Типология социальных характеров Фромма

Характер - это специфическая форма чел-кой энергии, возникшая в процессе динамической адаптации человеческой потребностей к определеному образу жизни в определеном обществе. Приспосабливаясь к социальным условиям, человек развивает в себе те черты характера, которые побуждают его хотеть действовать именно так, как приходится действовать. Характер выполняет также функцию отбора идей и ценностей.

Фромм выделяет следующие типы социальных характеров:Неплодотворные ориентации: рецептивная ориентация (источник всех благ» лежит вовне), эксплуататорская, стяжательская (укрытие, сбережение), рыночная.

Типология манипулятивных типов характера (Э. Шостром)

Человек не рождается манипулятором. Он становится таковым, чтобы избегать неприятностей и добиваться желаемого, причем развивает эту способность бессознательно.

Манипуляции- это стиль жизни, это сценарий жизни, который регламентирует всю систему взаимодействия с миром, направленный на то, чтобы контролировать как себя, так и других.

Четыре основных манипулятивных системы.

1. Активный Манипуляторпытается управлять другими с помощью активных методов. Он избегает демонстрировать свою слабость в отношениях, принимая роль полного сил. Управляя людьми как марионетками.

2. Пассивный Манипулятор Он прикидывается беспомощным и глупым и разыгрывает из себя «попираемого». В то же время пассивный манипулятор выигрывает посредством поражения. Позволяя активному Манипулятору думать и работать на него, он в определенном смысле побеждает «попирающего» своей вялостью и пассивностью,

3. Соревнующийся Манипуляторрассматривает жизнь как состояние, требующее постоянной бдительности, поскольку здесь можно или выиграть, или проиграть, третьего не дано

4. Безразличный манипулятор. Манипулятор играет роль безразличного, ни на что не надеясь и пытаясь ускользнуть, устраниться от контакта с партнером. Его ключевая фраза: «Мне наплевать». Его методы также то пассивны, то активны, иногда он играет «Скуку», иногда «Сварливую пилу», «Мученика» или «Беспомощного». Его секрет, безусловно, в том, что ему вовсе не наплевать, иначе бы он не продолжал свои манипуляции. Подобные отношения нередко существуют между мужьями и женами.

Акцентуация характера — это крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим.

Согласно А. Е. Личко, по степени выраженности можно выделить два вида (две стадии) акцентуаций:

  • Явная акцентуация — крайний вариант нормы. Проблемные черты характера достаточно выражены в течение всей жизни, в ситуациях и проблемных, и благополучных.
  • Скрытая акцентуация — обычный вариант нормы. Проблемные черты характера этого типа проявляются в основном в трудных жизненных ситуациях, в стрессе и конфликтах, хотя в благополучных обстоятельствах перед нами может быть вполне милый человек.

Способности.

понятие «способности», задатки способностей, роль социальной среды и деятельности в формировании и развитии способностей, признаки способностей по Б.М. Теплову, классификация способностей (общие и специальные, теоретические и практические, учебные и творческие способности), уровни способностей (одаренность, талант, гениальность, репродуктивный и творческий уровни).

Способность – это психическая особенность чел-ка, не является врожденным качеством, а представляет собой продукт развития и формирования в процессе какой-либо деятельности.

Но в их основе лежат врожденные анатомо-физиологические особенности – задатки. Способностям предшествуют навыки, являющиеся их условием для приобретения в процессе обучения, частых упражнений и тренировок. Достижения в деятельности зависят не только от способностей, но и от мотивации, психического состояния.

Способности – прижизненое приобретение личности, развиваются под влиянием социальных факторов.

Задатки способностей. В основе способностейзадатки – первичные, природные (биологические) особенности, с которыми человек рождается и которые созревают в процессе его развития.

В их основе – врожденные анатомические и физиологические особенности строения тела, двигательного аппарата, органов чувств, нейродинамические свойства

Теплов Б.М.: 3 основных признака способностей:

1. индивидуально-психологические особенности;

2. определяющие успешность выполнения деятельности;

3. несводимых к ЗУН (знаниям, умениям, навыкам), но обусловливающие и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

Механизм формирования способностей: обобщение (психических процессов отношений, которые проявляются в деятельности) + закрепление.

Классификаця способностей.

Элементарные способности присущи всем людям, хотя и в разной степени их выражаности.

Общие элементарные способности– (каждое элементареое проявление – соответствующее психическое действие, выполняемое с различным успехом: сенсорное, мнемическое, мыслительное, волевое). Она в результате упражнения может стать соответствующим навыком. Специальные элементарные способности – определенная качественная выраженность каких-либо сторон психических процессов: глазомер, муз. слух, чувственность обонянии. На основе соответствующих задатков в процессе обучения.

Общие сложные способности – к общечеловеческим видам деятельности - учебе, общению (присущи всем).

Специальные сложные способности (математические, музыкальные, художественые, др.)

Способности теоритические и практические.- преопределяют склонность человека к обстрактно-теоритическим размышлениям, второе к конкретным практическим действиям.

Способности учебные и творческие.- первые определяют успешность обучения, усвоение чел. ЗУН; вторые- определяют возможность открытий и изобретений.

Уровни способностей.

Одаренность - сочетание различных высокоразвитых способностей (задатки + воспитание). Талант– более высокий уровень развития способстей (творит, создает что-то свое, оригинальное, неповторимое, но в рамках уже сложившихся идей, направлений).Сочетание выдающихся способностей.

Наивысший уровень – гениальностьсоздание принципиально нового.

Интеллект.

понятие интеллекта, теория Ж. Пиаже о развитии интеллекта в онтогенезе, процессы ассимиляции и аккомодации, факторно-аналитические теории интеллекта (Ч. Спирмен, Д. Векслер, Р. Кетелл, Л. Терстоун, Р. Айзенк,), когнитивные модели интеллекта (Р. Стернберг).

Интеллект- присущий каждому человеку уровень способности его пользоваться мыслительными операциями, психофизиологические способности чел. быстрее или медленнее обрабатывать поступающую информацию.

Наши рекомендации