Детская городская поликлиника, структура, задачи. Участковый принцип и диспансерный метод в организации медицинской помощи детям.
Объединенная со стационаром и самостоятельная.
По мощности детские поликлиники делятся на 5 категорий:
1 – 800 посещений в день, 2 – 700, 3 – 500, 4 – 300, 5 – 150.
Работает по территориально – участковому принципу (800 детей на участке). Основная нагрузка – дети до 1 года (50- 60 детей, не должно быть более 10%). В последнее время педиатры, акушеры гинекологи и терапевты работают на одном акушерско – терапевтическо – педиатрическом участке ( 1 акушер – гинеколог, 3 терапевта, 2 педиатра).
Детские поликлиники по своим штатам укомплектовываются таким образом, что состоят из участковых педиатров с патронажными сёстрами на 1,5 ставки. Врачи всех узких специальностей: 0,3 должности на 1000 детей, 0,45 должности на 1000 детей. Нагрузка на участк.педиатров 5 посещений за 1ч, 7 – проф.осмотров, 2 - на дому.
Структура детской поликлиники:
1. фильтр с отдел.входом и изоляторы с боксом
2. кабинеты участковых педиатров и др.врачей специалистов (обязательно хирург, ЛОР, окулист, невролог)
3. кабинет здорового ребёнка (по профил.работе с детьми)
4. прививочный и процедурный кабинет
5. кабинеты гигиенического и физического развития девочек
6. соц-правовой кабинет
7. дошкольное – школьное отделение
8. отделение восстановит.лечения
9. лечебно-диагн.кабинеты (рентген – кабинет, физиотерапевтический кабинет, кабинет лечебной физкультуры, лаборатория)
10. регистратура, гардероб
11. молочная кухня
12. пункт сбора материнского молока
13. кабинеты доврачебного приёма
Особенности детской поликлиники, которые связанны с её задачами:
1. Обслуживание здоровых детей: через главный вход идут здоровые дети. Там есть фильтр, где осматривают ребёнка и решают – пропускать его или нет. Если есть подозрение на инфекцию, то ребёнка помещают в бокс, где его осматривает врач. Также обслуживают реконвалесцентов и детей с хр.заболеваниями.
2. Вакцинация
3. оказание лечебной помощи, внедрение в практику современ.методов профилактики, диагностики и лечения
4. повышение качества и культуры ЛП обслуживания дет.населения
5. организация ЛП работы в дет.и учебно-воспит. учреждениях
6. сан-просвет работа среди детей и родителей
7. Основным методом в обслуживании детей является метод диспансеризации.
Охрана здоровья ребёнка включает в себя 3 периода:
1. Антенатальная охрана плода (контакт акушера – гинеколога с педиатром)
2. Динамическое наблюдение за новорожденными. Принимает участие патронажная сестра: при выписке из роддома она должна принять ребёнка на учёт. Не позже, чем через 3 дня, врач должен осмотреть ребёнка, особенно детей, которые принадлежат к группе риска – матери которых токсикозом беременности и т.д. Здоровые дети осматриваются врачом не реже 3 раз в месяц, сестра посещает ребёнка не реже 6 раз в месяц. Если у ребёнка есть отклонения, заболевания, врач осматривает 4 раза. В течении года каждые 3,6,9,12 месяцев врач пишет этапные эпикризы.
3. Динамическое наблюдение от года до 7 лет. В 2 года врач осматривает 4 раза в год. В 3 года 2 раза в год. В последующие годы - 1 раз в год.
Все дети по состоянию здоровья делятся на группы:
1гр – здоровые, не имеющ. неблаг.факторов в анамнезе
2 гр – дети с функц.нарушениямиили с неблагоприят.факторами (болеет б.5 р\год и др.)
3 гр – хрон.заболевания компенсированы, в стадии ремиссии
4 гр – непол.ремиссия, субкомпенсация
5 гр - декомпенсация
Задачи кабинета здорового ребёнка:
1) пропаганда здорового образа жизни
2) обучение родителей правилам воспитания здорового ребёнка
3) санитарное просвещение детей
4) профилактика заболеваний
Много внимания отнимает необходимость уделять внимание правильному рациональному питанию. Дети да 4 – х месяцев должны получать грудное молоко, для чего в поликлинике организуется кабинет сбора грудного молока.
Все заболевшие дети обслуживаются на дому. Это основа противоэпидемической работы.
Немало сил уделяется диспансеризации детей-школьников (выявляются больные туберкулезом, глистной инвазией, нуждающиеся в санации полости рта и глотки). В детских поликлиниках создаются специальные дошкольно - школьные отделения. В состав их входят педиатры и медсёстры, которые работают в детских яслях, детских садах и школах. Есть следующие штатные нормативы для детских учреждений: 1 врач на 2000 школьников, 1 медсестра на 600 –800 школьников; 1 врач на 400 – 600 детей в дет. садах , 1 медсестра на 100 детей в дет. садах. Если есть 6 – 9 врачей, то выделяется должность зав. отделением.
Основные задачи дошкольно – школьного отделения:
1. обследование всех детей, которые поступают и находятся в этом учреждении
2. мед. контроль за сан – гигиеническими условиями
3. контроль за выполнением режимов дня, питания, закаливания
4. мед. контроль за состоянием здоровья, проведения плановой диспансеризации, выявление больных
5. сан – просвет. работа
6. летние оздоровительные мероприятия
7. анализ деятельности учреждений
Для воспитания детей старше 3 лет в системе органов образования есть сеть детских домов. За организацию мед. помощи в них отвечают мед. учреждение. В детском доме должен быть врач, при его отсутствии мед. обслуживание возлагается на ближайшую детскую поликлинику.
Ясли – сад
Основной структурой яслей и садов является группа. В яслях группа из 15 детей; группы среднего и старшего возраста – из 20 детей. Считается выгоднее организовывать ясли – сад, чем ясли и сад отдельно. В этих учреждениях есть средний мед. персонал, который осматривает детей ежедневно. Если ребёнок заболел, то его не берут.
Дома ребёнка
Организуется для здоровых детей (дети сироты, подкинутые, от матерей – одиночек и временно больных матерей). Руководит домом ребёнка главный врач. Дом ребёнка построен по принципу детской больницы, но в нём лежат здоровые дети до трёх лет. В доме ребёнка врач ведёт 40 детей, в больнице – 20 детей. Благодаря тому, что дом ребёнка построен по такому принципу, что и детская больница, удалось значительно снизить детскую смертность. Стационарную помощь дети получают в детских больницах, в детских отделениях больниц для взрослых.