Исторические предпосылки возникновения понятия «психика».

Материалистические, идеалистические и дуалистические взгляды на природу психического, основные положения, достоинства и недостатки концепций.

Психология — это наука о психике человека,т.е. наука о внутреннем, душевном его мире.

Материалистические взгляды на психику.

Милетская школа, существовавшая в 7–6 вв. до н.э. Ее представители Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.

Заслуга в выделении психики или “души” из материальных явлений. Выдвинули положение - что все многообразие мира, в том числе и душа, являются различными состояниями единого материального начала, первоосновы или первоматерии.

Фалес первоосновой считал воду,

Анаксимандр— “апейрон” (состояние первоматерии, которое не имеет качественной определенности),

Анаксимен — воздух.

Гераклит(530–470 гг. до н.э) Философ из Эфеса - первоосновой мира признавал огонь.

Душа по Гераклиту является особым переходным состоянием огненного начала в организме, названного им “психея”.

Они все преодолевают анимизм древних, создавая принципиально новое учение - гилозоизм. Здесь душа также есть у всей материи, но душа представляется ими уже не независимым двойником материи, а является неотъемлемой частью ее.

Демокрит (460-370 гг. до н.э.) существующее и душа, состоит из атомов, которые представлялись ему в виде мельчайших и неделимых частиц.

Аристотеля Мир и его развитие, результат постоянного взаимопроникновения двух начал — пассивного (материи) и активного (формы). Аристотель полагал, что материя не может существовать не оформляясь. Формой живой материи и является душа. Душа — есть активное, деятельное начало в материальном теле, его форма, но не само вещество или тело. У человека центром души является сердце, куда стекаются впечатления из органов чувств. Впечатления образуют источник идей, которые в результате рассудочного мышления и подчиняют себе человеческое поведение.

Идеалистические взгляды на психику. Античная философия.

(Сократ, Платон) признают существование особого духовного начала, не зависимого от материи. Они рассматривают психическую деятельность как проявление нематериальной, бесплотной и бессмертной души.

Платон(427–347 гг. до н.э.) именноидеяобъявляется первопричиной всего существующего, а материальные вещи всего лишь ее воплощения.

Платон, в свою очередь, был учеником Сократа (469-399 гг. до н.э.), а последний проповедовал свои взгляды устно, в форме бесед. Сократовский диолог.

Средневековье.

Плотин (205-270 гг.) - деятельность души заключается не только в обра­щении к богу; но и в обращении к своему чувственному миру; в обращении к самой себе. Благодаря внутреннему взору душа располагает знаниями о всех своих прошлых и нестоящих действиях.

Августин (354-430). признание воли как универсального принципа, организующего деятельность души. Он полагал, что все поступки человека предопределяются богом.

Фома (Томос) Аквинский (1228-1274 гг.) был первым, кто попытался и наиболее тонко сумел внедрить в богословскую догматику учение Аристотеля. Теологическое учение, выдвинутое Ф. Аквинским и названное впоследствии его именем — томизмом, получило в религиозных кругах широкое признание и распространение. Схоласты проповедовали учение, основанное одновременно и на богословии, и на доктрине Аристотеля. Они пытались таким образом объяснить мир с помощью разума, “озаренного верой”.

Дуалистические взгляды на психику. (взгляды о независимости и самостоятельности существования в мире двух основополагающих начал —материи и духа),

Античность

Рене Декарт (1596-1650) французский философ, психолог и математик 17 века Декарт считал, что человек состоит из нематериальной души и материального тела. Таким образом, с его точки зрения душа и тело имеют разную природу. По его мнению, не только душа воздействует на тело, но и тело способно существенным образом влиять на состояние души. Таким образом, в основу решения психофизической проблемы Декарт положил идею взаимодействия.

Развитие научной психологии.

Структурализм и функционализм, общая характеристика. Развитие прикладной психологии (направления, родоначальники, цели и задачи).

Структурализм.

Структурная психология Э.Титченера.

Э.Титченер (1867 -1927) – структурая психология. Ее задачи: 1)разложить душевное состояние на простейшие составные части; 2)найти законы соединения этих частей; 3)привести эти законы в связь с физиологической организацией.

Ввел метод аналитической интроспекции: достижение “чистого содержания сознани”.

В качестве первичных элементов сознания выделял ощущения, образы и чувства.

Ощущения обладают качеством, интенсивностью, отчетливостью и длительностью.

Образы - это следы прежних ощущений, отличающиеся меньшей отчетливостью.

Чувства - это элементы душевных движений; они обладают качеством, интенсивностью и длительностью.

Внимание и мышление имеют сенсорную природу и не содержат нового элементраного процесса, подобного рассмотренным трем.

Функционализм - предмет исследования - посредством каких психических функций и как индивид приспосабливается к изменчивой среде, а также поиск способов повышения эффективности такого приспособления.
Представители:Вильям Джеймс (1842-1910) , Джон Дьюи (1859-1952)

Психология У.Джемса. Функционализм.

Он отрицал существование сознания как субстанции и настаивал на его существовании как функции - познания. Он отвергал атомизм психологии: в самонаблюдении нам открываются не элементы, а цельные конктретные состояния сознания, изменчивые в каждый момент времени. Изучать надо функции, операции. В сознании нет связок, оно - поток. Характерной чертой потока сознания является наличие психических обертонов, образов, смутных и неотчетливых явлений сознания. Сознание всегда отличается селективностью.

После 1916 года это направление перешло в бихевиоризм. Представители: Дьюи, Энджелл, Мур, Мид.

Они призывали не ограничиваться сознанием, а рассматривать целостный организм в единстве разума и тела.

Недостатки: понятие функции страдало неопределенностью, недооценивали содержательную сторону сознания.

Наши рекомендации