Концепция «состояния потока» Чиксентмихайи
Поток, потоковое состояние — психологическое состояние, в котором чел. полностью включён в то, чем он занимается, что характерезуется деятельным сосредоточением, полным вовлечением и нацеленностью на успех в процессе деятельности.
Нескольких черт деятельности, которые способствуют переживанию потокового состояния:
1. Ясные цели (различимые ожидания и правила). 2. Концентрация и фокус 3. Потеря чувства самоосознания — слияние действия и осознанности. 4. Искажённое восприятие времени.
5. Прямая и незамедлительная обратная связь 6. Равновесие между уровнем способностей субъекта и сложностью задания 7. Ощущение полного контроля над ситуацией или деятельностью. 8. Деятельность сама по себе воспринимается как награда, так что она осуществляется без усилий.
В.А. Ядов. Отношение к трудуможет быть положительным, отрицательным и индифферентным. Оно оказывает большое воздействие на развитие производства и системы производственых отношений.
Ядов: отношение человека к труду формируется под влиянием 3-х главных факторов: 1) совокупности всех общественных отношений, системы общественного разделения труда и социально- экономической природы общества, содержания общественного сознания; 2) технологических или функциональных особенностей содержания конкретного вида труда; 3) особенностей социально- обусловленой структуры личности работника (потребности, запросы личности, жизненные идеалы, и т.д.)
4.Противоречия и кризисы профессионального развития личности(стадии цикла профессионализации (оптант, адепт, адаптант, интернал, мастер, авторитет, наставник); виды противоречий в развитии и функционировании человека как субъекта труда по А. К. Маркову (1996) и Е. А. Климову (1998); типология психологических нормативных кризисов личности по Э.Ф. Зееру; типы биографических кризисов личности в период середины жизни по Р.А. Ахмерову (1993)
Е.А. Климов стадии профессионализации:
1. Стадия «оптации» (от 11-12 до 14-18 лет). Это стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути. В ситуации «оптанта» вполне может оказаться и взрослый человек, например, безработный.
2. Стадия «адепта»– человек, обучающийся в профессиональном учебном заведении, осваивающий азы профессионльных знаний и умений.
3. Стадия «адаптанта» – начало самостоятельной проф. деятельности. Приспосабливается к рудовому коллективу и организационной культуре учреждения (социальная адаптация), включается в систему личных смыслов, потребностей и мотивов, что может потребовать изменений в себя, своей системы ценностей, образа Я.
4. Стадия «интернала» – человек, освоивший проф. задачи среднего уровня сложности. Этот период может длиться достаточно долго и не перейти в стадию мастера, так как не все люди склонны к ежедневному выполнению сложных задач. В этот период могут проявиться противоречия, конфликты, кризисы развития.
5. Стадия «мастера» -человек, овладевший вершинами проф. мастерства, умеющий выполнять самые сложные проф. задачи.
6. Стадия «авторитета» - человек, достигший квалификации мастера и, кроме того, обладающий неформальными лидерскими качествами, умеющий убеждать, оказывать влияние на коллег по труду.
7. Стадия «наставника» - человек, владеющий вершинами мастерства, имеющий потребность передать свой опыт другим людям. Если человек всю жизнь проработал в одной профессии и эта стадия совпадает с периодом поздней зрелости (после 50 лет).
А.К. Маркова и Е.А. Климов
Противоречии в развитии и функционировании человека:
1) между опытом, компетентностью человека и обязанностями, которые ему предлагают выполнять в производственной организации, или характером вакансий рынка труда;
2) внутри субъекта труда – между его мотивами, ценностями и содержанием труда;
3) между ориентацией «на себя» и «на дело», между снижением функциональных возможностей и характером выполняемых задач.
Типология психологических и нормативных кризисов по Э.Ф. Зееру:
Кризис личности -особое состояние внутренней психической напряженности, обусловленное противоречиями личностного и профессионального развития человека. Противоречия развития человека в труде могут накапливаться постепенно или лавинообразно.
Э.Ф. Зеер выделяет группы кризисов:
1.К нормативным кризисам - типичные для большинства людей события, обусловленные организацией социальной и трудовой жизни (окончание школы, поступление в проф. учебное заведение, профессиональные продвижение или смена должности и т.д.).
2. Ненормативные кризисы - критические события, имеющие смысложизненное значение, либо болезненным состоянием.