Показатели работы женской консультации и стационара родильного дома. Методика вычисления и
Их анализ.
Деятельность женской консультации оценивается по следующим показателям:
- своевременность обращения беременных (до 12 недель) (80% город, 75% село) – отношение числа женщин, поступивших под наблюдение в сроки до 12 недель, к общему числу беременных, умноженное на 100, аналогично оценивается доля беременных, поступивших с поздними сроками (после 28 недель) беременности;
- Доля женщин окончивших беременность родами (80%)- число женщин закончивш беремен родами/число ж зак берем родами и абортами * 100%
- частота ошибок в определении родов (отношение числа женщин, родивших позже или ранее установленного срока на 15 дней и более, к общему числу родивших женщин);
- среднее число посещений беременности консультаций до родов – отношение числа посещений беременными к числу беременных женщин;
- полнота обследования беременных: отношение числа беременных, обследованных терапевтом (стоматологом, на резус-фактор и др.), к числу женщин, закончивших беременность родами и абортами (100%);
-доля беременных, осмотрен.терапевтом в 1ые 12 нед/ число ж родами и абортами (80% город, 95% село)
- осложнения беременности (отношение числа беременных с токсикозами к общему числу беременных);
- исходы беременности (процент беременных, у которых беременность закончилась родами);
- охват беременных психопрофилактикой;
- частота основных видов экстремальной патологии и осложнений;
- частота мертворождений;
- уровень перинатальной смертности на 1000 беременных;
- показатели гинекологической заболеваемости женщин.
Основные показатели эффективности деятельности родильного дома:
1. Удельный вес родов, принятых вне родильного дома (отношение числа родивших вне роддома к числу принятых родов вообще %);
2. Медицинская помощь при родах (доля родов с медикаментозным обезболиванием от общего числа принятых родов в %);
3. Удельный вес женщин с осложненными родами и частота осложнений в послеродовом периоде на 100 родивших;
4. удел.вес нормал.родов ( / общее число принятых родов *100 %в РФ 38%, нужно выше)
5. Частота мертворождений (отношение числа родивших мертвыми к числу всех родившихся живыми и мертвыми, умноженное на 1000);
6. Частота недоношенности (отношение числа родившихся недоношенными к общему числу родившихся живыми и мертвыми, умноженное на 100;
7. Заболеваемость новорожденных на 1000 (доношенных, недоношенных);
8. Смертность новорожденных на 1000 (доношенных, недоношенных);
9. Перинатальная смертность (отношение суммы числа родившихся мертвыми и числа умерших в первые 168 часов к числу родившихся живыми и мертвыми, умноженное на 1000);
10. Материнская смертность (отношение числа умерших беременных, рожениц и родильниц (в течение 42 дней после родов) к числу родившихся живыми, умноженное на 100 000).
Организация и управление медицинской помощью детям. Детская городская больница, структура,
Задачи.
Основными принципами лечебно-профилактической помощи детям являются: непрерывность в наблюдении за здоровьем ребенка с первых дней жизни; преемственность в работе врачей, оказывающих лечебно-профилактическую помощь детям; этапность в лечении — поликлиника, стационар, санаторий.
К типовым учреждениям, оказывающим лечебно-профилактическую помощь детям, относятся: детские городская и областная больницы, специализированные детские больницы (инфекционные, психиатрические, туберкулезные, ортопедо-хирургические, восстановительного лечения), диспансеры, детские городские поликлиники, детские стоматологические поликлиники, учреждения по охране материнства и детства (дома ребенка, родильные дома, молочные кухни), детские бальнеологические лечебницы, грязелечебницы, санатории, специализированные санаторные учреждения круглогодичного действия, детские отделения стационаров и поликлиник общего профиля.
Удельный вес детского населения достигает 14%. Дети – это лица в возрасте от 0 до 14 лет включительно (14 лет, 11 месяцев, 29 дней). Это – приоритетное направление в организации мед. помощи. Младенческая смертность – это смертность до 1 года на 100 родившихся. Заболеваемость у детей в 2 раза выше, чем у взрослых. Заболеваемость максимальна на 2 году жизни. ПервичнаяЗ (0-14) на 2008г. – 182714,2 на 100тыс детей. Дети инвалиды(0-17) на 2008 506636 человек. Хотя младенческая смертность уменьшается, удельный вес в её в общей смертности остаётся высоким. Россия занимает 52 – 54 место в Мире по младенческой смертности. Удельный вес её в общей смертности составляет 205. Основная причиной младенческой смертности заключается в неблагоприятных условиях вскармливания и ухода за грудными детьми. Смертность ребёнка надо рассматривать как ЧП для ЛПУ. Одна из основных задач органов и учреждений лечебно – профилактической помощи детям – уменьшение младенческой смертности.
