Российская психология труда в период Великой Отечественной войны
1. Проблемы повышения эффективности воинского труда.
2. Тенденции развития прикладной психологии.
С 1957 г. психология труда вновь обрела гос. статус
2.Компоненты психологии труда (внешний и внутренний компоненты психологии труда; психология труда в узком смысле; инженерная психология, эргономика; организационная психология; профессиональная ориентация, профессиональное обучение).
Психология труда в узком смысле — комплекс научных дисциплин о труде как процессе функционирования и развития человека как отдельного индивида — субъекта труда; это комплекс дисциплин о теоретико-методологических, психофизиологических и психологических основаниях труда, о психологических характеристиках конкретной профессиональной деятельности, о профессионально важных качествах отдельного индивида, проф. кризисах, деструкциях, деформациях и заболеваниях, связанных с трудовой деятельностью.
Инженерная психология— отрасль, исследующая процессы и средства информации взаимодействия между человеком и машиной.Процессы восприятия и переработки оперативной информации, принятия решений в условиях ограниченного времени, роста цены ошибочных действий, компьютеризации всех звеньев производства и управления, мобильной связи и минимизации затрат всех видов ресурсов.
Основные направления инженерной психологии:
1. Распределения функций между человеком и автом. системами, в том числе с искусственным интеллектом; 2. Исследование совместной деятельности операторов, взаимодействия между ними; 3. Анализ психичской структуры деятельности операторов; 4. Исследование факторов, влияющих на эффективность действий операторов; 5. Исследование процессов приема человеком информации, изучение сенсорных «входов» человека; 6. Исследование характеристик речевого и моторного «выхода»; 7. Анализ процессов переработки информации человеком, ее хранения и психических механизмов регуляции деят-ти операторов; 8. Разработка методов психодиагностики, профессиональной ориентации и отбора специалистов операторского профиля; 9. Разработка методов защиты операторов от эмоционального выгорания; 10. Анализ и оптимизация процессов обучения операторов; 11. Использование результатов исследований для проектироания и эксплуатации человеко-машинных (человеко-информац.) систем.
Эргоно́мика— наука о приспособлении должностных обязанностей, рабочих мест, предметов и объектов труда, а также компьютерных программ для наиболее безопасного и эффективного труда работника, исходя из физических и психических особенностей человеческого организма. Изучает, скорость освоения новой техники, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах деятельности.
Современная эргономика подразделяется:
1. Ми́кроэргономика занимается исследованием и проектированием систем «человек — машина». В частности, проектированием интерфейсов программных продуктов находится в ведении микроэргономики.
2. Ми́диэргономика занимается изучением и проектированием систем «человек — коллектив», «коллектив — организация», «коллектив — машина», «человек — сеть».
3. Ма́кроэргономика исследует и проектирует систему в целом, учитывая все факторы: технические, социальные, организационные; как внешние к системе, так и внутренние. Целью макроэргономики является гармоничная, согласованная, надежная работа всей системы.
Организационная психология или психология менеджмента — это раздел психологии, целью которого является практическое применение психологических теорий и исследовательских методик к проблемам организации, управления и бизнеса. В ней изучается: стили управления, подбор персонала, мотивация персонала, обучение персонала и другие.
В настоящее время существует 3 осн. группы теорий мотивации:
1. Теории потребностей — мотивов — ценностей. К таким теориям относятся теория иерархии потребностей А.X.Маслоу.
2. Теории когнитивного выбора изучают мотивы человека с точки зрения его когнитивных схем, убеждений, ожиданий от других людей и исхода дела.
3. Теории саморегулирования-метапознания выдвигают на первый план мотивационные процессы целенаправленного поведения. Локком теория постановки целей. Предполагается, что эффективность выполнения задач и работоспособность будут повышаться за счет точного описания целей и желаемых результатов.
Профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда. Включает: профессиональное просвещение; консультирование; психологическую поддержку.
Профессиональное обучение - процесс повышения квалификации(спец. курсы, институты, до поступления на работу либо во время работы и т.д.).
3. Концепции мотивации к труду(дефицитарные и бытийные потребности по А. Маслоу; мотивационные и гигиенические факторы трудовой мотивации Ф. Херцберга; концепция «Гуманизации труда»; потребности во власти, достижении и принадлежности по концепции трудовой мотивации Д. Мак-Клелланда;побуждения добиваться успеха и избегать неудач по концепция трудовой мотивации Дж. Аткинсона; теория ожиданий В. Врума; концепция «состояния потока» М.Чиксентмихайи; исследования отношения к труду в работах отечественных ученых (В.А. Ядов).