Психологическая теория деятельности.
уровни деятельности по А.Н. Леонтьву, потребность, мотив, цель, действие, операция, внешняя и внутренняя деятельность, соотношение мотивов и сознания (неосознаваемые и осознаваемые мотивы), развитие мотивов, виды деятельности (игровая, учебная, трудовая, общение),
Психологическая теория деятельности А.Н.Леонтьева.
Основными понятиями теории - деятельность, сознание и личность.
Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение.
Верхний уровень – это уровень особых видов деятельности.
Уровень действий.
Уровень операций.
Самый низкий – уровень психофизиологических функций.
Центральное место в этом иерархическом построении занимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности.
Действие – это процесс, направленный на реализацию цели, которая, в свою очередь, может быть определена как образ желаемого результата.
Необходимо обратить внимание на то, что цель в данном случае – это сознательный образ. «действие» четыре компонента.
Во-первых, акт сознания в виде постановки и удержания цели.
Во-вторых, действие – это одновременно и акт поведения.
В-третьих, через понятие действия вводит принцип активности.
В-четвертых, понятие «действие» выводит деятельность человека в предметный и социальный мир.
Основополагающие принципы психологической теории деятельности:
1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно проявляться в деятельности (принцип «размывания» круга сознания).
2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения).
3. Деятельность – это активный, целенаправленный процесс (принцип активности).
4. Действия человека предметны; их цели носят социальный характер (принцип предметной человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).
Действие – это сложный элемент, который часто сам состоит из многих более мелких.
Каждое действие обусловлено целью.
Способ выполнения действия называется операцией.
В свою очередь, способ выполнения действия зависит от условий (внешние обстоятельства, так и возможности самого действующего субъекта).
В различных условиях для достижения одной и той же цели могут быть использованы различные операции.
Цель, данная в определенных условиях, называется задачей.
В зависимости от задачи операция может состоять из разнообразных действий, которые могут подразделяться на еще более мелкие (частные) действия.
Операции – это более крупные единицы деятельности, чем действия.Главное свойство операций они мало осознаются или совсем не осознаются. По существу, уровень операций – это уровень автоматических действий и навыков.
Под навыками понимаются автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе ее выполнения.
Операции бывают двух видов:
1.возникли путем адаптации и приспособления к условиям обитания и деятельности,
2.второго вида – сознательные действия, благодаря автоматизации ставшие навыками и перемещенные в область неосознаваемых процессов. При этом первые практически не осознаются, в то время как вторые находятся на грани сознания.
Психофизиологическим функциям -физиологические механизмы обеспечения психических процессов. Способности к ощущению, моторные способности, возможность фиксации следов прошлых воздействий.
Ряд врожденных механизмов, закрепленных в морфологии нервной системы, а также те, которые созревают в течение первых месяцев жизни. Все эти способности и механизмы достаются человеку при его рождении, Т.е. они имеют генетическую обусловленность.
Макроструктура деятельности: Потребность—Мотив—Цель—Действие—Операция—Психофизиологические функции.
Одну деятельность от другой различают их предметы.
Предмет деятельности (МОТИВ) придает ей определенную направленность.
Мотив поведения формируется на основе Потребности. Всякая потребность имеет свой предмет или объект, который и становится непосредственным побудителем или мотивом поведения.
Цель— образ желаемого результата. Цель задает действие, действие обеспечивает реализацию цели.
Действие — основная единица анализа. Может быть внешним (движение), и внутренним (умственные действия), но все они подчинены целям.
Операции— способы выполнения действия. Главное свойство в том, что они мало или совсем не осознаются. По существу, уровень операций заполнен автоматизированными действиями и навыками.
Психофизиологические функции- физиологическое обеспечение психических процессов. К ним относятся некоторые способности нашего организма — способность к ощущениям, моторные способности, мнемические способности. психофизиологические функции — это органический, биологический фундамент процессов деятельности.
Мотивационно-личностные аспекты деятельности:Известно, что мотивы образуют иерархическую систему. Мотивационной сферой определяется масштаб и характер его личности.
Видами деятельности
являются игра, учение и труд.
Игра— это особый вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта.
Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов.
Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях.
Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя.
Игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Бывают и смешанные типы игр.
Учение - вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
Струдом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они, в свою очередь, явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.