Учреждения, оказыв.помощь детям:
1. сельские учреждения (фельдш.и ФАП, врач.амбулатории, сел.участков.больницы, сезон.дет.санатории)
2. район. и городские больницы (дет.больницы и поликлиники)
3. област, краев, республикан.
Основными учреждениями охраны здоровья детей являются:
1. многопрофильные детские больницы
2. детские поликлиники
3. детские отделения взрослых поликлиник
4. детские отделения многопрофильных больниц для взрослых
5. специализированные детские больницы и учреждения
6. дома ребёнка
7. дошкольные учреждения
8. детские дома
В городах основными учреждениями являются городские поликлиники. В селе за оказание медицинской помощи детям отвечает акушерка на ФАПе., в участковой больнице на 35 коек есть врач – педиатр, в ЦРБ есть поликлиническое отделение для детей и детское отделение в стационаре и районный педиатр. Всю помощь детям в области возглавляет Областная больница.
Раньше были детские консультации (до 3-х лет) и детские поликлиники, т.е. микро – и макропедиатр. Сейчас действует принцип единого педиатра.
Детская городская больница (отделения) бывают:
1. Соматические (многопрофильные)
2. Инфекционные
3. Смешанные
4. Специализированные (противотуберкулёзные, нервно – психические идр)
Может быть объединенная и нет, различной категорийности
Задачи детской больницы:
a) оказание детям квалифицир.лечебной помощи в стационаре, поликлинике и на дому
b) внедрение в практику современ.методов профилактики, диагностики и лечения
c) повышение качества и культуры ЛП обслуживания дет.населения
d) организация ЛП работы в дет.и учебно-воспит. учреждениях
e) сан-просвет работа среди детей и родителей
f) диспансеризация и профилактическая работа
g) оказание 1ой и неотложной помощи при остр.и внезапн.заболеваниях, травмах, отравлениях вне зависимости от района и возраста обратив.пациентов
h) реабилитация
i) противоэпидемическая работа
j) учет оказан.МП, анализ этой помощи, организует курсы повышения квалификации персонала, изучает исходы и отдален.результаты лечения
Структура детской больницы:
1) отделение приёма и выписки больных
2) клинические отделения(стационар)
3) поликлиника
4) изоляционно – диагностический отдел
5) вспомогательные отделения и службы
6) АХЧ
В детских больницах есть опасность внутрибольничной инфекции (ВБИ), гораздо больше, чем во взрослых больницах, - стремятся к боксированию палат, в приёмном отделении располагаются боксы.
Особенности организации и работы детского стационара:
1. Расставание ребёнка с матерью. Нужно окружить его лаской и заботой.
2. формирование отделений не только по нозологии и профилю оказания МП, но и по возрасту.
3. В возрасте до 7 лет мальчики и девочки находятся вместе, после 7 отдельно.
4. 2хстепен.система мед.обслуживания
5. Обязательный сестринский уход. Стремятся приблизить пост мед. сестры к детям. В больших палатах пост мед. сестры располагается внутри палаты. Стеклян. стены
6. Наличие игровых, горшечных, кабинетов для обучения детей
7. Профилактика ВБИ и повтор.инфекций (приемно-смотров.боксы, сан.пропускник, бокс на 1 койку, правил.организация приема больных, одновремен.заполнение палат с идентич.заболеваниями, запрещение посещений детьми до 15 лет)
8. Врач педиатр ведёт 20 детей, инфекционист 15.
9. В определённых случаях матерей помещают вместе с детьми (до 3лет).
10. Важной особенностью является воспитательная работа. Есть должность воспитателя, особенно у детей с хроническими заболеваниями прикрепляются и учителя, которые проводят занятия.
Штат: 1 педиатр -15-20 коек; зав.отд. не менее 40 коек; 1 м\с на 15-20 коек.
Профилактика ВБИ:
ВБИ считается заболевание, возникшее у ребёнка в сроки пребывания в больнице, которые больше срока инкубации, возникшие новые заболевания, если предшевствовал хотя бы один случай этого заболевания. Причины ВБИ: плохая изоляция, поступление детей в инкубационный период, занос инфекции персоналам и посетителями. При поступлении нужно: тщательно собирать эпидемиологический анамнез, создавать боксированные отделения. Только при подозрении на инфекции ребёнок изолируется в бокс.