Институционализация области познания.
Общая схема институциализации наук →
1) Формируется основная теория, происходит формирование предметного языка науки, область познания институционализированный направлениями междисциплинарности
2) наличие научных школ, подходов, парадигмальных представлений, сложившихся на базе накопленных знаний, разделяемых группы ученых Объединённых общими целями
3) эклептические подходы
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТИ ПОЗНАНИЯ
1этап 1900-1920 гг
Связан с оформлением индивидуальной работы с клиентом. Активными являются практики Фрейда. Создание первых трудов Мэри Ричмонд.
2этап 1920-1930гг
В СР Активизируются и получают интерпретацию феномены: наследственность, развитость неразвитость интеллекта, физиологическое развитие.
Основные науки-психология и психиатрия.
В основе теоретических разработок-психоанализ Фрейда и Бехивиоризм
3 этап 1930-1950 гг
Оформляется полемика между диагностич-ой и функционалист-ой школами СР
Функцион-я школа
Базируется на психологии развития философии экзистенциализма. предшествующие события не имели важные роли. социальный работник выступает как помощник и фасилитатор, презентующий взаимоотношения, повышающий и раскрывающий скрытый потенциал клиента
фасилитация- способ профессионального воздействия при котором социальный работник способствует установлению и налаживанию новых связей между клиентом и социальными институтами
Диагностическая школа
основоположником Мэри Ричмонд в основе лежит психоанализ диагностическая школа в центре внимания не клиента , а соц.работника и ряд процедур: Диагностика проблемы, предписание и план лечения
4этап 1950-1970гг Снимаются попытки аккумулировать теорию социальной работы наблюдается рост теории социальной работы в практике индивидуальной работы с клиентом расширяется Спектр работы с группой и микро социальной среде
5этап 1970-1990гг теории социальной работы начинает доминировать теория систем
6 этап 1990г 20в методологический плюрализм подходов проблема клиента или практическим методам
7этпр с 1990гг-наст.вр доминируют модернистские подходы которые формируются на основе переосмысления социальных и медицинских моделей в социальной работы относительность понятий, ценностей, отрицание авторитетов абсолютную ценность приобретает в социальной работе клиент и его запросы
Меняется тактика деятельности соц.работника:
- больше ориентирована на организацию групп самопомощи, принятие роли фасилитатора, принятие функций защиты клиента, работа направлена на антидискриминац-ую политику
РОССИЙСКИЙ ОПЫТ
Исследования начались в 1992 году.- Фирсов, Холостова, Жуков, Нищередний.
Влияние западных школ СР.
Идеологии социального образования: западная традиция, российский опыт.
ЗАПАДНАЯ ТРАДИЦИЯ
1 этап 1900-1940гг
СР оформляется как проф.деят-ть. Характерно открытие соц.служб, образоват. уч-ий. Профессиональные знания формируются на основе этноцентризма (судить поведение других на основе собственного). Идеология соц. обслуживания, соц. контроля малоимущим слоям населения.Для данного периода сильны традиции филантропии, патернализма и соц. благ-ти.
2этап 1940-1970гг
Экспансия американской модели подготовки соц.работников. Формируется единая научная парадигма
3этап 1970-1990гг
Экспорт западных моделей СР во все страны мира
Унификация учебных планов:
-идеология соц.проблем клиента в контексте экономич, соц-полит и культ, географич. факторов.
-расширение набора навыков и полномочий клиента необходимые и достаточные для решения проблем клиента
-обучение должно быть тесно связано с проблемами общ-ва и потреб-ми групп и индивидов, основан. на концепции соц.справедливости
РОССИЙСКИЕ ТРАДИЦИИ
1этап нач 90х гг
Дискутри-ся проблемы научной проф.идентичности в основном соц. раб. и соц. педагоги пытались разводить эти проблемы. Западные модели СР выступали основной идеей. Основные науки-социология, педегогика, психология
2этап конец90х-наст.вр
Связан с концепцией гос.стандартов и фед. стандартов (ГОС и ФГОС)
Проблемное поле институционализации социальной работы: институционализации понятийной номинации, социальная работа и ее междисциплинарный статус, институционализация теоретического познания на рубеже XIX—XX вв., институционализация теории социальной работы на рубеже XX—XXI вв.
Первое понятие charete - (система помощи) это понятие характерное для средних веков
с 18 века assistanse- содействие
в 20 веке aid social - социальная помощь
затем travail social - социальная работа
СР - это понятие производное от термина “соц.работник”, которые предложили в 1990 г Симон Паттен
Теоретические парадигмы общественного призрения и СР в России на рубеже веков
Парадигмы общественного призрения 19-нач 20 вв | Парадигмы ТСР 20-21вв | |
Базовые понятия | Общественное призрение | Соц. работа |
Смысловое поле | Деятельность и область представлений | Деятельность, область познания и направление образования |
Парадигмальная основа | Исторический эволюцинизм, христианская этика, право, эжкономика, соц.политика | Педагогич., психологич-е, социолог-е, философские теории и подходы |