Профессиональная компетентность в практике социальной работы.
Профессиональнаамя компетентность - совокупность профессиональных знаний и опыта, а также положительного отношения к работе, требуемые для эффективного выполнения рабочих обязанностей в определенной области деятельности. Компетентность подразумевает не только умение выполнять работу, но также способность передавать и использовать знания и опыт в новых условиях.
Проф. Воспитание и обучение – в шир.смысле- функция трудовой и общественной жизни, в узком- ф-ция учебного заведения. Она заключ-ся в созд-ии усл-ий для решения проблемы подг-ки высококвалиф-х спец-в, гуманист-ки ориент-х, способ-х осущ-ть свою деят-ть в усл-х изм-ся мира и в нестанд-х сит-х.
Задачи проф.воспитания и обучения специалиста:
1.развит-е личностного интереса к выбранной проф-ии. 2 формир-е первонач-х представлений об основах СР (профессион-й) 3.формир-е проф-но-мотивац-й утсановки на буд.деят-ть. 4 формир-е проф-но-личностной Я-концепции
Принципы проф воспитания и обучения
1.пр-п творческого саморазв-ия лич-ти (сочетание рацион-го и эмоц-го, саморазв-е через самосовершен-е)
2.пр-п самопозн-ия (ориент-ия на рефлексивное мышление, осозн-е своих сильных и слабых качеств, анализ причин своих успехов и неудач)
3.пр-п приоритета практики (изуч-е теории не т-ко для понимания,но и для применения)
4.пр-п сотворчества препода-ля и обуч-ся (доверие,искрен-ть,терпим-ть,демократ-ть)
5.пр-п историзма (анализ прошлого позит-го опыта СР для его исп-ия в наст-ее время)
Процесс профессионализации СР начинается с профессиональной ориентации.
Профессиональная ориентация – система мер, напр на оказание помощи мол-жи в выборе профессии СР-ка.
Профессиональный отбор – научно обоснованный допуск людей к опр-го вида проф-му обучению и соц-ой деят-ти; устан-е соот-я психофиз. Особ-ей чел-ка, его подгот-ти и навыков треб-ям, предъяв-ым спецификой СР.
Проф-я пригодность – вероятностная характер-ка, отраж-я возмож-ти ч-ка в овладении данной профессией.Проф пригодность оцен-ся по неск-им критериям: мед-е показатели, физ-я подг-ть, конк-е экз-ы, психологическое обследование.
Харак-ки профессионализма:1. высокая продуктивность, 2. высокий ур-ь квалиф-и проф-ой комп-ти.3.оптим-я интенсив-ть и напряж-ть.4. выс организ-ть. 5. Стаб-ть высоких показ-ей кач-ва.6. владение совр-ым содер-ем и совр ср-ми в реш-и проф-х з-ч.7. напр-ть на достиж-е положит. соц-знач целей.
Для изуч треб-ий профессий исп-т м-ды профессиограммы и акмеографии.
Акмеограмма –сис треб-ий усл-ий и фа-ов, способ-их прогресс-му разв-ю проф-го масс-ва и лич спец-та.
Методы профессиографии нацелены на достиж-е такого ур-я проф знаний, умений и навыков, к-е бы обесп общ-о приемлемое качество труда.
Методы акмеографии – нацелены на достижение профессионализма.
Профессиограмма — это требования профессии к личностным качествам, психологическим возможностям человека (А.П. Чехов считал, что не человек ищет профессию, а профессия человека).
Психограмма — основная часть профессиограммы, в которой сконцентрированы требования к личности.В психограмме так же устанавлив. перечень обязател.задач и функций, выполн.профессионалом.
