результат деятельности психолога, описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей с целью оценки их состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций. Выяснение, почему данные проявления обнаруживаются в поведении, их причины и следствия. Предмет - установление индивидуально-психологических различий в норме и патологии.

Л. С. Выготский выделил три уровня диагноза:

1. Симптоматический (эмпирический): особенности или симптомы, практические выводы без причины и места в структуре личности.

2. Этиологический + причины их возникновения.

3. Типологический: определение места данных в целостной картине личности.

2 типа диагноза:

1. На основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака (соотнести с нормой или с критерием).

2. Позволяющий находить место испытуемого или группы по шкале выраженности тех или иных качеств. Необходимо проведение сравнений данных внутри обследуемой выборки, ранжирование испытуемых по степени представленности показателей, введение показателя высокого, среднего и низкого уровня путем соотнесения с критерием.

Сообщение результатов психодиагностического исследования клиенту:

Подготовить к восприятию информации, установив контакт; адекватность восприятия содержания клиентом; обратная связь. Просьба повторить информацию или вопрос, насколько понятна информация.

Этические принципы интерпретации результатов теста:

- говори с человеком на его языке; не утверждай того, в чем не уверен; говори так, чтобы поняли однозначно; не оставляй поводов для неправильного домысливания.

Письменное (или устное) заключение - конечный этап

Включает все данные (тестовые и из других источников).

Принципы: 1. Содержание и стиль заключения. Нет единой формы. Должно соответствовало потребностям, уровню подготовки получателя. 2. В содержании обозначена цель исследования: рекомендации, или простая консультация. 3. Обязательно ориентируется на действие (рекомендация по программе обучения, типа лечения, выбора профессии и т.п.). 4. Указаны отличительные свойства чел-ка (результаты, черты значительно ниже, или выше средних показателей). 5.Интерпретация данных и вывод 6. Описания четкие. Указывается с какими нормами сравниваются показатели.

Методы психодиагностики.

Классификация. Достоинства и недостатки.

По частоте использования:

1. Блан­ковые методики - чаще, се­рию вопросов, дать ответ.

2. Опросные методики - задает устные вопросы, отмеча­ет и обрабатывает его ответы.

«+»: Не надо специальных бланков, достаточно гиб­ко.

«-»:субъективность в выборе вопросов, в интерпретации ответов, труд­но стандартизировать, добиться высокой надеж­ности и сравнимости получ. результатов.

3. Рисуноч­ные методики - созданные рисунки, с темой или спонтанный характер.

4. Проективные: могут быть бланковы­ми, опросными и рисуночными. Частота ис­пользования возрастает, т.к. наиболее валидные и информативные.

«+»: валидны и надежны при высоком уровне профессиональной подготовки. Менее субъ­ективны и мало подвержены ситуативным влияни­ям.

«-»:трудоемкость, временные затраты.

5. Объективно-манипуляционные - задачи в фор­ме реальных предметов, с которыми предстоит сделать: со­брать из заданных материалов, изготовить, разобрать и т.п.

Классификация:

1. По типу заданий:

- опросные (вопро­сы),

- утверждающие (суждения или утверждения, согласие или несогласие с ними),

- продуктивные (вид собств. творческой продукции испытуемого: вербальной, образной, материальной, с темой или спонтан. характер),

- действенные (комплекс практических действий, по характеру которых судят о его психологии),

- физио­логические (на основе анализа непроизвольных физических или физиологиче­ских реакций организма).

2. По адресату тестового материала:

- Сознательные (опросники).

«+»: позво­ляют судить о психологии человека на основе, что говорит он о себе или окружающие о нем.

«-»: недостаточно искренне или некри­тично отвечать. Сознательное субъективное искажение результатов.

- Бессознательные, направленные на неосознаваемые реакции (проективные методики).

3. По форме представления материала:

- бланковые (в письменной или иной знаковой форме: рисунок, схема и т.п.),

- технические (в аудио-, видео- или киноформе),

- сенсорные (в виде физических сти­мулов органам чувств).

4. По характеру данных, используемых для выводов:

- объективные (показатели, не зависящие от сознания и желания испы­туемого или экспериментатора) (тесты, включающие анализ физиологических, рефлексив­ных показателей)

- субъективные (данные, зависящие, относящиеся к внутренему опыту).

5. По наличию тестовых норм:

- имеющие нормы

- не располага­ющие ими.

6. По внутренней структуре ме­тодики:

- мономерные (диагностируются и оцениваются единственное качество или свойство)

- многомерные (оценки несколь­ких качеств человека).

7. На­учные (используют в научно-исследовательс­ком экспериментировании) и практические(используется в практической ПД).

Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам.

Понятие о двух классах методик. Понятие о стандартизированных методиках – необходимость проверки на надежность, валидность и разработка тестовых норм. Виды проверки надежности, их достоинства и ограничения.

2 класса методик:

1) формализованные методики (короткие сроки, воз­можность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой): тесты; опросники; методики проективной техники; психофизиологические методики.

Характерны: регламентация; объективизация процедуры обследования (соблюдение инструкций, способы предъ­явления стимульного материала и др.); стандартизация; надежность; валидность.

2) малоформализованные методики (трудоемки, основаны на профессиональном опыте.

Минус: могут влиять случайные и побочные факторы): наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности.

Условия объективности теста – этапы стандартизации:

1) единообразие процедуры проведения теста для получения сравнимых с нормой результатов.

- Условия (помещение, освещение и др. внешние факторы).

- Содержание инструкции и особенности ее предъявления (тон голоса, паузы, скорость речи и т.д.).

- Наличие стандартного стимульного материала (не самодельные).

- Временные ограничения.

- Стандартный бланк.

- Ситуационные переменные (состояние испытуемого (усталость, перенапряжение и т.д.), нестандартные условия (плохое освещение, отсутствие вентиляции и др.), прерывание тестирования).

- Поведения диагноста.

- Опыт респондента в тестировании.

2) единообразие оценки выполнения теста - стандартная интерпретация, обработка. Сравнение показателей с нормой для данного возраста (в тестах интеллекта), пола и т.д.;

3) определение нормы выполнения теста для сопоставления показателей - нормы для возрастов, профессий, полов и др.

Для достоверных результатов, правильных практических выводов, методы должны быть научно обоснованными, т.е. отвечать требованиям: валидность, надеж­ность, однозначность и точность.

Валидность - способность давать результаты, для получения которых он предназначен. Степень эффективности и пригодности для измерения нужной характеристики.

1. Валидность теоретическая - соответствию по­казателей дан­ной методики с показателями которых должна существовать теоретически обоснованная зависимость.

2. Валидностъ эмпирическая - соответствию диа­гностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого.

3. Валидностъ внутренняя - соответствие заданий, субтестов, суждений общей цели и замыслу методики в целом.

4. Валидностъ внешняя— связи между показателями методики и наиболее важными, ключевыми внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.

Надежность - возможность получе­ния устойчивых показателей. Устанавливается 2-мя способами:

1. сравнение результатов, получае­мых при помощи данной методики разными людьми,

2. сравнение результатов, получаемых при применении одной и той же методики в идентичных условиях.

Точность - способность реагиро­вать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происхо­дящие в ходе ПД эксперимента. Можно срав­нивать с точностью технических измерительных инструментов.

Однозначность - в какой сте­пени получаемые данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценивания которого данная методика применяется.

Достоверность – защищенность теста от влияния на результаты стремления испытуемого изменить их в желательную сторону.

Репрезентативность – наличие норм результатов массового обследования в популяции, на которую рассчитан тест, позволяющих оценить степень отклонения от средних значений любого индивидуального показателя.

Наши рекомендации