Показатели профессионализма личности и деятельности специалиста:
1. показ-ли объективного и субъективного хар-ра: Объективные показатели – наск-ко чел-к соотв-ет треб-ям профессии и каков его вклад в соц практику. Субъективные показатели – наск-ко профессия соотв-ет треб-ям лич-ти, её склонностям, т.е. наск-ко человек удовлетворен профессиональной деятельностью. 2. процессуально-результативные показ-ли. Процессуальные показ-ли – исп-ет ли спец-т сов-е тех-ги и м-ды. Результативные показатели – достигает ли личность желаемых результатов в труде (анализ сос-я проблемы клиента и рез-т её реш-я; динамика включенности кл-ов в разл-е виды соц-ой деят-ти; динамика отнош детей и подр-ов и др кат-ий к базовым соц-ым ценностям; - оценка социально-психологической обстановки микроклимата в социуме.) 3. нормативно-этический пок-ль проф-ма.1) усвоил ли спец-т этические нормы, станд-ты, принципы профессии;2)умеет ли он на практике следовать эталонам проф-ии, осоз-т ли её знач-ть в общ-е.4. показ-ли наличного базиса – достигает ли спец-т сегодня дост-но высокого ур-я проф-ма лич-ти и деят-ти. 5. прогностические показ-ли – ищет ли ч-к персп-ы роста, какова его зона ближ-го лич-го и проф-го развития.
6. пок-ли проф-ой обучаемости – стрем ли ч-к к образ-ю, пов-ю своего ур-я проф квалиф-ии, готов ли обмен-ся опытом раб-ы с коллегами.7. пок-ли соц актив-ти и конкурентоспособ-и проф-и в общ-е – умеет ли спец-т заинтер-ть общ-о рез-ми своего труда, привлечь внимание к насущным потребностям профессии.8. психологические показатели. 9. показатели инновационного характера(Это индивидуальность, творчество и новаторство)10.Показатели профес-ма при взаимод-ии с клиентом: проф объективность и нейтралитет: сохранить баланс включ в практич ситуацию клиента. Предвиденье, активизация и использование возможности самого клиента: умение включ собств-ые ресурсы клиента. Качественно-оптим-ый уровень взаимоотн-ия с клиентом: общение должно соотв-ть этич нормам.
Важные кач-ва и навыки СР-ка : 1.Проф. компетентн.как проф.важное качество соц.раб-а (высок.ур.образ. и культуры, осведомлен.по широк.кругу проф-но знач. проблем, т.е. знания в области педагогики, психологии, юриспруденции и др)
2.Доброта, любовь к людям, желание помочь, чуткость, чувство сострад.и милосерд., симпатия к друг. и альтруизм. Эти качества можно в целом охарактериз. как доброжел. отнош. к людям, к их пробл..3. Высок. коммуникабельн., общительн., соц.смелость, инициативн., умение управл. людьми, влиять на их позиции и убеждения, умение вызывать к себе доверие и поддерж. чел. в трудную для него минуту. Подобные качества можно обознач. как организаторско-коммуникативные способности.4. Бескорыстность, честность, порядочность, ответствен., высокая нравствен.. Эти качества характер. высок. морал.-этич. уровень соц. раб. 5. Работоспособн., энергичн., настойчив. в достижении цели и готовн.испытыв. психологич. дискомфорт,
если случается. Такие свойства присущи людям, обладающ. нервно-психич.вынослив. 6. Отношен.соц.работника к себе. По мнению психологов, если человек не умеет правильно относиться к себе, не умеет решать собств. психолог. проблемы, то вряд ли он сможет решать пробл. др. Рефлексия есть постоянный анализ своих действий, самооценка и самопознание. Рефл-я –это не только самопонимание и самопознание. Она также вкл-т в себя:пониманиеи оценку др-го чел-ка,соотн-е своего мнения с мнением других людей. Рефлексировать-это значит переживать,пропускать сквозь собств-й внутр-й мир.
Эмпатия - достижение эмоц-го сост-я проникн-ия во внутр-ий мир др.ч-ка.
Проф мышление(Модель И. Н. Семенова) 4 ур-ня: 1.личностный- осмысленность и осозн-ть познават-ой д-ти, что проявл-ся в возн-ии внешней мотивации и ее перерастание во вн-юю, оценивание собственных усилий и стимулир-е эмоц-го тонуса и самоконтроля.2.рефлексивный – умение соотнести получ рез-т с целью д-ти и понять причины проф-х затруднений 3.предметный – отражение пробл-ой ситуации.4.операциональный- исполнение алгоритма действий.